Еще недавно жители Ульяновска, привыкшие ездить на трамвае, могли перейти на «11 маршрут», который в народе означает «идти пешком за неимением возможности уехать». Информация о демонтаже рельсов с центральных улиц для «оптимизации маршрутов» пока официального подтверждения не получила, но у самого экологически чистого вида транспорта и без того проблем хватает. Кто, как не водители, смогут рассказать об этом, и где, как не в пути, можно увидеть всё своими глазами? Мы решили провести один день с водителем трамвая, чтобы понять, с какими поблемами ему ежедневно приходится сталкиваться.
Пока город обрастает слухами, повседневная трамвайная жизнь Ульяновска идет своим чередом.
По иронии судьбы, путешествовать мне предстояло как раз на 11-м маршруте – от Дамбы до Парка Юности. У диспетчерской в депо меня встретил водитель трамвая Александр — студент одного из ульяновских вузов.
— 11-й маршрут считается молодёжным, — пояснил Александр. — Молодёжь надо стимулировать, а здесь предлагаются нормальные условия и обучение. Я работаю первый год, сегодня мой первый рабочий день после отпуска, сессию сдавал.
— Мы привыкли, что водителями трамвая становятся женщины...
— На самом деле, даже у нас в Ульяновске много водителей мужчин. Кстати, в Москве женщины являются водителями трамвая довольно редко. Вообще же водить трамвай я мечтал с детства.
Бело-голубой вагон с грохотом раскрыл передо мной массивную одностворчатую дверь, и я впервые в жизни оказалась в кабине водителя. Здесь было намного теплее и интереснее, чем в салоне.
— А как расчитывается график движения трамваев?
— Графики бывают разные. Это и основные, когда поезд выезжает рано утром (первый выходит на линию ещё до пяти часов утра) и заезжает поздно вечером. Есть «пиковые», их ещё называют разрывными — они выезжают и заезжают 2 раза в день для уменьшения временного интервала между поездами в час пик. Все графики объединяются в общее расписание движения поездов, которое контролируется диспетчерами. В обед основного водителя меняет другой водитель, поэтому поезд всё равно находится на маршруте и перевозит людей. Сегодня так происходит почти везде, за исключением маршрутов 9, 10, 15, 17, 18 и 107.
— Сколько рейсов совершается за смену?
— Для каждого маршрута свои рейсы. В первую очередь это зависит от протяженности маршрута и от времени, которое даётся на оборотный рейс. Например, на 2, 4 и 6 маршрутах есть графики, где только по 2 рейса — они используются только в первую смену и нужны для постановки вагонов на углубленный технический осмотр и ремонт. А если взять короткий маршрут №5, то на нём есть графики, где за смену и 18 рейсов выходит.
— Разрешается ли водителям проезжать остановку, если нет людей, чтобы нагнать график, или это запрещено?
— Нагонять график за счёт проезда остановки запрещено, даже, если там нет людей, — у нас общественный транспорт, а не такси.
— С какими проблемами приходится сталкиваться? Часто ли случаются нештатные ситуации?
— Нештатные ситуации бывают почти каждый раз, особенно сейчас зимой, когда проезжая часть дорог сужается. Автовладельцы ставят своих «железных коней» в габарит, из-за чего трамваям приходится простаивать. Некоторые водители просто не замечают и не слышат приближение трамвая, а это дополнительные неудобства для водителя. Часто происходят ДТП на трамвайном полотне, что также не в плюс электротранспорту. Чтобы работать водителем трамвая, в первую очередь, конечно, нужно не только желание работать, но также ответственность, стрессоустойчивость, доброжелательность. Сейчас стало намного сложнее и тяжелее. В разы возросло количество автотранспорта, как и лихачей на этом самом транспорте. Условия жёсткой конкуренции с частным перевозчиком ужесточают и требования к водительскому составу.
— А почему с ульяновских улиц пропали трамваи с двумя вагонами?
— Единственная причина их исчезновения и возрождения — только пассажиропоток. Когда даже одиночки не всегда заполнены, то система — это только порожний пробег. Поэтому на данный момент они используются только в пиковое время. Системы из двух вагонов можно увидеть каждый будний день на линии по 2, 3 и 6 маршрутам в утренний и вечерний часы пик и в другие дни во время большого пассажиропотока.
Всё же во время движения мне пришлось выйти — в кабине посторонним находиться нельзя. Но действительно, даже из салона обращаешь внимание на то, как многие водители не принимают во внимание преимущество трамвая в дорожном движении, выезжая на рельсы, заставляя водителя лишний раз притормаживать.
На конечной остановке у Парка Юности Александр, как и положено, тщательно осмотрел вагон снаружи. Убедившись, что всё в порядке, он продолжил свой рассказ — речь зашла об экипировке водителя и пожарной безопасности трамваев:
— У всех вагоновожатых должен быть жилет, путевой лист и ломик, предназначенный для перевода стрелок вручную. В кабине находятся аптечка, огнетушитель, в бункерах — песок.
— Проверяется ли состояние здоровья водителя перед выходом на маршрут?
— Перед выходом в рейс водитель обязан пройти медицинское освидетельствование, у него проверяется общее состояние здоровья, измеряется давление и отсутствие опьянения.
— Приходилось ли работать в новогоднюю ночь или другие праздники?
— Да, пришлось работать в новогодние каникулы — у меня график работы посменный (скользящий), 4 рабочих дня и 1 выходной (4+1), либо 5+2. Но в такой работе есть и свои плюсы — выходные в будние дни.
— Есть ли какие-то особенности вождения трамвая зимой, и как готовят вагоны к холодам?
— Зимой в первую очередь уделяется внимание состоянию рельс, необходимо более тщательно соблюдать скоростной режим. В вагонах же проверяется отопление салона, в некоторых из них закрывают форточки на задвижки.
— Чем вам нравится работа водителя трамвая?
— «Водитель трамвая» — это не профессия, а состояние души. Каждое утро ты видишь, как просыпается город, куда-то торопится, спешит... Конечно, нравятся дружный коллектив и радостные пассажиры.
Вернувшись в депо строго по расписанию, Александр отправился в диспетчерскую, а вагон уже встречал новых пассажиров. Смена, начавшаяся на рассвете, закончится около трёх — за это время Александр успеет совершить ещё несколько рейсов. Наблюдая за тем, как увлеченно он рассказывает о своей работе, понимаешь, что, действительно, многое у нас держится на энтузиазме. Который не портят ни морально и технически устаревший трамвайный парк, ни слухи о том, что трамваи и вовсе будут убраны с ульяновских улиц.
А ситуации, действительно, возникают разные. Самый наглядный пример — история, рассказанная Владимиром Ефимовым из службы информации сайта «Общественный транспорт Ульяновской области»:
— Года 2 назад в салоне трамвая оказалась старушка. Никаких данных про себя не помнила, куда едет — не знает. Круга 2 каталась. Пришлось вмешаться водителю: спасибо кондуктору — сообщила о пассажирке. Вместе с пассажирами деликатно обыскали бабушку, нашли в одном из карманов старенькую бумажку с телефоном, созвонились по нему, оказался телефон то ли дочери, то ли снохи. Ещё час в пути, и бабушку встретили родственники. Благодарили. Оказалось, что у бабушки было психическое заболевание, связанное с потерей памяти.
Хорошо, что такие люди есть. Но на одном энтузиазме далеко не уедешь — городу нужны новые трамваи и продуманные маршруты, и этот факт мало кто отрицает. И, пока водители делают свое важное и ответственное дело, следует решать и этот вопрос.
«Сказать о развитии и о будущем трамвая пока нечего»
— Сегодня следует организовывать маршруты с уменьшенной составностью поездов, проходящих из одной удалённой части города в другую, чтобы добиться беспересадочной поездки и снижения её общей стоимости. — рассказывает Андрей Елисеев, председатель городской общественной организации «Ульяновцы за трамвай» и ведущий специалист межрегиональной общественной организации «Город и транспорт». — Мы занимаемся анализом пассажиропотоков по основным направлениям. С момента последнего изучения пассажиропотока прошло более 25 лет, многое в городе поменялось: часть заводов перестала работать, появились новые микрорайоны, построен новый мост через Волгу. Направления пассажиропотоков начали изменяться, а маршрутная сеть трамвая, троллейбуса и автобуса как была сформирована в 90-х годах, так и осталась, поэтому нужно создавать новую маршрутную сеть.
— Что понимать под реорганизацией?
— Это не только изменение маршрутов, но замена подвижного состава, соответствующего пассажиропотоку, отмена дублирующих маршрутов. Но говорить о каком-то развитии и о будущем трамвая пока на самом деле нечего, чего стоит только недействующая программа «Обновление ГЭТ 2011-2015 г.г.». Городская власть в этом году (как и в прошедшем) обещает обновить ГЭТ. Но всё сводится к закупке 6 трамваев и 3 троллейбусов.
— Будет ли это обещанное обновление?
— Скорее нет, чем да. Программа эта не новая и переписывается из года в год. Единственное, что в ней не меняется — это сумма, которая должна быть выделена, но зато изменяется количество единиц подвижного состава, их становится всё меньше и меньше. По данным программы, в год на приобретение ПС ГЭТ представляется сумма в размере 70 млн. руб. К 2015 году цены на ПС будут расти, а сумма в программе, скорее всего будет неизменной.
— Предпринимаются ли какие-либо шаги по предотвращению демонтажа рельс на ул. Радищева?
— Слухи остаются слухами, возможна и утечка информации. Но ясно, что народ закрыть движение по центральным улицам не даст, ведь там находятся важнейшие социально-культурные объекты города. А в праздники именно трамваи помогают справиться с пассажиропотоком в вечернее время. Добираться всем пассажирам до данных объектов на автобусах малой вместимости невозможно, а автобусов большой вместимости на данных направлениях почти нет.
— Какая последняя официальная информация от властей по поводу закрытия движения?
— Последний и единственный ответ от нового градоначальника был по поводу решения, точнее уже отказа от закупки старых трамваев. Тогда решение о намерениях приобрести Б/У вагоны жёстко подверглось критике с нашей стороны. А по поводу закрытия трамвайного движения и про демонтажи власть отмолчалась.
Что ж, дело по-прежнему не сдвигается с места. Возможно, в ситуации с городом Ульяновском это даже к лучшему — как бы не стало хуже. Остаётся надеяться, что энтузиазм неравнодушных людей не позволит разрушить то, что еще осталось, и трамваи еще долгие годы будут беречь экологию Ульяновска и выручать жителей в случае транспортных «маршруточных коллапсов» из-за снега и мороза, непонятно откуда берущихся посреди зимы.
Напоследок мы попросили специалистов организации прояснить, почему в некоторых трамвайных вагонах убрали третий ряд сидений. Дело в том, что раньше в вагонах было 3 ряда сидений (так называемая система: 2+1). Сейчас же в большинстве из них убран этот ряд — с целью повышения вместимости салона.
— В салонах трамвая убрали третий ряд сидений, когда наоборот нужно было не то, что их делать тёплыми, а ещё и добавить один ряд. Пассажировместимость вагона Т3SU была с завода (8 чел/м): 131, из них для сидения было 36. Убрав один ряд, уменьшили количество сидений с 36 до 26, сделав вроде как просторный салон, но не обустроили его должным образом – в середине прохода по салону отсутствуют дополнительные поручни, в результате чего при максимальной наполняемости пассажиры вынуждены висеть друг на дружке. Дополнительные поручни есть только на нескольких вагонах, которые пришли во второй половине 90-х годов из Москвы, на местных вагонах (модернизированных на коленке) такого нет. Снятый и сэкономленный ряд пошёл на то, что взамен мягких сидений в других трамваях и троллейбусах установили пластиковые и холодные, которые в народе прозвали унитазами, — рассказал Андрей Юрьевич.