Метки: модернизация; трамвай; челябинск

Модернизация трамвая КТМ-5 в Челябинске

В Челябинске на маршрут вышел модернизированный трамвай, оснащённый навигационным оборудованием, автоинформаторами для объявления остановок по координатам ГЛОНАСС и тепловыми завесами. 6 сентября глава городской администрации Сергей Давыдов, посетил трамвайное депо №5, где осмотрел машину.



По словам мэра, модернизация трамвайного парка позволит привлечь пассажиров в комфортабельные транспортные средства, а также оптимизировать расходы на их содержание и сэкономить энергозатраты.



Новый трамвай — результат обновления старого. Его разобрали, оставив только корпус и тележки. Получившуюся основу специалисты буквально напичкали современной техникой: вместо привода ГРК поставили «автомат», оборудовали кабину водителя бортовым компьютером, установили антивандальные сиденья. За безопасностью теперь следят камеры видеонаблюдения. Обыкновенную табличку с номером и обозначением маршрута заменило электронное табло с бегущей строкой.



«В рамках реализации федеральной программы по снижению энергопотребления мы рассмотрели предложение экспериментально переоборудовать один трамвай: поменять не только систему привода, которая дает снижение энергопотребления, но в тоже самое время провести капитальный ремонт вагона и изменить его внешний облик, — сообщил директор МУП «ЧелябГЭТ» Виктор Храмов. — Мы перенимали опыт автобусников в том, как они восстанавливали корпуса, перенимали опыт других представителей ГЭТ и получилось такое детище. Из европейских веяний — электронное табло. Более того, установлена несвойственная для трамваев система привода».



«Раньше трамвай только потреблял энергию, — признался начальник трамвайного депо №1 Анатолий Шестаков. — Теперь двигатель имеет очень плавное торможение, которое передаётся на все колёса одновременно, поэтому не может быть каких-то выступов на рельсах, но при этом при торможении создается рекуперация — двигатели работают как генераторы и передают ток обратно в контактный провод. Иными словами, трамваи подпитываются той же энергией, что и вырабатывают».



Рекуперативное торможение широко применяется на электровозах, электропоездах, современных трамваях и троллейбусах, где при торможении электродвигатели начинают работать как электрогенераторы, а вырабатываемая электроэнергия передаётся через контактную сеть либо другим электровозам, либо в общую энергосистему через тяговые подстанции.



По словам начальника управления транспорта администрации Челябинска Камила Маматказина, прогрессивное тяговое оборудование трамвая на IGBT-транзисторах позволит машине двигаться более плавно и тормозить не одной колёсной парой, а всеми колёсами. «Эта особенность обеспечит больший комфорт и безопасность пассажирам, а электротранспортники сумеют сэкономить на содержании путей – не потребуется «выпрямления» рельсов, а ранее эта работа велась постоянно. Исчезнут затраты и на замену передних колёсных пар, которые изнашивались намного быстрее других».



Осмотрев новый трамвай, Сергей Давыдов отметил, что модернизация обошлась муниципалитету в три миллиона рублей. «Это в четыре раза дешевле, чем приобретать новый трамвай, стоимость которого 10-12 миллионов. Наш трамвай оснащён новейшим отечественным оборудованием (привод изготовила златоустовская компания «Канопус» — прим.), которое позволяет экономить 30% энергии. Сейчас мы платим примерно 30 миллионов рублей в месяц за электроэнергию, которую используют трамваи. Однако наши специалисты говорят, что экономия может достигнуть порядка 50-70%. Мы этим сейчас занимаемся».



В Челябинске списанию подлежат 400 трамваев, однако списывать устаревшие машины экономически нецелесообразно, ведь несущий кузов и рама у них целые.

Камил Маматказин согласен с тем, что трамваем пользуются преимущественно пенсионеры, для которых главное, чтобы он вовремя приходил да и вообще ехал. Однако Виктор Храмов пояснил, что транспортники преследовали две цели: снизить энергопотребление и повысить привлекательность этого транспорта, чтобы всем слоям населения было приятно на нем ездить.

«Сейчас разрабатывается комплекс мер: трамваи будут приходить чаще, будем подстраиваться под пассажиропоток. Помимо этого, ряд проектов разрабатывается для пенсионеров. Например, информировать об остановке будут очень громкие динамики, — заверил Виктор Храмов. — Чтобы электронное табло не рябило в глазах, можно отказаться от бегущей строки. Самый важный момент — мы позаботились не только об энергопотреблении, но и о водителе и пассажирах: установили новые тепловые завесы, которые теперь будут подогревать не сидения, а весь салон по системе климат-контроля. Изменился пульт управления, внутренняя обшивка салона».

«Чтобы управлять модернизированным трамваем, водителям нужно будет учиться, потому что это совсем другая система управления, — заметил Анатолий Шестаков. — Мы своего водителя отправили во второе трамвайное депо — у них есть несколько вагонов такой модели. Думаю, новая техника привлечёт к этой профессии новых людей».

«Как таковой сложности в управлении этим трамваем нет никакой: всё стало намного лучше и проще, всё-таки электроника, — признался водитель модернизированного трамвая Евгений Кокшаров. — Например, в старом вагоне стояли три тумблера открывания двери, а здесь — один. Поэтому есть возможность одним нажатием открыть все три двери. Удобно, что ушли от старых приборов: амперметров, вольтметров, килоамперметров — вся информация теперь выводится на экране. Опять же эти вагоны могут автономно пройти до 500 метров без подключения к сети, а старые не могли (стоял привод ГРК)».

«Сегодня мы приняли принципиальное решение — реконструировать все трамваи и превратить их в низкопольный транспорт, который будет удобен для пассажиров, — заметил Сергей Давыдов. — Это будет стоить примерно на 200 тысяч дороже, чем реконструкция обыкновенных вагонов. Запустив на наши линии новые фактически трамваи мы сможем добиться того, что транспорт будет более привлекательным: станет больше пассажиров, больше сбор денег. Уверен, настанет день, когда мы из бюджета перестанем дотировать наш общественный транспорт. Сейчас выстраивается финансовая лизинговая схема, то есть мы большое количество денег из бюджета вкладывать не будем. Средства изыщем за счёт привлечения лизинговых компаний, которым возместят убытки за счёт существенной экономии электрической энергии».

Новый трамвай выходит на маршрут с 7 сентября. Планируется, что он пойдет в сторону северо-запада, однако точный номер новичку транспортники на момент выхода материала не присвоили.

Модернизированный трамвай — не единственное новшество на Челябинских дорогах. В выходные в город поступили 15 автобусов ЛиАЗ, цветовое оформление которых выполнено в едином стиле с модернизированным трамваем. По словам сити-менеджера, это станет визитной карточной общественного транспорта. Более того, на четырёх остановках муниципалитета установили электронные табло, информирующие пассажира о времени подхода ожидаемого транспорта.

Как сообщил заместитель директора по коммерческой работе МУП «ЧелябГЭС» Альфред Нурисламов, информация отразит интервал движения автобуса, трамвая или троллейбуса, по мере приближения которых время будет меняться в строну уменьшения — пассажир будет точно знать, сколько ему предстоит ждать транспорт. Пилотные образцы установлены на остановках «ЮУрГУ», «Алое поле» и «Площадь Революции» по направлению к ЧТЗ. Ещё одно установлено на троллейбусной остановке ДС «Юность» в сторону ЧМЗ.

«Пока они тестируются, но уже в ближайшее время — завтра-послезавтра — начнём на этих табло показывать в режиме эксперимента время подхода транспорта к указанным остановочным пунктам. Троллейбусное депо №1 полностью оснащено навигационным оборудованием. Вот эта информация, которую оно передаёт, будет транслироваться на электронном табло: через какой промежуток времени подойдет тот или иной маршрут».

По словам Сергея Давыдова, скоро такие табло появятся и на трамвайных остановках. «Мы разрабатываем новый график движения, уже установлена система ГЛОНАСС, которая позволяет обеспечить движение транспорта в удобное для людей время, с определенной ритмичностью, известной заранее. Делаем всё возможное, чтобы транспорт был удобен для челябинцев».

По материалам «Chelyabinsk.ru»
61
Написал groovy 2011.09.11 17:30:10
Рейтинг:
 
–12
Написал Urbanum 2011.09.11 18:17:20
Его комментарий скрыт

Мэр милионника среди старых корыт толкает пафосные речи? Позорный чиновник он, потому что не престало миллионнику ездить на латаном старье да ещё и перекраивать его, выдавая это за пиздец какое событие. Пусть берут пример с Перми.
16
Написал Мишбан 2011.09.11 20:35:14

Понравилось про Сегодня мы приняли принципиальное решение — реконструировать все трамваи и превратить их в низкопольный транспорт. Т.е. этот модернизированный КТМ-5 будут повторно модернизировать, превращая его в низкопольный.

А вот информировать об остановке будут очень громкие динамики - не очевидно, что могут привлечь пассажиров. Потому что многие нормальные пассажиры как раз наоборот не терпят громких динамиков - например, с маленькими детьми.
4
Написал budafok 2011.09.11 22:36:57

да ладно вам, инициатива хорошая. но - необходимости покупать новые трамваи это никак не отменяет.
у нас, конечно, хватает примеров хреновой "полной модернизации", в частности, ЭР2->ЭМ2. ну, посмотрим, как эти себя покажут.
Не забывайте, Челябинск - не Москва, в деньгах не купается, и 3 млн против 10 - это существенно.
3
Написал Flar 2011.09.11 23:52:02

> По словам начальника управления транспорта администрации Челябинска Камила Маматказина, прогрессивное тяговое оборудование трамвая на IGBT-транзисторах позволит машине двигаться более плавно и тормозить не одной колёсной парой, а всеми колёсами. «Эта особенность обеспечит больший комфорт и безопасность пассажирам, а электротранспортники сумеют сэкономить на содержании путей – не потребуется «выпрямления» рельсов, а ранее эта работа велась постоянно. Исчезнут затраты и на замену передних колёсных пар, которые изнашивались намного быстрее других».

WHAT THE FUCK???!!

Челябинские трамваи - самые суровые трамваи в мире! Как только трамвайный вагон поступает в этот чудный город, начальник управления городского транспорта Камил Маматказин под покровом ночи идёт в трамвайное депо и лично демонтирует три вида тормозов со всех колёсных пар, кроме передней. И почему же он тогда так рад, что этот вагон первым избежит данной участи?
14
Написал Kardail 2011.09.12 00:05:43

Надо отдать должное, если я конечно не ошибаюсь, это первый проект модернизации КТМ-5, у которого оставили большую отъезжающую дверь
1
Написал АЛС-АРС 2011.09.12 00:25:54

> «Раньше трамвай только потреблял энергию, — признался начальник трамвайного депо №1 Анатолий Шестаков.

сенсационное признание

> Сегодня мы приняли принципиальное решение — реконструировать все трамваи и превратить их в низкопольный транспорт, который будет удобен для пассажиров, — заметил Сергей Давыдов. — Это будет стоить примерно на 200 тысяч дороже, чем реконструкция обыкновенных вагонов.

ошалеть, низкопольный? мне страшно представить, что получится, если вставить в старую КТМовскую раму низкопольную секцию. но прецедент будет замечательный.

дальше. понравился салон, вот он в отличие от экстерьера реально современен. окраска - тоже замечательная, окрасить весь городской ПС в единую схему - хорошее решение. уже какой-никакой, а имидж. это в том случае, если в Челябинске серьезно взялись за ОТ. а то могут поиграть и бросить (у вас там, к слову, выборов не намечается на ближайшее время?). Пока, увы, единственный пример адекватных транспортных реформ - это Пермь.

Ну и еще) Глядя на ТМЗшные ктм5 и вот этот челябинский вагон, а также алтайские и ивановские КВРы ЗиУ, я понимаю, что советская промышленность в сочетании с российской действительностью подарили нам вечные машины, которые еще, видимо, и внуков наших повозят)))
16
Написал Пeresvet 2011.09.12 01:37:21

Забавно... снаружи КТМ-5, внутри КТМ-19 :)
4
Написал Tassadar 2011.09.12 02:18:46

А пульт от 71-623
9
Написал DimonS 2011.09.12 10:37:37

Неплохо, конечно. Но, во-первых концепция дизайна экстерьера напоминает электровоз "Гранит". Во-вторых старый КТМ-5 всё равно остаётся старым КТМ5. Кузов у него не вечный, на много лет этой модернизации не хватит.
0
Написал Spirit 2011.09.12 15:08:09

"концепция дизайна экстерьера напоминает электровоз "Гранит"
Это ж как надо извернуться, чтобы сделать из КТМ-5 что-то не напоминающее этот самый "Гранит"!

Надо отдать должное, если я конечно не ошибаюсь, это первый проект модернизации КТМ-5, у которого оставили большую отъезжающую дверь
Это хорошо или плохо? До этого в депо №2 былотКВРенный КТМ-5, примерно такого же вида, но с поворотными дверями, как на московских КТМ-19. По его оборудованию ничего конкретного сказать не могу...

Насчёт челябинского ОТ: последнее время происходят постоянные закупки автобусов и троллейбусов, низкопольной техники нет вообще, даже в новых поставках (и я сомневаюсь, что эта тенденция изменится), трамваи в последний раз закупались в 2004 (несколько КТМ-19КТ). Основной упор делается на "дорожную революцию" (расширение дорог, строительство развязок и мостов, и т.п.), что неплохо разгрузило многие проблемные места в городе. Возможно, в связи с этим парк автобусов и троллейбусов обновили довольно серьёзно, а про трамваи будто забыли. Но надо отдать должное, подвижной состав и пути содержатся в хорошем состоянии, в городе порядка двадцати трамвайных маршрутов и никаких сокращений не планируется.
0
Написал Lorenetz 2011.09.12 17:55:10

Spirit, этот кузов при нормальном присмотре прослужит ещё не один год и это всяко лучше, чем продолжать экплуатировать вагон в том состоянии, что был. На третьем снимке слева в этой заметке показан внешний вид большинства КТМ-5 в нынешние времена ( http://contents.img.rugion.ru/_i/news/c/regions/74/news/2011/09/nd/6_9007.jpg ) и это ещё не самое худшее состояние. Естественно, что такой трамвай особого энтузиазма у горожан не вызовет.
Иная альтернатива в части российских городов выбрана: просто тупо списывать, а потом вообще закрыть трамвайное движение под соусом, что "дорог нерентабельно" и т.д. и в очередной раз пересаживать людей на маршрутки. Эта альтернатива лучше что-ли? А вариант с закупкой новых вагонов далеко не каждому городу по карману, не говоря уже о том, что он просто не в почёте у современных российских властей.
Главное, чтобы не повторилась история ивановского вагона №289.

У "Гранита" свой достаточно своеобразный стиль, подстать названию, и момент здесь в другом - он запоминающийся: раз увидишь и уже не скоро забудешь. Если при этом машина себя и покажет с хорошей стороны (а судя по всему, показывает), то подобный необычный и запоминающийся дизайн сыграет только на руку.

И они не похожи (этот КТМ-5 и "Гранит"). Никак не схожи.
3
Написал I.N. 2011.09.12 18:07:55

Конечно, КТМ-5 - это очень суровый трамвай, но после модернизации становится намного симпатичнее. Ведь и в старую технику можно вдохнуть жизнь при желании.
А в Коломне до сих пор КТМ-5 бегают со старыми салонами...
1
Написал razor 2011.09.12 20:36:59

Пeresvet,

Конечно, делать "Кобру" куда практичнее, чем просто тупо рекунструировать старые вагоны.
Из Татр Т-3 в Киеве уже работют "Кобры" на скоростных линиях. Делается это так - у одного вагона убирается кабина, у другого - кормовая часть, а в середину устанавливается низкопольная секция. Получается "Кобра".
0
Написал Дикий Кот 2011.09.12 21:25:55

Дикий Кот Интересно, какая будет нагрузка на пути, если такое сделать с КТМ-5? Вроде как, он и так довольно тяжёлый, так как изначально выпускался с пластиковым кузовом, который после пары пожаров решено было заменить на металлический. Что будет, если на те же четыре тележки поставить ещё одну секцию?
Хотя, конечно, такой вариант удобнее, чем низкопольное "корыто" посреди соло-вагона.
0
Написал Lorenetz 2011.09.13 13:59:18

Дикий Кот, я в курсе, как делается Кобра, но так ли будут модернизировать челябинские трамваи? все таки вместительность у ктмовской кобры будет равносильна СМЕ, а СМЕ в городе далеко не на всех маршрутах, то есть одиночные вагоны в любом случае придется тоже делать низкопольными, если уж решили сделать такими ВСЕ, как сказано в статье.

хотя по-моему это просто громкие слова, модернизировать конечно будут, и возможно даже правда с превращением в низкопол, но явно не весь ПС под это попадет: с ктм19 уж точно возиться не будут, да и 71-608К и КМ в России вроде вообще не КВРят, сразу списывают. в общем, время покажет.)
0
Написал Пeresvet 2011.09.13 18:12:51

I.N.: Spirit, этот кузов при нормальном присмотре прослужит ещё не один год и это всяко лучше, чем продолжать экплуатировать вагон в том состоянии, что был. На третьем снимке слева в этой заметке показан внешний вид большинства КТМ-5 в нынешние времена ( http://contents.img.rugion.ru/_i/news/c/regions/74/news/2011/09/nd/6_9007.jpg ) и это ещё не самое худшее состояние. Естественно, что такой трамвай особого энтузиазма у горожан не вызовет.

Я занимаюсь реставрвцией старой машины, и я могу с уверенностью сказать, что неблагодарное это занятие, в первую очередь с экономической точки зрения. Если я буду собирать из этой старой машины новую, с применением всех новых запчастей, то ее цена будет значительно выше неплохой новой иномарки. А старый кузов - это всегда плохо, потому что усталость металла никто не отменял. Капитальный ремонт кузова в данном случае - это фактически занова свареный кузов. И вообще, у меня есть подозрение, что бОльшая часть денег, вбуханая в данный проект - это салон, внешний вид и всякие примочки, чтобы всем показать, как круто сделали. За 3 миллиона нереально полностью откапиталить трамвай...
3
Написал Spirit 2011.09.14 09:24:14

Spirit, И вообще, у меня есть подозрение, что бОльшая часть денег, вбуханая в данный проект - это салон, внешний вид и всякие примочки, чтобы всем показать, как круто сделали. За 3 миллиона нереально полностью откапиталить трамвай...
Нет, тут дело скорее в использовании труда сотрудников парка. Я думаю, их труды и усилия в этих трёх миллионах не учитываются.
2
Написал I.N. 2011.09.14 19:41:51

Я занимаюсь реставрвцией старой машины, и я могу с уверенностью сказать, что неблагодарное это занятие, в первую очередь с экономической точки зрения.

Ну, машина и трамвай - вещи немного разные. Легковой автомобиль делается конвейерно с серьёзным применением автоматов, потому достаточно дешёв. Переборка его вручную потребует много человеко-часов затрат, а также наличия хитрых инструментов, и потому будет дорога. Отсюда и невыгодность капиталки современной иномарки.

Трамвай у нас и собирается мужиками вручную, и капиталится мужиками вручную примерно по той же технологии. Так что время работ, а значит и цена труда людей, при постройке нового и при капиталке будет сопоставима. А на материалах можно сэкономить.
–3
Написал mipt_stan 2011.09.15 12:21:03

Пишите письма: metronews@mail.ru