Этот трамвай - он другой. Не знает многих слов на "к": конкуренция, кондуктор, кольцо... В окне в основном мелькают не дома, а зелень и воды Енисея. Две кабины смотрят в противоположные стороны - одна всегда видит гигантскую плотину ГЭС, взгляд другой устремлён в зелёные чащи. Это трамвай Черёмушек.
Когда началось строительство электростанции, то из Саяногорска была построена железная дорога по берегу Енисея. По ней в Черёмушки курсировал пассажирский дизель-поезд. Сейчас дорога разобрана, но сохранилось много артефактов - шпалы, исписанные религиозными фанатиками мосты, в Майне над бывшей станцией даже мост сохранился - теперь это просто мост над землёй.
Но часть железнодорожного полотна сохранилась - по нему в 1991 году было запущено трамвайное движение от Черёмушек до Саяно-Шушенской ГЭС. Сейчас это несколько километров одноколейной линии без разъездов, депо, 9 остановок и цех ремонта трамваев прямо в ГЭС. Посмотрите схему линии.
По линии катаются вагоны ЛМ-88Г, которые специально собрали на питерском заводе для Черёмушек - с двумя кабинами и дверями с обеих сторон.
...и вот мы на мостике над трамвайной линией. Ещё не до конца проснулся разум, поэтому вид проезжающего в зелёной трубе красного трамвая кажется ещё малореальным. Из-за деревьев выглядывает незамысловатая бетонная площадка трамвайной остановки.
Про эти остановки я просто обязан сказать отдельно. Мало где можно найти пример такого уютного и меткого минимализма. Ну что, казалось бы, привлекательного в бетонных плитах и скамеечках на них? Я тоже не знаю. Но почему-то в Черёмушках эти нехитрые конструкции обрели в сочетании с другой трамвайной инфраструктурой гармонический, даже метафизический облик. Я совершенно серьёзен. Спускаешься по лесенке на эту площадку, рядом поросшие травкой немножко кривые пути, никого или почти никого, свежий воздух, солнце. И никакого городского шума, толкотни - той среды, в которой, по идее, должен обитать трамвай.
Вот в такой обстановке мы и оказались летним погожим утром на этой остановке, я сидел и не верил своим глазам. За поворотом послышался шум, и вскоре на остановку прикатил чудо-трамвай. Перевозит он в основном работников ГЭС, но пользуются им и внутри Черёмушек для доставки к поликлиникам, стадионам и прочим важным городским объектам. Бесплатно.
В салоне было светло и просторно. Таким и должен быть удобный транспорт - все сидят, улыбаются, непринуждённо разговаривают о неспешной поселковой жизни. Да, я безнадёжный романтик.
Приехав на Вторую террасу, трамвай отдыхает до обратного рейса. Вагоновожатая заперла кабину, вышла на улицу, села на рельсы в тени от трамвая и раскрыла книгу сорт оф дешёвый детектив. В трамвай проникла атмосфера полной тишины, заливаемой утренним солнечным светом. Мне хотелось бегать от радости по остановке, трамваю, путям.. Всё это было очень по-домашнему, очень уютно.
Как прекрасна эта остановка со скамейкой, трамвайчик, трава на путях, вагоновожатая, читающая книгу, слегка покосившиеся опоры сети и летнее солнце!
Сам трамвай внутри строго опрятен, всё в нём хранит атмосферу советского машиностроения. Рекламы - нет, быдлотроллинга на сиденьях - нет, даже пол кажется абсолютно чистым.
А снаружи два неизменных трафарета - от СШГЭС до Второй террасы и обратно.
Что-то боевое есть в выражении лица вагона. Да, вот я вглядываюсь и непременно вижу это что-то!
Нарезав пару кругов салон-остановка-пути, я задержался в салоне, поразившем меня своей аккуратностью.
...
...
Наверное, вид этот давно приелся вагоновожатым, но я бы, честное слово, восхищался бы им каждый день и водил бы трамвай с вдохновением. Стихи бы писал. Отсылал бы их в местную газету и прослыл бы романтиком из трамвая. Хехе.
Через 15 минут к остановке подошла женщина, собиравшаяся ехать в поликлинику. Узнав, что приехали мы из Барнаула, стала много рассказывать про Барнаул, что-то там такое с ним было связано. Мы уселись в вагон и поехали в сторону ГЭС. Зелень, зелень, где-то мелькает здание, снова зелень. Вот и депо слева. Наконец, ветка выходит к берегу Енисея и вместе с автодорогой подходит к плотине. Но из трамвая её почти не видно, поэтому интрига сохраняется до последнего момента. А потом выходишь из него, поднимаешь глаза - и перед тобой вырастает это бетонное гигантище. На его фоне маленький ЛМ смотрится малышом. Зато вокруг остановки - фонарики, газончик, аккуратные дорожки.
Время подходит к обеду, поэтому вагон ждёт своего напарника, чтобы дуэтом отвезти работников станции на обед. Утром и вечером они могут ездить и втроём, друг за дружкой, как дети.
Вскоре из-за нависающего массивного склона показался второй трамвайчик. Он аккуратно встал возле первого в ожидании проголодавшихся пассажиров. А потом они укатили обратно в посёлок.
Один..
Возле ГЭС трамвайная линия отличается особенной ухоженностью, в такт подстриженным газонам и пешеходным дорожкам. На переезде стоит, кто бы мог подумать, знак переезда и "берегись трамвая":
А возле подстанции стоит павильончик со знаком трамвайной остановки, такое здесь редкость!
Вот такой удивительный транспорт украшает посёлок городского типа Черёмушки. Бесплатный, чистый, романтичный. И с двумя кабинами.
Но рассказ бы мой был неполон без небольшого постскриптума. Ещё когда я собирался посетить это культовое место, мне хотелось не просто его посетить, а проникнуться этой атмосферой по-настоящему. Впитать полноценно. Ну, вы понимаете. Поэтому вернувшись на остановку в "центре" посёлка, я с удовольствием сел на скамеечку и откупорил бутылку абаканского пива. Пиво гадковатое, но сам процесс неспешного его распития с видом на божественную трамвайную линию из области впадения или впадания в нирвану. А уж когда мимо проехал трамвай, то это был апофеоз познавания атмосферы Черёмушек.
Да, это не пропаганда употребления алкоголя в общественных местах, как вы все поняли.
Привет!
__________________________________________________________________________
спасибо за внимание
Отличный рассказ! Давно знал про этот трамвай, но Вы написали с такой любовью и вниманием, что стало понятно, какой заповедный уют сохранился на этой почти служебной линии. Интересно бы узнать у специалистов: как уживается трамвайный профиль колеса с железнодорожной подуклонкой? Или ленинградцы и колёсные пары перепроектировали для этого заказа?..
А насчёт "боевого" выражения лица -- мне тоже оно очень нравится в лентрамваях, начиная с ЛМ68М (до этих новомодных, которые начали появляться с 1999 г.). Оно очень приличествует и военной столице Петра I Санктъ Питеръ Бурху, и советскому городу-герою Ленинграду, пережившему блокаду и восстановленному после неё, городу заводов и солидных научно-технических заведений вроде ЛОМО.
Борис, вот расписание движения, соответственно, интервал в одну сторону 1 час (на самом деле хитрее, потому что утром, вечером и в обеденный перерыв идут подряд 2-3 вагона).
Ш.М.П, ничего из этого никому не нужно. График вовсе не интенсивный, и одна колея с ним прекрасно справляется. К тому же второй путь негде укладывать. А железная дорога зачем? Пассажиров прекрасно перевозят автобусы и маршрутки.
Красотища! И электростанция и трамвай - гениальные творения технической мысли.
А ведь так похоже на наш Южный берег Крыма! "Трамвай в Ялте" - да и только! А второй путь обязательно стройте! Автобус - транспорт
каменного века...
Спасибо тебе, Мишбан, за этот обзор!
Интересно, планировалось ли в последние годы СССР строительство подобной трамвайной системы где-то ещё?
Логично было бы между АЭС и их городами-спутниками.
>Интересно, планировалось ли в последние годы СССР строительство подобной трамвайной системы где-то ещё?
>Логично было бы между АЭС и их городами-спутниками.
===============
Вовсе не логично, там надо:
- надежный (доехать надо и при аварии, и при стихийном бедствии,и во всякое неурочное время),
- режимный (из-за угрозы террористического характера),
- мобильный по маршруту (может меняться оперативно по разным соображениям) и по провозной способности (пики суточные, недельные, технологические),
И города эти не зовут городами-спутниками. Это города энергетиков.