Метки: великобритания; дизайн; история; логотип; лондон

Эволюция символов транспорта Лондона



Эмблема метро Лондона. Её знают все. В принципе, красно-белый круг с синей полосой (roundell) — это один из основных символов Лондона. Такой же, как черные такси и красные двухэтажные автобусы. Он стал настолько узнаваем, что в изменённом виде стал эмблемой и многих других видов общественного транспорта Лондона. Появился он очень давно и, кажется, не претерпел никаких изменений с тех пор. Так ли это?

В общем, попробуем рассмотреть эволюцию символов транспорта Лондона...

1 стадия. 1910-е годы.
Поиск решений. Зарождение логотипов метро и омнибуса


Красный круг с синей полосой (roundell, как называют его англичане), появился в метро в 1908 году. Тогда на нём писали названия станции. Почему круг оказался столь привлекательной формой? Стены станций пестрели рекламой, а красный круг, решённый крупно, без полутонов и мелких узоров, сразу же привлекал внимание пассажиров.

Затем этот круг стали использовать в качестве символа, помогающего определить станцию в городе, а также на рекламных буклетах. Пока он ещё не приобрел четкого стандартизированного вида, и мог быть как с полностью закрашенным красным цветом кругом, так и с белым кругом посередине. Кроме того, появился другой символ подземки — синяя полоса с надписью «UndergrounD», в которой буквы U и D были крупнее других, а для выравнивания высоты букв применялись полосы со стрелочками в двух направлениях. Он употреблялся как в сочетании с кругом, так и абсолютно самостоятельно; его использовали для обозначения входов на станции и на рекламных буклетах.

Кроме того, компания, занимавшаяся омнибусными перевозками, стала работать под маркой крылатого колеса, также перечеркнутого горизонтальной полосой с надписью. Первоначально оно было более ветиеватым, по моде того времени.



2 стадия. 1912—1920-е годы
Унификация


Однако в 1912 году компании-операторы как метрополитена, так и омнибусов, начали работать совместно, и символ омнибуса стал более похожим на метрополитеновский.

В 1913 году началась работа по разработке нового шрифта и, соответственно, новых логотипов, которые должны были стать символом произошедшего объединения. Работа была поручена Эдварду Джонстону — он взял за основу логотип метрополитена и разработал чёткие стандарты на его начертание.

Аналогичный логотип был создан и для автобусной и трамвайной компаний. Они почти ничем не различались — в принципе, различие было заметно лишь по сочетанию ключевых букв U-D, G-L и T-S. Остальное же было деталями (и цвет, и пропорции практически идентичны, за исключением того, что определялось шрифтом). Была и ещё одна компания, получившая аналогичный символ, но с применением зеленого цвета — Green line (пригородные автобусы).

Новые символы получили широчайшее распространение. Первый устанавили при входе на каждую станцию и на платформах, другие появились на каждой автобусной остановке. Кроме того: куча буклетов, форма...

Недостатком данных логотипов следует признать отсутствие сильных различий между ними. Если символ метро по размеру и способу установки отличался от остальных, то трамвай и автобус были практически неразличимы. Но... это никто не считал серьёзной проблемой.

В 1933 году был создан Лондонский пассажирский транспортный совет — единый орган, сосредоточивший в своих руках всё управление пассажирским транспортом. И он захотел, чтобы о его существовании узнали все. На всех логотипах написали «London transport», и после этого различать остановки между собой стало ещё труднее.

При этом для потребителя данная информация была абсолютно ненужной. Всё, что его интересовало — трамвай или автобус здесь остановится, а не кому они принадлежат. В принципе, похожесть логотипов и так говорила сама за себя. И тогда всё вернули как было, но надпись, тешащую самолюбие управленцев, оставили, сделав менее заметной. А вот на капотах и корпусах машин наименование компании прижилось.



3 стадия. 1930-60 годы
Упрощение. Отказ от излишних деталей


Со временем стало понятно, что потребители реагируют на красный круг и синию полосу, а полоса со стрелочками, которая ранее казалась равнозначной по силе воздействия, не привлекает особого внимания. Решили произвести некоторое упрощение: первоначально отказались от полосы со стрелочками, а потом, в 1947 году, шрифт стал одной высоты. Никаких лишних деталей. Красный круг, синяя полоса, белый текст. Просто и понятно. Правда, исчезла идентификация по первым и последним буквам. Опять что-то появилось, а что-то утратилось.

Со временем символы начинают разделять по цветам. В метро всё остается незыблемым. А вот автобусы — может им больше подойдет красный с желтым или исключительно красный. А трамваям — синий. Пригородным автобусам как и прежде — зелёный. Начались эксперименты.



4 стадия. 1970-е годы
Деунификация. Предельное упрощение


Эксперимент с цветами порадовал. Действительно, издали отлично видно. А тогда зачем надпись? В метро написано название станции, это необходимо. На автобусной остановке написано «автобусы». Ну, мало ли — вдруг, кто-то не знает. А вот на самом автобусе зачем писать «Лондонский автобус»? Может быть, просто достаточно логотипа? Белого на красном корпусе. А на вагоне метро наоборот — красного на белом.

После смены цветов произошла и ещё одна вещь: метро осталось одно со своим сине-бело красным сочетанием цветов. И в логотипе стали писать «не курить», «выход». Но, наверное, это было лишним. Выражение «не курить» не требует идентификации компании или вида транспорта, а чрезмерное количество одинаковых логотипов приводит к тому, что они по мере распростронения начинают всё меньше и меньше привлекать к себе внимание. Это как жирный шрифт. Если им написать больше половины текста, то внимание будет привлекать уже не он, а нормальный шрифт.



5 стадия. 1980-е годы
Появление самостоятельных эмблем


Эмблема метро остаётся прежней, а вот у появившихся частных компаний эмблемы свои собственные. Разделение некогда единой транспортной системы на различные части естественным образом находит свое отражение в эмблематике. Кроме того, возрождается трамвай и появляется Docklands light railway — тоже самостоятельные компании со своими эмблемами.



6 стадия. 1990-е годы
Единый стиль для всех


С 1994 года всем транспортом Лондона вновь стала управлять единая компания Transport for London. В компанию входят и совершенно новые виды транспорта, ранее не имевшие своей эмблемы в едином корпоративном духе. Все эмблемы вновь приводятся к единому стандарту. Общая эмблематика доводится до четкой логической ясности. Каждому виду транспорта — roundell своего цвета.

Но вот тут-то и возникла проблема. Все новые эмблемы — цветные на белом фоне. А вот автобусы красные... На них наносят белый квадрат с «правильным» красным логотипом. И на автобусные остановки наносится новая эмблема. Но не всё так просто. Белый квадрат на красном автобусе смотрится плохо и мешает восприятию эмблемы. Сейчас проектируются новые двухэтажные автобусы, на них возвращается прежняя эмблема — белый roundell на красном фоне. А на автобусных остановках можно встретить оба варианта.

Кстати, произошедшее объединение — чисто организационное. Транспортные компании просто работают на общих условиях, но при этом сохраняют свою независимость. Именно поэтому наряду с новой эмблемой часто можно встретить эмблему компании, однако размещение основной эмблемы на транспортных средствах и остановках является обязательным.

Кроме того, обязательным стало не только применение новой эмблемы, но и решение в «эмблемных» цветах средств визуальной информации. Также желательной стала окраска в те же «эмблемные» цвета подвижного состава. А ведь совсем недавно трамвайчики были красными... Правда, не всё удается сразу: пока ещё наблюдается некоторый разнобой в этом плане.

А вот с цветами новых эмблем, вообще-то, не очень ясно. Чёрные такси — символ Лондона. А эмблема — какая-то фиолетовая с синим, и применяют её только для обозначения стоянок такси. То же и с эмблемой пригородных автобусов: её исторический цвет — зелёный, а не жёлтый, и она тоже применяется лишь для обозначения автовокзала. А вот зелёный цвет отошел к трамваю, хотя исторически его цвет был синий. Но — англичанам виднее...






По материалам сайтов:
Transport for London
London Transport Museum
112
Написал kostik 2010.07.23 14:31:09
Рейтинг:
Интересно было бы увидеть эволюцию логотипа московского метро, ведь нв всегда же он был абслоютно таким как сейчас! Когда впервые появилось кольцо вокруг буквы М, эволюция шрифтов
14
Написал dars-dm 2010.07.23 15:20:12

Спасибо! Репортаж очень интересный и детальный.
0
Написал classicisme 2010.07.23 17:34:00

Статья прекрасная. А что касается становления нашего логотипа (символа) то современный его вариант изаемтен с 1985 года.

Представляете, но практическе все время он изображался так. Менялись размеры литеры "М" и ее габариты.
Логотип Ленинградского метрополитена в 1980-ые передставлял собою копию современного московского, но литера "М" была синяя.

Интересно также, что в Харькове и Днепропетровске логотип один.
0
Написал Ш.М.П 2010.07.23 19:22:52

Очень интересная статья. Спасибо.
1
Написал Sonic 2010.07.23 23:06:29

6
Написал XAN 2010.07.24 21:13:13

dars-dm, не могу себе представить, когда соберусь это сделать. По Лондону почти вся работа была уже выполнена Лондонским музеем транспорта, я её только слегка обработал и добавил современности, с сайта TfL. А здесь так просто не отделаешься.
7
Написал kostik 2010.07.24 21:36:51

XAN, Наверно, имеется в виду логотип, установленный при входе на станцию (а не логотип на сайте или на официальных бумагах метрополитена). Насколько я помню Харьков, там при входе в метро чуть пузатая буква "М" в белом квадрате, без всяких паровозиков. Судя по фото из гугла, в Днепропетровске, действительно, логотип такой же.
2
Написал mipt_stan 2010.07.25 12:16:45

Спасибо! Интересная история логотипа.
0
Написал nickrus 2010.07.30 17:18:16

Современные дизайнерские стандарты Transport for London: http://www.tfl.gov.uk/corporate/media/12523.aspx
5
Написал hostit 2011.12.20 07:05:36

Пишите письма: metronews@mail.ru