Метки: дизайн; конфликт; питер

Отчего покраснела «Владимирская»?



Всё, что связано с петербургским метрополитеном, обоснованно вызывает повышенный интерес у горожан, многие «подземные» события становятся объектом пристального внимания журналистов. Тем более странно, что СМИ почти не заметили перемен, которые с каждым днём затрагивают всё больше станций метро. Речь о новой информационной политике, которая была начата с открытием станции «Волковская»

На наших глазах происходит не просто установка очередной разновидности маршрутных указателей (их типы, как на подвесных лайтбоксах, так и на путевых стенах, менялись и ранее). Налицо радикальное изменение облика подземных залов и вестибюлей метро — притом что некоторые из них числятся охраняемыми памятниками культуры, а другие, хотя и не имеют такого официального статуса, обладают продуманным и гармоничным архитектурным решением. К сожалению, приходится констатировать, что реализация НИП (так сокращённо называют весь это «редизайн») учитывает эти особенности петербургского метро далеко не всегда.

Изначально смена вывесок в метро была обоснована необходимостью приведения этой информсистемы к мировым стандартам. Петербург притягивает гостей со всего мира — вполне мотивированной и объяснимой является потребность в латинской транслитерации. Но при старой схеме отображения маршрутов следования, когда перечислялись все станции данного направления, на подвесных лайтбоксах для латиницы просто не нашлось бы места. Поэтому новые указатели с подсветкой теперь содержат только наименование конечной станции следования по данному пути (как это принято во многих метрополитенах мира). Ну а более подробная информация со всеми попутными станциями остаётся на путевых стенах.

Для облегчения ориентирования гостей нашего города подсвеченные указатели (ранее имевшие стандартную белую засветку) теперь обрели не только транслит, но и цвет линии следования (красный — «М1», синий — «М2», зелёный — «М3», оранжевый — «М4» и фиолетовый — «М5»). И вот это обилие ярких цветовых пятен уже не очень хорошо вписывается в интерьеры многих станций, при художественном оформлении которых, разумеется, когда-то были использованы оригинальные цветовые решения.

Впрочем, это не самая большая претензия, которую горожане предъявляют к НИП. Дело в том, что в стремлении максимально облегчить ориентирование людей, не знакомых с сетью нашего метро, создатели «новой политики» поставили перед собой следующую задачу: по прибытии на станцию каждый человек в каждом вагоне должен понимать, куда он приехал. Для реализации этой благой цели испокон веку служили объявления станций, однако для полноты восприятия (особенно туристами, не владеющими русским языком) было решено аудиоинформирование дополнить визуальным. Решение было настолько же простым, насколько и радикальным: на всех путевых стенах всех станций появляется полоса (разумеется, цвета линии следования!), на которой во всю длину повторяется надпись «Новочеркасская Novocherkasskaya Новочеркасская Novocherkasskaya...». Теперь уже и самый рассеянный иностранец (по замыслу авторов) не сможет проехать нужную ему станцию.

Вот именно эта «изолента» и является основным раздражителем для всех «ценителей метро». Даже если отвлечься от эстетической составляющей, сам способ решения проблемы «всеобщего информирования» представляется странным. Раз уж надо информировать тех, кто находится в вагоне, почему бы не выводить информацию о станции прибытия на терминал с бегущей строкой, которыми уже оснащены некоторые наши вагоны? Такая информация будет восприниматься гораздо надежнее, и её можно подавать заранее, не дожидаясь остановки. Ведь в переполненном вагоне и в окошке (довольно плотно, замечу, заклеенном рекламой) не всякий раз увидишь надпись на ленте, сколько бы она ни повторялась. Ну а те пассажиры, которые находятся на самой станции, при виде «ленты названий», смею заверить, испытывают чувство «дурной бесконечности». При этом кое-где ради этой ленты уже убрали оригинальные, продуманные архитекторами буквы с путевых стен.

Кроме того, в питерском метро имеется достаточно много «горизонтальных лифтов», называемых также станциями закрытого типа. Как вы думаете, где на этих станциях наклеены слова «Гостиный двор Gostiny Dvor Гостиный двор»? Да непосредственно на стенах подземного зала, где их пассажиры из вагонов увидеть не могут по определению (если не стоять у самых дверей при открытии)! Зато на более «открытой» станции «Достоевская» полоса наклеена и на путевых стенах, и даже на карнизах центрального зала.

При этом весёленькая оранжевая лента абсолютно дисгармонирует со строгим цветовым решением станции.

В подземном зале «Ладожской» в качестве подставок для дуг крепления лайтбоксов использовали светильники. Видимо, дизайнеры не в курсе, что светильники эти символизируют свечи памяти обо всех жертвах Ленинградской блокады, ведь и название, и оформление «Ладожской» непосредственно связаны с темой Дороги жизни.

А что же мы видим на стенах станций 1-й («красной») линии — «Владимирской», «Пушкинской», которые являются охраняемыми памятниками культуры? Благодаря ярко-алой ленте НИП они превратились в... подобие «Пионерской»! (Кстати, как заявил в ответе на запрос «Санкт-Петербургских ведомостей» зампред КГИОП Алексей Комлев, «данные работы согласованы и не привели к изменению предметов охраны, составляющих особенности здания» — прим. ред.)

Ещё одна примета НИП — наличие автоматизированных информационных терминалов «Инфо SOS». На «Владимирской» такая стойка полностью заслонила декоративный щит в торце подземного зала, хотя её с не меньшим успехом можно было разместить в углу, который пассажиры минуют по дороге к эскалаторам. А тем временем с той же «Владимирской» на глазах пропадают элементы декоративного убранства перронных светильников — звёздочки, серпы и молоты.

Я понимаю, что без новых подходов к информационному пространству, к пассажирской навигации наше метро обойтись не может. Но давайте не будем забывать о том, что многие подземные залы — это памятники. Нельзя уродовать их поспешными, непродуманными решениями, портя труд замечательных архитекторов, благодаря которым наше метро прославлено во всём мире. Ведь иностранные туристы, об информационном обеспечении которых пекутся творцы НИП, зачастую для того и спускаются в петербургское метро, чтобы полюбоваться им.

...Кстати (а по сути — как всегда, некстати) подоспело очередное новогоднее подорожание проезда в метрополитене: вместо 22 рублей мы будем платить за поездку 25. Хотелось бы знать, какая доля этого подорожания приходится на счёт реализации новой информационной политики? И нельзя ли из этих денег выделить малую толику на исправление новоявленного позора нашего метро — исковерканных фамилий петербургских архитекторов на «Спасской»?

По материалам «Санкт-Петербургских Ведомостей»
Андрей Рыжков, член Топонимической комиссии. Фото Дмитрия Соколова.
99
Написал Cypok 2010.12.22 13:56:22
Рейтинг:
НИПосрач детектед.
1
Написал quantum 2010.12.22 13:56:39

НИП не нужен.
16
Написал Mr.Den 2010.12.22 14:15:37

Предполагаю, что гости города (видимо поголовно подслеповатые дауны) не увидев присобаченной на стене метро бегущей строки плюются и тут же пакуют чемоданы. Действительно нафиг им Эрмитаж и Петродворец, если на стенах метро нет бесконечной строки с названием станции. Это понятно.
18
Написал tirl 2010.12.22 15:38:38

Где действительно остро необходимо постоянное повторение названия станций на стене - так это в метрополитенах навроде римского, где остановки либо не объявляют, либо объявляют неправильно. Так хотя бы сквозь замазанное граффити окно можно разглядеть, где находишься. Надо бы не заниматься хренью, а ставить бегущую строку в вагоны, глухим пассажирам (или тем, кто ездит с бананами в ушах) это бы очень помогло.

В остальном, ничего плохого в НИП не вижу. Кроме, может быть, аляповатого дизайна. Ленинградскому метро нужно было бы что-нибудь построже. Но с обязательным дублированием информации на английском.
12
Написал goshpodarek 2010.12.22 16:21:57

Главные проблемы НИПа, а их уже давно выделили на петербургском метрофоруме (для тех, кто в танке - metro.nwd.ru), это многочисленные ляпы, нежелание грамотно вписать в архитектуру станций лайтбоксы, скотч и простыни (хотя это вообще лишнее, всё решается установкой бегущих строк в вагонах), ну цветовая гамма указателей (цвет информационного стенда совпадает с цветом НВЛ, с цветом указателя выхода они тоже не определились, то ли чёрный, то ли синий).

И вообще вот сайт конторы которая расклеивает и ставит это барахло: http://www.info-service-spb.ru/
11
Написал andreev 2010.12.22 18:18:27

Инфосервис - это непросто "Пространство коммуникации", - это ЗАСРАНОЕ ПРОСТРАНСТВО КОММУНИКАЦИЙ.! Насколько не красив НИП, на столько не хорошь коментарий.

В Москве пожалуй только одно может быть столь же отвратным как СИП питера - это прозрачные стиккеры - схемы линий, ну еще с натяжкой, наклейки на станциях (дублирующие инфу на подвесках).

Вся проблема Питера в одном - нет единства стиля, иногда нет четкой формы содержания и главное - там где оно надо инфы нет, там где ее не надо она есть.
2
Написал Ш.М.П 2010.12.23 08:39:47

 
–7
Написал BatonMedved 2010.12.23 14:48:40
Его комментарий скрыт

Любые информационные указатели должны гармонично вписываться в архитектурный облик станций, чего у НИПа не наблюдается. Кстати, интересно, что бы сказала по сабжу Росохранкультура или кто там за памятники отвечает.
4
Написал Mr.Den 2010.12.23 19:53:15

Mr.Den, зря надеетесь. Запрос по поводу Владимирской в КГИОП(а Владимирская официально имеет статус памятника) был отправлен в корзину. По их словам всё это согласовано и имеет статус временных конструкций.
2
Написал andreev 2010.12.23 20:25:38

Почему-то я и не сомневался, что так будет. Кстати, интересно, что Гаеву помимо всего шьют и эксплуатацию памятников архитектуры без охранного обязательства. Вот кого сажать надо, так это питерских начальников, а не Гаева, который даже восстанавливает утраченный исторический облик станций.
13
Написал Mr.Den 2010.12.23 20:37:43

Mr.Den, Гаев просто хороший руководитель в отличии от пилорамы имени ворюгина Гарюгина
1
Написал andreev 2010.12.23 21:28:59

>имеет статус временных конструкций
Так оно и есть, вообще-то.
0
Написал kummel 2010.12.26 14:50:02

Пишите письма: metronews@mail.ru