После распада СССР крупным машиностроительным заводам России была разрешена разработка совместных проектов с иностранными компаниями. Это и стало предпосылкой к созданию на Усть-Катавском вагоностроительном заводе опытных вагонов 71-616.
В 1993 году был подписан международный контракт на разработку и сборку двух вагонов. Всего в проекте принимали участие 4 крупные компании: Siemens (Германия) поставлял комплект электрооборудования с ТИСУ и кондиционер, Duewag (Германия) — тележки с двухступенчатым подрессориванием типа «Меги», Динамо — тяговые двигатели и некоторые элементы электропривода, УКВЗ — кузов вагона, механическое оборудование салона и кабины водителя, редукторы для ходовых тележек. Кузов вагона построен на раме серийного вагона 71-608КМ. Помимо этого использованы элементы дизайна польских и австрийских вагонов того времени.
Первая презентация опытных вагонов состоялась в 1995 году. Ввиду огромной цены на новые вагоны многие города потеряли интерес к проекту. Испытания решено было провести в Москве. Вторая презентация состоялась в 1996 году на выставке в Сокольниках.
Новые вагоны имели массу преимуществ и новшеств в сравнении со всеми отечественными вагонами того времени — прислонно-сдвижные двери, вклееные стёкла, кондиционер и тележки с двухступенчатым рессорным подвешиванием, за счёт чего удалось добиться более мягкого хода.
В Москве 71-616 получили бортовые номера 5000 и 5001 и некоторое время работали на 32 маршруте. По окончании испытаний оба не были допущены к эксплуатации по причине их неоплаты и серьёзных замечаний по кузову и по электрооборудованию, которые не были устранены заводом.
Кузов 71-616 № 5001 на ТРЗ, 12.05.2007
В 2001 году «Мосгортранс» приобрёл вагон 5000, который перевезли в учебный комбинат, где выставили как натурный экспонат. Вагон 5001 долгое время простоял на территории депо им. Русакова. Несколько лет назад его планировалось переоборудовать в учебный, но затем от этих планов, видимо, отказались. В 2006 году кузов вагона поступил на ТРЗ, где, после небольшого периода нахождения в депо им. Баумана, и находится до сих пор. Его фотографии можно посмотреть в этом посте.
Текст написан по материалам сайта «Трамвайные вагоны», видео — телеканал «2х2».
Да, в тот год конечно УКВЗ здорово обошел ПТМЗ, который представил свой довольно спорный ЛМ-99 только ближе к 2000-му. Но зато в этот раз ПТМЗ представил следующее поколение раньше. Хоть какая-то гонка...
BatonMedved, да нет, просто в 97м году я еще в детский сад ходил, поэтому таких подробностей не помню :)
а трамвай даже по сравнению с ЛМ-2008 неплохо смотрится, хотя конечно пора уже обновить его как нибудь
Видео из архивов Newstube, создатели которого купили все несмонтированные исходники к репортажам третьего канала 90-х годов. Там такого добра завалы, надо только поискать хорошо.