Без объявления тендера. Украинские железные дороги купят электропоезда у корейцев
(Современный межрегиональный двухсистемный электропоезд для
эксплуатационной скорости 160 км/ч, разработанный ОАО «КВСЗ»,
с возможностью модернизации до скорости движения 200 км/ч)
В последнее время Украинские железные дороги через средства массовой информации сообщают, что достойно обеспечат перевозки гостей Евро-2012, и в этом им поможет южнокорейская компания «Hyundai Corporation», точнее, её транспортное подразделение «Rotem». Однако при более детальном рассмотрении этой темы серьезные сомнения вызывала не только целесообразность размещения заказа, но и возможность своевременной поставки поездов корейского производства в Украину. А ведь есть другие серьёзные производители, в том числе и украинские, которые могут и хотят выполнить этот заказ в приемлемые сроки. Однако их интересы пока остаются на обочине процесса.
Игра не по правилам
В 2009 году в ходе визита премьер-министра Юлии Тимошенко в Южную Корею был подписан меморандум о поставке в Украину 10 межрегиональных двухсистемных электропоездов для перевозки пассажиров в период проведения чемпионата Евро-2012. Согласитесь, решение выглядит довольно странным, ведь в Украине есть свой производитель электропоездов — холдинговая компания «Лугансктепловоз». Кроме того, достоверно известно, что поступало предложение о поставке такого типа электропоездов от польской компании PESA совместно с Крюковским вагоностроительным заводом (ОАО «КВСЗ»). Проявляли интерес и другие иностранные производители. То есть, решение выглядело по меньшей мере поспешным, учитывая ещё и тот факт, что среди техники, выпускаемой кореей, нет электропоездов, соответствующих украинским требованиям.
Кто-то может возразить, мол, в Украине нет средств на закупку такого подвижного состава, а «Hyundai» обеспечивает заключение долгосрочного кредитного соглашения между Украинскими железными дорогами и экспортно-импортным банком Кореи на выгодных для Украины условиях. Но кто сказал, что другие игроки рынка не в состоянии предложить подобную схему финансирования закупки поездов?
Реальная альтернатива
Вновь о закупке двухсистемных региональных электропоездов заговорили в апреле-июне текущего года. Тогда активно обсуждался вопрос поставки таких поездов компанией PESA совместно с ОАО «КВСЗ». Генеральный директор Украинских железных дорог Михаил Костюк выезжал в Польшу, где провел ряд переговоров по данному вопросу.
А в сентябре-октябре ОАО «КВСЗ» — головное отечественное предприятие по производству пассажирских и метровагонов — предложило свой собственный проект двухсистемного межрегионального электропоезда. При этом, как и корейская сторона, гарантирует поставку шести электропоездов до 1 июня 2012 года.
То есть как минимум три компании предлагают поставить столь необходимые электропоезда. В общем есть все основания для объявления тендера, как это предусмотрено законом «О закупке продукции за государственные средства» и выбрать наиболее приемлемый вариант. Однако конкурс не объявили...
Неподписанный контракт
Зато поспешили передать для проработки корейцам технические требования к межрегиональному электропоезду. К слову сказать, эти самые техтребования разрабатывались по заказу и за деньги Крюковского вагоностроительного завода ещё в 2008 году. Как оказалось, суетились зря.
В начале ноября 2010 г. Михаил Костюк и вице-премьер Борис Колесников посетили с официальным визитом компанию «Hyundai Rotem». Как раз во время их визита и выяснилось, что корейцы даже не рассматривали технические требования к новому поезду. Тем не менее протокол о взаимопонимании в области поставки двухсистемных межрегиональных поездов был подписан. Достигнута также договоренность о подписании 1 декабря 2010 года в Сеуле контракта на поставку 10 поездов с подтверждением статуса корейской компании как единственного производителя такой продукции для Украины. Кроме того, стороны договорились о визите в Корею группы украинских экспертов для согласования технических вопросов.
Объяснить такую поспешность можно разве что жестким дефицитом времени. Но чем объяснить высказывание Костюка, опубликованное в газете «Магистраль» («До Євро закуплять «корейців»?», №87 от 6—12 ноября 2010 года)?
«Для определения поставщиков современных электропоездов был объявлен открытый тендер. На участие в нем отозвались лишь две европейские компании — польская и чешская. Они предложили изготовить лишь два поезда к 2012 году, тогда как нам необходимо десять. Единственным производителем, который заявил, что может взять на себя такие обязательства, стала корейская компания «Hyundai». К тому же, её продукция дешевле, чем европейского производителя».
Получается, общественность откровенно обманывают? Ведь тендер объявлен не был (во всяком случае, официально), следовательно, никто, в том числе и отечественные компании, не могли участвовать в нём.
Таким образом, Украинские железные дороги активно готовились к заключению контракта с «Hyundai Rotem», в то время как отечественные производители пассажирского подвижного состава — ОАО «КВСЗ» и ХК «Лугансктепловоз» — были попросту отстранены от участия в поставках межрегиональных поездов с грубым нарушением действующего украинского законодательства.
И всё же сеульский контракт на поставку электропоездов не был подписан ни 1 декабря, ни в последующие дни.
Эксперты свидетельствуют
Можно только догадываться о причинах, не позволивших подписать украинско-корейский контракт. Узких мест в нем имелось достаточно, в том числе технических.
Например, после корейского визита Бориса Колесникова и Михаила Костюка в СМИ появилась информация о том, что высоким гостям из Украины были продемонстрированы прототипы украинских поездов. Мягко говоря, это не соответствует действительности, так как, по словам экспертов, был продемонстрирован высокоскоростной поезд «KTX», лицензию на производство которого была приобретена у французской фирмы «ALSTOM» в 2002—2003 годах. Этот электропоезд предназначен для эксплуатации на высокоскоростных магистралях со скоростью 250—300 км/ч и даже отдаленно не напоминает электропоезд с эксплуатационной скоростью до 160 км/ч, предлагаемый Украине корейской стороной.
На вопрос украинских экспертов о готовности «Hyundai» к производству электропоезда для Украины получен ответ, что его разработка будет начата только после подписания контракта. При этом президентом компании «Hyundai» было заявлено, что от создания до начала поставки таких поездов потребуется не менее 16 месяцев. Таким образом, при подписании контракта в декабре Украина сможет получить первые электропоезда не ранее мая 2012 года, то есть в канун проведения Евро-2012.
А еще компания Hyundai настаивает на том, что поезд будет разработан на основе нормативной документации, действующей в Корее, Японии и США, а также в соответствии со стандартами международного союза железных дорог (UIC), которые в Украине не признаны. Такое требование идет вразрез с действующим законодательством Украины в области стандартизации и метрологии. Учитывая это обстоятельство, корейской стороне придется пересмотреть свое мнение в данном вопросе, что несомненно приведет к дополнительным трудностям при реализации проекта, увеличит затраты, сроки выполнения работ в целом.
Корейский электропоезд до ввода его в эксплуатацию обязательно должен пройти комплекс предварительных и сертификационных испытаний на соответствие нормам закона «О железнодорожном транспорте». Этот документ регламентирует требования к безопасности движения, охране труда, экологической безопасности и сертификации. Заявления корейской стороны о том, что электропоезд будет подвергнут комплексу испытаний в соответствии с нормами UIC, не могут быть приняты, так как в большинстве случаев нормативные показатели, действующие на территории СНГ, более жёсткие, а системы сигнализации, связи, электрообеспечения имеют принципиальные отличия. По информации отраслевых научных организаций, для проведения испытаний опытного электропоезда потребуется не менее шести месяцев, а стоимость их составит более 5 млн. грн. При этом доставка первого опытного электропоезда в Украину должна быть осуществлена до июня-июля 2011 года.
При разработке и изготовлении кузовов пассажирского подвижного состава на территории СНГ используются стали, которые внесены в рекомендованный список для проектирования и расчета. Применение в конструкции вагонов стали, не вошедшей в указанный перечень, требует выполнения целого комплекса дополнительных исследований на подтверждение технологических свойств, свариваемости, склонности к усталостному разрушению при низких температурах и т.д. Введение нового материала в список рекомендованных сталей требует исследований длительностью от девяти до 12 месяцев. Тем не менее корейской стороной предложено изготовление кузовов вагонов из сталей по промышленному стандарту Японии (JIS), которых нет в указанном выше перечне материалов. Не ясно, каким образом будет решен данный вопрос, так как без соответствующих испытаний трудно предположить, как поведет себя тот или иной материал в условиях эксплуатации на украинских железных дорогах.
Эксплуатация абсолютно нового подвижного состава, несомненно, потребует огромных капитальных вложений и в инфраструктуру — обслуживание, ремонт, подготовка в рейс таких электропоездов. Если Украинские железные дороги совместно с «Hyundai» примут решение об организации сервисного обслуживания в полном объеме, то это увеличит стоимость проекта приблизительно вдвое.
Цена не соответствует классу
Корейский электропоезд стоит 24 млн. евро. Руководство Украинских железных дорог считает такую цену приемлемой. Однако за такие деньги строятся современные высокоскоростные электропоезда в 10-вагонном исполнении (см. табл.), а не подвижной состав с максимальной эксплуатационной скоростью 160 км/ч.
Тем более не выдерживает ценовой конкуренции «Hyundai Rotem» с аналогичными по скоростному классу электропоездами: польским («PESA», 18,6 млн. евро) и двухэтажным чешским («Škoda», 20 млн. евро).
На фоне всех этих фактов главный аргумент оппонентов — поставка шести двухсистемных электропоездов корейского производства до начала проведения Евро-2012 — выглядит весьма сомнительным. Ведь, если мы хотим получить первый поезд в Украине в июне-июле 2011 года, он должен быть отправлен из Кореи в начале апреля, т.е. менее чем через четыре месяца. А это маловероятно для такого большого объёма работ.
Возникает резонный вопрос: зачем тратить огромные деньги для того, чтобы получить с опозданием не самую современную продукцию, которая, к тому же, не соответствует украинским стандартам?
Украинский вариант
Здравомыслие заставляет искать другие варианты обеспечения пассажирских перевозок для Евро-2012. А специалисты признают, что оптимальным может стать создание отечественного двухсистемного электропоезда. Тем более что Крюковский вагоностроительный завод совместно с отечественными и зарубежными компаниями уже приступил к созданию такого электропоезда. По информации с завода, стоимость комфортабельного девятивагонного двухсистемного электропоезда составит не более 17 млн. евро (на 30% дешевле корейского предложения). Уже в августе-сентябре 2011 года предприятие планирует изготовить первый электропоезд и приступить к его полномасштабным испытаниям. Естественно, в его конструкции будут реализованы все требования заказчика, оговоренные техническим заданием. Т.е. можно обоснованно рассчитывать, что современный межрегиональный электропоезд будет создан в срок. В дальнейшем его можно модернизировать до скорости движения 200 км/ч.
Эта уверенность подкреплена фактами. Ведь на предприятии совместно со специалистами Украинских железных дорог и учёными создан, испытан и введен в эксплуатацию новый тип пассажирского вагона с самыми высокими техническими характеристиками на территории СНГ. Создана современная тележка пассажирского вагона с пневматическим подвешиванием и дисковыми тормозами, которые обеспечивают максимальную комфортность при перевозке пассажиров.
В партнерстве с одной из ведущих европейских электротехнических компаний создан современный асинхронный тяговый привод и компьютерная система управления для составов из вагонов метро, в которых реализованы и проверены все технические характеристики, аналогичные асинхронным приводам для межрегиональных электропоездов.
У ОАО «КВСЗ» налажены партнерские отношения с украинскими поставщиками комплектующих, а также с европейскими инжиниринговыми компаниями. Это позволяет максимально эффективно и в короткий срок разработать необходимую документацию.
А глубокое знание нормативной документации в области отечественного подвижного состава, отработанные методики проведения испытаний позволяют максимально учесть специфику и опыт эксплуатации электропоездов на Украине, а также максимально эффективно осуществить его интеграцию в существующую инфраструктуру железных дорог.
Предлагаемый «КВСЗ» электропоезд преимущественно состоит из комплектующих отечественного производства: ходовые части, внутренний интерьер, системы жизнеобеспечения, вентиляции, отопления и кондиционирования, оборудование контроля и диагностики. Т.е. при закупке украинских электропоездов будут решены важные социальные задачи: организация новых рабочих мест, дополнительные поступления в государственный бюджет.
ОАО «КВСЗ» готово предложить варианты финансирования закупок отечественных межрегиональных электропоездов по лизинговой или кредитной линии с привлечением финансовых отечественных или зарубежных структур на выгодных для железнодорожников условиях.
* * *
Коль уж мы объявили себя европейским государством, то давайте, наконец, позаботимся о комфортной и быстрой перевозке гостей чемпионта и наших сограждан по местным железным дорогам на подвижном составе украинского производства. Решить эту задачу под силу отечественному машиностроению. Это только повысит имидж Украины как государства, обладающего высокими технологиями. И, быть может, обеспечит качественный скачок, позволяющий перейти в скором будущем к организации сети скоростного железнодорожного транспорта.
P.S. 9 декабря Южная железная дорога зарегистрировала в «Вестнике государственных закупок Украины» №49/25 от 9.12.2010 г. два документа: 1) о закупке 10 межрегиональных электропоездов, 2) об услугах по выделению кредита. В обоих случаях речь о процедуре закупки у одного участника — корейского производителя и корейского банка, а это прямое нарушение украинского конкурентного законодательства. Даже информация на сайте «Вестника» была подана с опозданием — 14 декабря.
А ведь 3 ноября 2010 года президент Виктор Янукович по результатам рабочей поездки по Луганской и Донецкой областям дал поручение: «Проанализировать ситуацию по развитию внутреннего рынка техники для ж/д транспорта и принять меры для расширения возможностей привлечения национальных производителей к работе на этом рынке, создать эффективную систему технического переоснащения железнодорожного транспорта». Срок выполнения поручения: первое полугодие 2011 г. Исполнители: министерства транспорта и связи, промышленной политики, экономики, финансов.
XAN, почему же бред?
как раз таки и купила 10 поездов KTX II к евро 2012...
В ютубе смотрел как такой поезд летел со скоростью 350 км/ч...
нахрена нам такой поезд, если жд-хозяйство в лутшем случае на некоторых участках только 160 разрешает...
Чемп через год. По-хорошему, всё должно уже ездить, обкатываться. Да и по-плохому уже должно. Кажется, что как бы уже поздно и придется гостям чемпа ездить на том, что есть...
bigpotap: Spirit, это еще очень красивый поезд, для своего класса!
Вот двух-этажные поезда Шкода, которые также УЗ приобрела - воистину страшные!
А Вы видели их вблизи то? На вкус и цвет, конечно, все фломастеры разные, но ИМХО эти шкоды отличные поезда. Особенно внутри. Я много на них в Чехии катался. Нам бы в Москву что-нибудь подобное...
а какой толк покупать поезда на 160км/ч за ценой поездов 300км/ч, если есть ОТЕЧЕСТВЕННАЯ альтернатива, да еще и дешевле! Я считаю что лутше поддержать отечественного производителя...