В Киеве закрыто движение трамвая по Набережному шоссе
В третий раз за свою столетнюю историю закрыто движение трамваев по Набережному шоссе. В прошлые разы – из-за гражданской войны и фашистской оккупации, ныне – под предлогом строительства развязки.
Весть о закрытии пришла внезапно: ещё утром 22 февраля никаких новостей не было, а водитель трамвая 5-го маршрута уверенно отвечал, что и 23 февраля будет рейс. О закрытии говорили давно, но лишь неделю назад в пресс-службе ГУ транспорта уверяли, что это состоится в 2012 году, что гости Киева ещё успеют насладиться видами на зелёные острова в центре города, а там — кто знает... Наспех напечатанные объявления расклеили к обеду на столбах и на самом трамвае. Как и в случае сноса памятников архитектуры, заинтересованные силы решили действовать неожиданно для киевлян.
К вечеру на последние рейсы начали подтягиваться киевляне: чтобы проститься с линией. Любители этого вида электротранспорта стремились запечатлеть на фото исторические моменты — всего через пару часов после скорбного известия о закрытии маршрута в вагоне собралось уже несколько десятков человек. Зачастую именно от них обычные пассажиры узнавали о грустной новости. «Как можно, ведь автобусы на Набережном шоссе почти не останавливаются», «Теперь на Труханов остров пешком ходить аж от Почтовой», «Жаль, трамвайчик этот здесь один был, а теперь не будет», «В 2000-м мы с комфортом ездили на Подол с Русановки, а сейчас еле-еле в метро влазим» — звучало в вагоне от постоянных пассажиров «пят`рочки».
Вечер 22 февраля 2011 года. Последние пассажиры маршрута №5 на конечной у моста Патона
Последние фотографии на конечной остановке у моста Патона, выкупленные на память едва ли не все талончики — и вагон медленно отправляется на Подол. И тут случилось удивительное: в последний рейс трамвай провел Его Величество Город — залпами салюта! По странному совпадению? совершенно не знающие о закрытии маршрута киевляне праздновали в этот день у Ладьи (памятника основателям Киева) пятилетний юбилей свадьбы. Огромная огненная пятёрка пылала на импровизированном постаменте, а вокруг ежесекундно вспыхивали ослепительные фейерверки – не хуже, чем на некоторых государственных праздниках!
...Салют закончился, пятёрка медленно погасла, и вагон отправился в последний путь по 5-му маршруту. Сегодня трамвайные рельсы, словно от обиды, спрятались от посторонних глаз под непроницаемой снежной пеленой...
Байки от водителя трамвая
Валентин БАЛАКИН: «Мы возили музыкантов, рыбаков и отдыхающих»
Он выехал на 5-й маршрут в первые дни его существования — летом 2004 года. Ему же довелось вести вагон №5851 в последний рейс по набережной вечером 22 февраля 2011 года.
Водителю трамвая Валентину Балакину довелось выполнить грустную историческую миссию — отправить вагон «пятёрки» по набережной в последний раз
— Трамвайное восстание. В первые дни после закрытия моста Патона многие не знали, что на левый берег трамваем уже не добраться — и по привычке садились в вагоны, не читая объявлений. На конечной у моста ещё не разобрали все рельсы — и я по привычке проехал чуть дальше разворота. Навстречу выбежал перепуганный путеец — рельсы-то заканчивались! Я остановился и медленно тронулся назад — а пассажиры восклицали: «Ты правильно едешь, нам в Дарницу!»
— Такси для музыкантов. Трамвай по набережной — фактически скоростной, ведь рельсы лежат отдельно от автодороги. И не раз случалось, что пробка на трассе растягивается на километры, а мы едем. Однажды (когда на Днепре ещё стояли дебаркадеры, а в них были клубы) подсаживается ко мне... целая группа музыкантов с аппаратурой. «Моральный кодекс» называется. «Мы заказали такси, – говорят, – ещё час назад, а его все нет: пробка. Ты три раза мимо проехал, пока мы ждали машину. На концерт опаздываем — выручай!».
— Ночной экспресс. Помню, году эдак в 2008-м, на Певческом поле устроили грандиозный праздник. А в 22 часа начался салют. Через 5 минут должен был отправляться последний трамвай. «Наверху» приняли разумное решение — развозить людей, что называется, «до упора». В депо, тогда ещё на Лукьяновку, мы вернулись где-то после часа ночи...
Как это было
Трамвай ходил аж в Бровары
— 1903. Первый проект электрического трамвая на Никольскую Слободку (ныне — массив Левобережный) и в Дарницу. Предпринимателю Николаю Матвееву предоставлена концессия на 75 лет, но проект не реализовали.
— 1910. Инженер Валерий Тимченко получил разрешение МВД на организацию трамвайного сообщения на Левобережье.
— 1911. Строительство линии: земляные работы на набережной, расширение дамбы в Предмостной Слободке (ныне — Гидропарк), расширение дороги к Дарнице. Пробное движение изготовленных в Лондоне бензомоторных вагонов (на 15 пассажиров) состоялось в декабре 1911 года.
— 1912. В мае торжественно открыто движение по Цепному мосту на Никольскую слободку — там располагалось депо.
— 1913. Линия продлена в Бровары, общая длина трассы — 18,1 км.
— 1920. При отступлении из Киева перед окончательным приходом большевиков польские войска взорвали Цепной мост через Днепр, по которому ездил трамвай.
— 1925. Мост, названный на сей раз именем Евгении Бош, восстановлен. Трамваи вновь отправились на Левобережье. Сначала — на Никольскую Слободку, а к концу года — в Бровары.
— 1926. Начата электрификация линии: открыт участок от Почтовой площади до Никольской слободки — маршрут №14.
— 1933. Электрифицирована линия до Дарницы — маршрут №15.
Эта линия была единственной в Украине вдоль берега реки и вызывала ассоциации с приморскими городами
— 1934. Открыт маршрут электрического трамвая №23 до Броваров. До войны успели проложить также линии до завода «Химволокно» и к кирпичному заводу на Никольской слободке.
— 1941. При отступлении советских войск взорван мост имени Евгении Бош, движение трамваев вновь прекратилось.
— 1951. Открыто движение по Набережному шоссе до ещё строящегося моста Патона.
Набережное шоссе, 1950-е годы. Тогда двух полос автомобилям вполне хватало
— 1954. 1 ноября открыто движение по мосту Патона, в разные годы здесь было до 7 маршрутов трамвая одновременно. Набережная стала одной из самых загруженных линий.
— 2004. 9 июня под предлогом борьбы с пробками закрыто движение трамваев по мосту Патона. Организован маршрут №5 по Набережному шоссе, сюда же выезжали трамвай-кафе и ретро-вагон.
— 2011. 22 февраля отправился в последний рейс трамвай маршрута №5. Пробки на мосту Патона теперь ещё больше, чем в 2004 году...
Григорий Мельничук
Фото Анатолия Бойко и Дэна Волотовского
«Газета по-киевски»
Дикий Кот, ну вот не надо так писать. Я понимаю что для большинства здесь пишущих автобусы вызывают бурную ненависть, но у автобуса есть неоспоримые плюсы, например он может объехать почти любое препятствие, а трамваи стоят по нескольку часов из-за например ДТП на путях всем мешая. Так же автобус не зависит от наличия напряжения в сети, современные автобусы соответствуют нормам Евро-5, и этот список можно продолжать...
Солнцевский 14465, не надо так сравнивать трамвай и автобус. При хорошо сделанной выделенке и хороших вагонах трамвай быстрее, комфортнее и экологичнее автобуса. Евро 5, конечно, хорошо, но отсутствие выхлопа куда лучше.
Солнцевский 14465, Солнцевский 14465, трамвай манёвренней автобуса по той причине, что где пути проложены (поле, лес, мост, двор и пр.) там он и поедет, а автобус только по асфальту и то, по дворам, как, например, в Черкизово и в Богородском между гаражей, домов, деревьев, детских площадок и лавочек, автобус врядли поедет. Автобус в марте-месяце тебя загадит слякотью, а трамвай - нет.
трамвай нужен там-где нужно ИНТЕНСИВНОЕ ПАССАЖИРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ которое нужно почти в любое время. автобус же нужен там где движение реже. троллейбус нужен при большом пассажирском движении но отсутствии перегруженности дороги от личного автотранспорта, то есть при отсутствии пробок.
Угу. Поэтому проверенный годами рецепт наших властей таков: сначала обрезать востребованный трамвайный маршрут так, чтобы он стал «воздуховозом», а потом спокойно отменить ;) (Ну или заменить на редкоходящий автобус, который потом, соответственно… ))