В ближайшее время каждый петербуржец сможет в реальном времени следить за движением общественного транспорта и знать, когда автобус или трамвай приедет к остановке возле его дома: по заказу комитета по транспорту разработан сайт, на который через спутниковую систему ГЛОНАСС будет стекаться информация с навигаторов, установленных в кабинах водителей. Пока речь идёт лишь о социальных маршрутах, однако по закону навигаторы должны быть установлены и на коммерческом транспорте.
Транспортный портал Петербурга разработан по заказу комитета по транспорту компанией CSBI Group, которая поставила порядка 80 % ГЛОНАСС/GPS-навигаторов в петербургские автобусы, трамваи и троллейбусы. В настоящее время портал работает в тестовом режиме и закрыт для доступа, однако «Фонтанке» удалось познакомиться с его интерфейсом и принципом работы.
Как рассказал руководитель проектов компании CSBI Group Максим Галл, информация о движении наземного пассажирского транспорта будет поступать на сайт с бортового оборудования, которое сейчас устанавливается в автобусах, троллейбусах и трамваях («Фонтанка» рассказывала об этом). Для пассажиров будут доступны несколько сервисов. Во-первых, можно будет ввести нужный вам маршрут, а система должна автоматически указать вам, сколько остановок нужно проехать до конечного пункта, нужны ли пересадки с маршрута на маршрут, а если да — то какое расстояние нужно пройти между остановками. Кроме того, сам маршрут будет проложен на карте: первая точка будет обозначена как «старт», вторая – как «финиш».
При этом система может предложить как прямые маршруты, так и альтернативные. Например, если ввести в системе маршрут «Галерная улица—6-я Советская улица», то система предложит либо сесть на 5-й троллейбус и ехать спокойно, либо сделать это оригинальным способом. Так, сайт предлагает сначала пройти 201 метр пешком до остановки на площади Труда, чтобы сесть там на 22-й троллейбус (иллюстрация 1). Проехав 6 остановок, нужно выйти у станции метро «Гостиный двор», пройти пешком 599 метров до остановки на Садовой улице и сесть на 181-й автобус, который через 5 остановок доставит вас до 5-й Советской улицы. От не` до 6-й Советской останется пройти 212 метров.
Помимо количества метров, которые нужно пройти между остановками, на сайте также указывается стоимость проезда. Можно ввести и название остановки, и тогда система прямо на карте укажет, какие маршруты общественного транспорта проходят через неё.
Ещё одна функция будет полезна обладателям смартфонов или Ай-Пэдов: стоя на остановке, можно будет увидеть, через сколько придёт тот или иной автобус или троллейбус. Правда, придётся обращать внимание на то, каким цветом указано время: если синим, то это значит, что маршрут оборудован навигатором и вы видите реальное время. Если чёрным, то это означает, что ГЛОНАСС пока не охватывает это транспортное средство и вы видите всего лишь время по расписанию, которое, как мы знаем, очень часто отстаёт от реального.
Увидеть время, оставшееся до прихода автобуса, трамвая или троллейбуса, можно будет и с помощью электронных табло, которые планируется установить на большинстве остановок. Сейчас они в тестовом режиме используются лишь в нескольких местах, в том числе на остановке в Почтамтском переулке. Кроме того, как обещают разработчики, пассажиры будут иметь возможность отправить СМС с названием остановки, а в ответ им будет автоматически направлено сообщение, в котором будет указано, сколько времени осталось до прихода автобуса, троллейбуса или трамвая.
Запуск данного ресурса произойдёт в ближайшее время. Как рассказали в комитете по транспорту, это произойдёт до конца года. Правда, пока следить через Интернет можно будет лишь за социальными маршрутами — как уже сообщала «Фонтанка», для них город закупает бортовое оборудование. Что касается коммерческих маршрутов, то они смогут появиться в системе тогда, когда транспортные компании за свой счёт закупят навигаторы (по оценке специалистов, стоимость одного комплекта составляет 50 тысяч рублей, ещё в 10 тысяч обойдётся установка).
Впрочем, несмотря на высокую стоимость комплектов оборудования, установлено оно будет в любом случае: планируется, что с 1 июля за отсутствие спутникового оборудования в транспортных средствах, осуществляющих пассажирские перевозки, придётся платить штраф. Физические лица должны будут выложить 5 тысяч, юридические — 50.
Отметим, что в большинстве европейских городов подобные транспортные порталы существуют давно. Так, как рассказал сегодня на III Международном конгрессе по интеллектуальным транспортным системам президент итальянской компании 5T Марио Каррара, жители Турина могут следить за городским пассажирским транспортом на сайте www.5t.torino.it. При этом в месяц сайт посещают порядка 222 тысяч уникальных пользователей, услугой СМС-информирования пользуются в среднем 55 тысяч человек.
П. С. Можно также посмотреть, где сейчас находятся автобусы или троллейбусы.
Два взгляда на решение проблемы предсказуемости движения ОТ: можно бороться с пробками и сохранять нормальную частоту обращения ТС (в сильно непиковое время, в условиях отсутствия пробок, можно соблюдать заранее известное расписание), а можно оборудовать ОТ навигаторами...
Что же касается сервиса выбора маршрута, то это очень полезная вещь, но она для некоторых городов уж реализована на rusavtobus.ru (не сочтите за рекламу, просто дружеский совет).
D-d-d, несколько маршрутов можно посмотреть тут: http://www.doroga.tv/msk/transport/
Насколько я понял, там только те, которые проходят через новый ТПУ на Планерной. Насколько врут табло на самой Планерной не знаю - был там один раз, когда работало только одно табло по расписанию (сейчас, кажется, побольше работает).
Njdfallitsdawn, D-d-d, ребят, какой-никакой аналогичный сервис в Москве уже работает, как и в Питере. http://doroga.tv
С телефона удобно: wap.doroga.tv - в формате расписания. Находишь свою остановку, вбиваешь в закладки и потом просматриваешь. Быстро, удобно. Правда, как я посмотрю, охват маршрутов маленьки1 пока что. Но это к транспортникам вашим. Ещё на ТПУ Палнерная табло вроде готовые стоят.
В моём захолустном Тамбове, кстати, очень неплохо всё реализовали - охвачены почти все автобусы и троллейбусы, даже коммерческие (исключение - маршрутки-"Газельки"). Отдельным значком помечен низкопольный транспорт. Кроме Дорога.тв реализовано на http://www.airtc.ru/map/ (тут и пробки заодно, и движущаяся картинка и прогноз), в качестве приложения для Google Earth, слоя для Layer под Android, приложений для телефонов и смарт-фонов. А также в городе стоят три "умные остановки" с табло. В общем-то полезно. Хотя бывают свои глюки. И на конечных смотреть прогноз бесполезно - предсказывает только по ГЛОНАСС.
Так что если в Питере всё правильно реализуют - будет, конечно, лучше. Во-первых, будет интеграция с расписанием. (У нас расписание - это что-то из фантастики, только троллейбусы соблюдают примерно). Во-вторых, альтернативные маршруты. В-третьих, интерфейс удобнее. Но как всё это реализуют, зависит от прямоты рук и заинтересованности исполнителей.
В нашем городе, как я понял, почти всё сделано личными усилиями интересующихся, без которых и транспортникам и властям было наплевать в высшей степени. В общем, удачи и хорошо попользоваться новым серсисом, Питерцы!
> С телефона удобно
Т. е. ещё деньги за это платить? за трафик? круто :) Тем более, далеко не у всех смартфоны. И на бегу лезть на какой-то сайт... а если ещё с вещами... мдя.
Вот табло на остановках (работающие на основе данных GPS/ГЛОНАСС) – это полезно.