Метки: архитектура; красота; стокгольм; швеция

Самое необычное метро



Стокгольмское метро (Stockholms tunnelbana) часто называют самой длинной художественной галереей мира. Около 90 из 100 станций метро предоставляют туристам возможность ознакомиться с творчеством представителей различных видов и направлений искусства.

Здесь и сказочные гроты (многие станции вырублены в скалах, как пещеры), и скульптуры, и уголки классической архитектуры, и настенные рельефы, мозаики, граффити и даже видео-инсталляции. В метро часто устраиваются выставки. Свои работы стокгольмскому метро предоставляют несколько сотен художников. Раньше государство ежегодно инвестировало в подземную галерею около полутора миллионов долларов.


Станция T-Centralen. Стены выкрашены в синий цвет, своды расписаны голубыми изображениями веток с листьями и силуэтами строителей.



Всего Stockholms tunnelbana состоит из трёх линий: Синей (Bla Linjen), Красной (Roda linjen) и Зелёной (Grona linjen). Все три линии сходятся на T-centralen, где расположен центральный железнодорожный вокзал (Central Station), центральный автовокзал (CityTerminalen). Ещё это место называется Stockholm C. Отсюда можно отправиться в любую точку Стокгольма, Швеции, Скандинавии, а также в любой аэропорт (по железной дороге, на автобусе) и оттуда по всему миру.




Увековеченные строители метро.




Станция Vreten. Скалы, в которых вырублена станция, украшены кубами небесного цвета, торчащими из пола, стен и потолка.



Заблудиться в стокгольмском метро человеку, покорившему метро московское, просто невозможно. Везде висят вполне доходчивые указатели, но читать их первое время нужно внимательно, возможны пересадки в духе «Китай-города». Кроме того, нужно чётко запомнить, что линии имеют свойство разделяться на несколько направлений. Теоретически, есть ненулевая вероятность при переходе сесть на пригородный поезд (Pendeltag), но сделать это в здравом уме очень сложно. Названия станций объявляет приятный женский голос. Кроме того, шведское метро абсолютно бесшумно. Во время движения поезда можно спокойно разговаривать. Время, оставшееся до прибытия поезда, высвечивается на табло.




Станция Solna centrum. Одна из самых красочных и контрастных станций. Раскрашена в яркие красный и зелёный цвета. Тема оформления станции — как люди вырубают лес и строят на его месте свою жизнь: с одной стороны станции нарисовано много леса, в середине его массово вырубают и застраивают домами, а в другом конце уже живут и работают люди.








У эскалаторов есть одна особенность. Допустим, вы приезжаете на какую-нибудь отдалённую станцию и хотите подняться наверх. Вы подходите к эскалатору, а он не работает. А вокруг никого. В этом случае, нужно просто зайти на эскалатор и он включится сам. Помимо эскалаторов здесь имеются лифты, которые дублируют эскалаторы и активно используются людьми с колясками. Бывает, что лифт выходит прямо на поверхность. Выглядит необычно — посередине тротуара стоит стеклянная будка. В неё заходит человек и уезжает вниз.




Станция Kungstradgarden — «Королевский сад». Оформлена наскальной живописью в стиле «пещера горного короля».








Собственно, горный король.










Станция Radhuset — «Ратуша». Один из выходов. Станция оформлена так, как будто бы здесь велись раскопки и докопались до гигантских колонн, стоявших здесь в древности.





Посмотрите, как решена проблема доступа на станции глубокого заложения инвалидов — Cypok


Станция Stadion. Расположена в районе Ostermalm, недалеко от Олимпийского стадиона.










Станция Nackrosen — «Кувшинка». Потолок и стены станции оформлены как пруд с камнями и кувшинками.








Станция Rissne. Расположена в районе Rissne муниципалитета Sundbyberg. До середины прошлого века тут располагался артиллерийский полк и названия улиц в районе до сих пор отсылают к военной истории.Оформлена рукописными надписями с историческими событиями от 3000 года до н. э. до современности.




Станция Hallonbergen декорирована изображениями в стиле детских рисунков.






Авангардистская инсталляция на одной из станций.










Антарктическая композиция на станции Tensta.




Станция Huvudsta. Оформление чем-то походит на зелёную новогоднюю ёлку с цветными украшениями.










Работает Stockholms tunnelbana с 5:00 до 1:00, по пятницам и субботам до 4:00. Оплата проезда имеет свои особенности. Стокгольм разделён на 3 территориальные транспортные зоны, и билеты зон действуют для всех видов транспорта в течение 1 часа. Билеты можно купить у контролёра станции метро, в SL-центре, в киосках сети Pressbyra, в билетных автоматах, имеющихся на автобусных остановках, или по телефону через SMS (1 билет стоит 20 крон — 2,6 доллара). Также можно купить за 100 крон специальный туристический билет, позволяющий путешествовать на всех видах транспорта 24 часа. На входе в метро стоят привычные для нас турникеты, однако они приспособлены только для владельцев проездных. Все другие пассажиры проходят через коридор рядом со стеклянной кабиной контролёра, приобретая или компостируя заранее купленный билет у него.

http://postomania.ru/post126811403
93
Написал Cypok 2010.05.30 11:30:34
Рейтинг:
Земельман негодует.
0
Написал goshpodarek 2010.05.30 11:53:48

Предваряя вопрос, почему у нас такие не делают:
Друге традиции, другой менталитет как пассажиров, так и архитекторов, отсутствие скал, другие нормы вандалоустойчивости и другие нормы по освещенности.
8
Написал kummel 2010.05.30 12:30:09

Сделано интересно, приехать покататься здорово. Вот только лично станции выглядят так, будто их вчера выдолбили. Московское метро даже сравнивать нечего, одна кольцевая круче всех ста станций Стокгольма. А разрисовать стены и добавить элементы ландшафтного дизайна можно, при желании, и на наших станциях.
Внешне большинство поездов метро однообразны, но всё-таки выглядят стильно. НЯП, серебристый и синий основные цвета окраски ОТ Стокгольма.
Но, всё-таки, главное в транспорте не внешний вид, а как он работает. Обилие видов билетов, долгое время работы, интервалы движения-всё как в России, кроме "Кроме того, шведское метро абсолютно бесшумно." Вот это меня сильно удивило. В моём НН метро грохочет как товарный поезд с углём, завывая при разгонах и торможениях. Интересно, как достигается бесшумность, к тому абсолютная...
2
Написал дмитрий из нн 2010.05.30 12:53:08

 
–19
Написал krmolot 2010.05.30 12:58:03
Его комментарий скрыт

Однако, в большинстве своем, художества - страшновастенькие.
Половина, так вообще более всего на творчество пациентов психбольницы напоминает.
Прогуляться туристом и один раз все осмотреть - забавно и любопытно, но каждый день много лет это созерцать - бр-р-р...
7
Написал Varanas 2010.05.30 14:16:41

Varanas, Enjoy your современное искусство.
–1
Написал kummel 2010.05.30 14:49:29

дмитрий из нн, ну так, Европа) Если конкретно то шумность зависит от многого - наличия черпаков вентиляции вместо кондиционеров (звукоизоляция), пневмоподвеска тележек, состояние стыков наконец. У нас с этим конечно плохо)

Кстати эта система - яркий пример того, как можно сделать из метро музей не тратясь на гранит и прочие изыски - при этом это лучше наших хрущёвских станций.

Когда я был в их метро, не сказал бы что это супергалерея. Безусловно, на фоне обычных метрополитенов Европы это необычно, но и наши метрополитены (Питер и Москва) называют дворцами не зря - разве в Европе почище (кроме Франции и Испании) и ярче. Но там обычные такие же переходы, залы, камеры. Я пользовался станциями Hotorget и Gamla Stan (между прочим расположена рядом с огороженным историческим центром - Старым Городом, где проезд любого транспорта запрещён кроме фургонов городских служб - Питеру кстати на заметку, хотя какая нафиг заметка с нашим пофигизмом на ОТ и госпожой Матвиенко), обычные станции, никаких изысков.
14
Написал BatonMedved 2010.05.30 18:47:42

BatonMedved, Hotorget и Gamla Stan - станции первой очереди. Когда их строили, ещё не существовала даже в мыслях концепция "метро как галерея современного искусства". Первая очередь строилась по принципу максимальной дешевизны, открытым способом. Даже когда стали вгрызаться в гранит на большой глубине, сперва отделку делали по той же технологии, что и у нас. Стены облицовывали камнем, устраивали зонты. По этой технологии выполнен участок Ostermalmstorg - Gardet. Только потом поняли, что в граните можно отказаться от облицовки в принципе, заменив её штукатуркой набрызгом по сетке с заложенными внутрь гибкими дренажными трубками. Облик станций родился из этой технологии, а не наоборот.



Уже потом стали говорить о "самой длинной галерее современного искусства в мире". И тогда вспомнили, что на ранее построенных станциях тоже есть что-то интересное, например вентрешётки. На других станциях интересные вещи появились при реконструкции. Например, на Hotorget, построенной в 1950 году, в 1990 году появился потолок из гнутых неоновых трубок.
Супергалерея - это станции построенные по новой технологии. Они действительно завораживают. Впрочем, о них я писал здесь раньше. Судить о стокгольмском метро по первой очереди всё равно, что судить о московском метро по станциям Новые Черёмушки и Первомайская. Жалко конечно, но именно на самом загруженном участке и в самом центре архитектура не очень.
12
Написал kostik 2010.05.30 19:41:28

дмитрий из нн, что значит "поезда однообразны". А у нас разнообразны? "номерные" и "русичи". Где Вы видели разнообразный ПС в метро? Два-три типа максимум.
Синий цвет с белым логотипом "SL" - цвет экологически чистого транспорта Стокгольма: метро, трамваев, автобусов, работающих на биогазе. Автобусы, работающие на этаноле - красные с белым логотипом.
Количество видов билетов и систем оплаты проезда - сильно лучше, чем у нас. Имеются разовые талоны-книжечки, однодневные, трёхдневные, десятидевные и т. д. билеты на все виды транспорта. Имеются даже специальные билеты для туристов: ОТ + музеи. Можно оплатить свой проезд SMS-кой. А вот интервалы из-за разветвляющейся сети сильно хуже. На ответвления как правило 10 минут, а где тройное ветвление - 15 минут.
8
Написал kostik 2010.05.30 20:07:54

Да, вот что значит креатифф! Наверно у нас, конечно, все станции такими не стоит строить, но парочку станций в Москве для разнообразия шумаковских односводов неплохо бы у шведов заказать. Может стоит вместо Казахстанской Стокгольмскую построить? :)
18
Написал Ом 2010.05.30 21:26:26

Ом, у нас они будут не совсем "к месту", имхо. Формат уж слишком отличается.
5
Написал Flar 2010.05.30 21:52:05

Ом, я давно вынашивал идею о том, чтобы целую линию сделали по образу самых известных метрополитенов мира. Где-нибудь.
(Например в Ленобласти пригород СПб будет сделан по образу знаменитых городов мира. Чем метро хуже?)
3
Написал kummel 2010.05.30 22:46:07

kostik, я имел ввиду не тип ПС, а схему окраски. Рекламных составов мало.
В нашем метро тоже можно нечто подобное сделать, только не просто пещеры делать, а например серию станций в национальных стилях государств СНГ и Прибалтики.
–3
Написал дмитрий из нн 2010.05.30 23:01:03

дмитрий из нн, честно говоря, не вижу ничего хорошего в рекламной окраске составов. По-моему, в Стокгольме всё хорошо. Есть такая штука: "фирменный стиль" - реклама самого себя. У вагонов стокгольмского метро он присутствует. И сейчас почти все двигаются в этом направлении. А рекламу наоборот - пытаются загнать в рамки.
Есть ещё один момент: ярко раскрашенный состав хорошо смотрится на невзрачных серых станциях. А когда станции ярко и разноцветно окрашены, причём в стилистике, близкой к рекламной - дробно раскрашенный состав как бы теряется. Это как если весь текст писать жирным шрифтом, заметно будет слово, написанное обычным шрифтом.
14
Написал kostik 2010.05.30 23:31:41

Flar, в центре было бы конечно не уместно, а где-нибудь на окраинах - вполне. Особенно на Мякинино... :)
Еще у нас, например, Жулебино - типа цифровой район. Можно как-то отразить этот факт в оформлении станции.
6
Написал Ом 2010.05.30 23:51:46

ОМГ, как они всё это моют?
10
Написал АЛС-АРС 2010.05.31 00:20:12

Это конечно интересно покататься по таким станциям месяц-другой.Ну а представте-всю жизнь на Этакую экзотику любоваться?
Уж лучше старое доброе сталинскте метро.
И вообще это только новые ветки такие,а старое метро там-СТРАШНОЕ.
5
Написал ramtamtager 2010.05.31 04:01:54

АЛС-АРС, ОМГ, как они всё это моют?

Похоже, что никак :( Вообще, на фото смотрится офигительно, я купился :) Поехал смотреть вживую (когда оказался в Стокгольме по делам), и расстроился: вблизи набрызг-бетон на граните выглядит серым и грязным, краска, которой он покрашен, какая-то тусклая.

В общем, взгляды на архитектуру у московских и шведских строителей метро явно разные :)
3
Написал mipt_stan 2010.05.31 18:31:30

А вы знаете,что в стокгольском метро у водителей составов нет просмотра путей? Ни камер,ни зеркал...Т.е.машинист каждый раз выходит и смотрит -закрывать двери или нет.
А ещё там нет дикторов-всё бубнит машинист-молитесь,чтобы у него дикция была хорошая, а у них в основном не очень......
Ну и мечта всех западников и либералов-лифт для инвалидов-тут надо зажмуриться от удовольствия и повторять-ах европа,это такая евроипистая европа,что пошёл в сортир-и там европа.......

Вот правда-лифт сам не едет-надо ждать служащего,иногда минут двадцать,лифт едет раза в три медленнее экскалатора......и он обслуживает как на подъём,так и на спуск-лифт то один.....так что подожди пол часа пока спустится усталый негр....часа через два и ты инвалид поедешь на метро-еуропа......
4
Написал ramtamtager 2010.05.31 21:35:23

А у нас кому-то Достоевская кажется мрачной.
0
Написал classicisme 2010.05.31 21:38:14

Метро Стокогольма - это классический метробоян, про который уже всё сказано.
Но скажу: своя фишка в этом есть. Не больше, не меньше.
Если бы, они, например, вообще оставили первозданные скалы - было бы тоже прикольно. Скалы есть скалы, чего тут говорить. Люди ездят специально в горы, чтобы смотреть на скалы. Это красиво. Замалевать их по всякому - прикольно.

Это шведская фишка. У маленьких стран и народов обязательно должны быть свои фишки, чтобы запомниться и не затеряться в толпе стран и народов. Какой-нибудь писающий мальчик должен обязательно у них быть, как символ, потому что иначе их не различишь. Во, писающий мальчик, значит это Брюссель, во, покрашенные скалы в метро - Стокгольм и т.д. Великое, эталонное им создать не хватает сил и возможностей.

Эталоны создают великие народы и государства, а маленькие - создают вариации. Эталоны в силу масштабности зачастую даже трудно обозреть, сформулировать короткое однозначное мнение, вариации всегда легче и определяются простой формулой - нравится - не нравится. Иногда очень даже милые вариации бывают, вполне себе даже прикольные - к таковым относится и шведское метро.

Шведксое метро, на мой взгляд, не плохая вариация, на тему метро. Мне нравится. Но сравнивать его с московским просто некорректно. Все равно, что сравнивать скульптуру Давида во Флоренции с писающим мальчиком в Брюсселе. Мальчик, конечно, веселый и даже, чем-то похож на Давида, но тема как-то не серьезная, да и калибр не тот.))
3
Написал tirl 2010.05.31 22:07:58

Поехал смотреть вживую, и расстроился
mipt_stan, а вы представьте, как это всё на рендерах выглядело :3
0
Написал kummel 2010.06.01 09:02:32

мне не нравится... у нас в 1000 раз лучше... хотя, это всего лишь мое ИМХО
0
Написал Владислав 2010.06.02 06:46:24

Пишите письма: metronews@mail.ru