Эмблема метро Лондона. Её знают все. В принципе, красно-белый круг с синей полосой (roundell) — это один из основных символов Лондона. Такой же, как черные такси и красные двухэтажные автобусы. Он стал настолько узнаваем, что в изменённом виде стал эмблемой и многих других видов общественного транспорта Лондона. Появился он очень давно и, кажется, не претерпел никаких изменений с тех пор. Так ли это?
В общем, попробуем рассмотреть эволюцию символов транспорта Лондона...
1 стадия. 1910-е годы.
Поиск решений. Зарождение логотипов метро и омнибуса
Красный круг с синей полосой (roundell, как называют его англичане), появился в метро в 1908 году. Тогда на нём писали названия станции. Почему круг оказался столь привлекательной формой? Стены станций пестрели рекламой, а красный круг, решённый крупно, без полутонов и мелких узоров, сразу же привлекал внимание пассажиров.
Затем этот круг стали использовать в качестве символа, помогающего определить станцию в городе, а также на рекламных буклетах. Пока он ещё не приобрел четкого стандартизированного вида, и мог быть как с полностью закрашенным красным цветом кругом, так и с белым кругом посередине. Кроме того, появился другой символ подземки — синяя полоса с надписью «UndergrounD», в которой буквы U и D были крупнее других, а для выравнивания высоты букв применялись полосы со стрелочками в двух направлениях. Он употреблялся как в сочетании с кругом, так и абсолютно самостоятельно; его использовали для обозначения входов на станции и на рекламных буклетах.
Кроме того, компания, занимавшаяся омнибусными перевозками, стала работать под маркой крылатого колеса, также перечеркнутого горизонтальной полосой с надписью. Первоначально оно было более ветиеватым, по моде того времени.
2 стадия. 1912—1920-е годы
Унификация
Однако в 1912 году компании-операторы как метрополитена, так и омнибусов, начали работать совместно, и символ омнибуса стал более похожим на метрополитеновский.
В 1913 году началась работа по разработке нового шрифта и, соответственно, новых логотипов, которые должны были стать символом произошедшего объединения. Работа была поручена Эдварду Джонстону — он взял за основу логотип метрополитена и разработал чёткие стандарты на его начертание.
Аналогичный логотип был создан и для автобусной и трамвайной компаний. Они почти ничем не различались — в принципе, различие было заметно лишь по сочетанию ключевых букв U-D, G-L и T-S. Остальное же было деталями (и цвет, и пропорции практически идентичны, за исключением того, что определялось шрифтом). Была и ещё одна компания, получившая аналогичный символ, но с применением зеленого цвета — Green line (пригородные автобусы).
Новые символы получили широчайшее распространение. Первый устанавили при входе на каждую станцию и на платформах, другие появились на каждой автобусной остановке. Кроме того: куча буклетов, форма...
Недостатком данных логотипов следует признать отсутствие сильных различий между ними. Если символ метро по размеру и способу установки отличался от остальных, то трамвай и автобус были практически неразличимы. Но... это никто не считал серьёзной проблемой.
В 1933 году был создан Лондонский пассажирский транспортный совет — единый орган, сосредоточивший в своих руках всё управление пассажирским транспортом. И он захотел, чтобы о его существовании узнали все. На всех логотипах написали «London transport», и после этого различать остановки между собой стало ещё труднее.
При этом для потребителя данная информация была абсолютно ненужной. Всё, что его интересовало — трамвай или автобус здесь остановится, а не кому они принадлежат. В принципе, похожесть логотипов и так говорила сама за себя. И тогда всё вернули как было, но надпись, тешащую самолюбие управленцев, оставили, сделав менее заметной. А вот на капотах и корпусах машин наименование компании прижилось.
3 стадия. 1930-60 годы
Упрощение. Отказ от излишних деталей
Со временем стало понятно, что потребители реагируют на красный круг и синию полосу, а полоса со стрелочками, которая ранее казалась равнозначной по силе воздействия, не привлекает особого внимания. Решили произвести некоторое упрощение: первоначально отказались от полосы со стрелочками, а потом, в 1947 году, шрифт стал одной высоты. Никаких лишних деталей. Красный круг, синяя полоса, белый текст. Просто и понятно. Правда, исчезла идентификация по первым и последним буквам. Опять что-то появилось, а что-то утратилось.
Со временем символы начинают разделять по цветам. В метро всё остается незыблемым. А вот автобусы — может им больше подойдет красный с желтым или исключительно красный. А трамваям — синий. Пригородным автобусам как и прежде — зелёный. Начались эксперименты.
4 стадия. 1970-е годы
Деунификация. Предельное упрощение
Эксперимент с цветами порадовал. Действительно, издали отлично видно. А тогда зачем надпись? В метро написано название станции, это необходимо. На автобусной остановке написано «автобусы». Ну, мало ли — вдруг, кто-то не знает. А вот на самом автобусе зачем писать «Лондонский автобус»? Может быть, просто достаточно логотипа? Белого на красном корпусе. А на вагоне метро наоборот — красного на белом.
После смены цветов произошла и ещё одна вещь: метро осталось одно со своим сине-бело красным сочетанием цветов. И в логотипе стали писать «не курить», «выход». Но, наверное, это было лишним. Выражение «не курить» не требует идентификации компании или вида транспорта, а чрезмерное количество одинаковых логотипов приводит к тому, что они по мере распростронения начинают всё меньше и меньше привлекать к себе внимание. Это как жирный шрифт. Если им написать больше половины текста, то внимание будет привлекать уже не он, а нормальный шрифт.
5 стадия. 1980-е годы
Появление самостоятельных эмблем
Эмблема метро остаётся прежней, а вот у появившихся частных компаний эмблемы свои собственные. Разделение некогда единой транспортной системы на различные части естественным образом находит свое отражение в эмблематике. Кроме того, возрождается трамвай и появляется Docklands light railway — тоже самостоятельные компании со своими эмблемами.
6 стадия. 1990-е годы
Единый стиль для всех
С 1994 года всем транспортом Лондона вновь стала управлять единая компания Transport for London. В компанию входят и совершенно новые виды транспорта, ранее не имевшие своей эмблемы в едином корпоративном духе. Все эмблемы вновь приводятся к единому стандарту. Общая эмблематика доводится до четкой логической ясности. Каждому виду транспорта — roundell своего цвета.
Но вот тут-то и возникла проблема. Все новые эмблемы — цветные на белом фоне. А вот автобусы красные... На них наносят белый квадрат с «правильным» красным логотипом. И на автобусные остановки наносится новая эмблема. Но не всё так просто. Белый квадрат на красном автобусе смотрится плохо и мешает восприятию эмблемы. Сейчас проектируются новые двухэтажные автобусы, на них возвращается прежняя эмблема — белый roundell на красном фоне. А на автобусных остановках можно встретить оба варианта.
Кстати, произошедшее объединение — чисто организационное. Транспортные компании просто работают на общих условиях, но при этом сохраняют свою независимость. Именно поэтому наряду с новой эмблемой часто можно встретить эмблему компании, однако размещение основной эмблемы на транспортных средствах и остановках является обязательным.
Кроме того, обязательным стало не только применение новой эмблемы, но и решение в «эмблемных» цветах средств визуальной информации. Также желательной стала окраска в те же «эмблемные» цвета подвижного состава. А ведь совсем недавно трамвайчики были красными... Правда, не всё удается сразу: пока ещё наблюдается некоторый разнобой в этом плане.
А вот с цветами новых эмблем, вообще-то, не очень ясно. Чёрные такси — символ Лондона. А эмблема — какая-то фиолетовая с синим, и применяют её только для обозначения стоянок такси. То же и с эмблемой пригородных автобусов: её исторический цвет — зелёный, а не жёлтый, и она тоже применяется лишь для обозначения автовокзала. А вот зелёный цвет отошел к трамваю, хотя исторически его цвет был синий. Но — англичанам виднее...
Интересно было бы увидеть эволюцию логотипа московского метро, ведь нв всегда же он был абслоютно таким как сейчас! Когда впервые появилось кольцо вокруг буквы М, эволюция шрифтов
Статья прекрасная. А что касается становления нашего логотипа (символа) то современный его вариант изаемтен с 1985 года.
Представляете, но практическе все время он изображался так. Менялись размеры литеры "М" и ее габариты.
Логотип Ленинградского метрополитена в 1980-ые передставлял собою копию современного московского, но литера "М" была синяя.
Интересно также, что в Харькове и Днепропетровске логотип один.
dars-dm, не могу себе представить, когда соберусь это сделать. По Лондону почти вся работа была уже выполнена Лондонским музеем транспорта, я её только слегка обработал и добавил современности, с сайта TfL. А здесь так просто не отделаешься.
XAN, Наверно, имеется в виду логотип, установленный при входе на станцию (а не логотип на сайте или на официальных бумагах метрополитена). Насколько я помню Харьков, там при входе в метро чуть пузатая буква "М" в белом квадрате, без всяких паровозиков. Судя по фото из гугла, в Днепропетровске, действительно, логотип такой же.