Что изменилось после реформы РЖД и как этим пользоваться?
«Российские железные дороги» постоянно реформируются. У этих реформ много внешних проявлений, которые заметны невооружённым глазом. Это и скоростной поезд «Сапсан», курсирующий между Петербургом и Москвой. И изменившиеся цвета вагонов. И новые возможности покупки билетов: через интернет или через платёжные терминалы на вокзалах, минуя кассы.
В преддверии сезона, когда все куда-нибудь ездят на поездах, хочу поделиться несколькими внутренними изменениями, которые произошли не сегодня, но о которых, правда, пока ещё мало кто знает.
Во-первых, бельё. Пассажиры хороших поездов давно заметили, что к ним по утрам перестали приставать проводники с требованием сдать бельё. Это было довольно навязчиво, когда поезд прибывает в пять утра, и вот в четыре проводник включал свет и шёл по вагону, горлопаня: «Бельё! Сдаём бельё!». Многие проводники это делают до сих пор в каких-нибудь плацкартных вагонах или в нефирменных поездах. Так вот, вы уже давно можете на требование сдать бельё вежливо предлагать им собрать бельё самостоятельно: после того, как вы выйдете из вагона. Ссылка на правомерность вашего предложения содержится сразу в нескольких чудесных документах. Во-первых, в «Инструкции проводнику пассажирского вагона», а во-вторых, в гарантированном перечне услуг пассажиру. Цитата дословная: «Убирать постельные принадлежности после высадки пассажиров; в исключительных случаях с согласия пассажиров разрешается убирать постельные принадлежности не ранее чем за 30 мин до прибытия на железнодорожную станцию высадки пассажиров». Как вы понимаете, согласия может и не быть.
Во-вторых, температура воздуха в вагоне. Существует достаточно жёсткий стандарт, закрепляющий, сколько градусов должно быть в вагоне, в котором вы едете. Зимой, вне зависимости от вагона – +20… +24 градуса. Летом, если вы едете в вагоне с кондиционером, РЖД также обещает вам комфортную температуру. А если без кондиционера… То уж извините – как повезет. Кстати, в каждом вагоне должен висеть термометр и рядом с ним табличка, по которой легко можно определить, сколько сейчас должно быть градусов в вагоне. Один раз мне в декабре в вагоне врубили +29. Естественно, это беспредел, и на это можно жаловаться. Как и куда – чуть позже.
В-третьих, об этих самых кондиционерах. Будут они в вагоне или нет, вы можете узнать непосредственно при покупке билетов. Эта информация есть в кассах. Она же видна на сайте РЖД. И отпечатывается у вас в билете в графе «Класс обслуживания». Посмотреть можно тут.
В-четвёртых, пора привыкнуть, что в туалетах даже самых захудалых поездов должны быть мыло и туалетная бумага. Вы можете бесплатно требовать стакан с подстаканником. Для вас бесплатный кипяток. Кроме того, в вагоне должна быть холодная питьевая вода. Либо охлаждённая кипяченая, либо в бутылях. Но этого многие проводники пока ещё просто-напросто не знают. Расскажите им, я вот рассказал однажды проводникам одного поезда, так у них теперь в каждом вагоне стоят чайники с холодной кипяченой водой. Розетки должны работать, и вы ими можете пользоваться, не забывая, что они не рассчитаны на зарядку телефонов и ноутбуков, но запретить «заряжаться» вам никто не может. И, как показывает практика, техника от таких зарядок всё же не ломается.
И, наконец, в-пятых. На бумаге и в инструкциях всё красиво, но на деле может оказаться грустно. Посреди зимы в вагоне может быть и +30. Туалетной бумаги и мыла в туалете может не быть. Проводник может гадким голосом требовать сдать бельё за два часа до прибытия и брать по тридцатке за пользование розеткой. Или, попросту, может оказаться пьян. В этом случае вы должны позвонить по номеру горячей линии РЖД +7 800 200 6767 (по России бесплатно) и оставить жалобу. Только если вы едете на международном поезде – на Украину, в Белоруссию или ещё куда-нибудь – убедитесь, что он принадлежит РЖД, потому как если перевозчик иной, то и правила могут быть иными. Пожалуй, это самый действенный способ борьбы. Потому что за это проводников и начальников поездов штрафуют и лишают премий. Если вы не один в вагоне заметили хамство, то жалуйтесь группой. На каждую жалобу вам должен прийти письменный ответ по адресу, который вы оставляете. Кстати, проводников этим можно пугать: «Если сейчас же не отстанете от меня с вашим бельём, позвоню на горячую линию РЖД». Действует.
Правда, очень хочется попросить. Если уж жалуетесь на недостойных, то оставляйте тем же способом благодарности хорошим людям. А то получится как-то нечестно. Ведь хороших проводников (и вообще сотрудников РЖД) за благодарности иногда премируют. Так что тоже можно звонить всем вагоном и говорить «спасибо».
100% согласен - за хорошую работу НАДО благодарить людей, к тому же это не такой и легкий труд надо сказать! Буду так делать, жаль что не делал раньше, сейчас почти не пользуюсь РЖД, к сожалению.
В итоге все равно как и в любом госучреждении (где с нас постоянно требуют тучи не установленных законом документов), МЫ должны знать, что и как у них работает, и должно быть по закону, и указывать/выбивать то, что нам положено через жалобы. Правда, с РЖД, наверное, полегче, убедить не убирать постель, например, но вот что сделаешь, если розетка не работает и всё тут, заставить проводницу ее чинить что ли... :).
Сколько езжу зимой, никак не могу понять, почему нужно доводить температуру в вагоне до жары? В 80% случаев (и в фирменых поездах тоже) жарко даже без одеяла. Плюс такое ощущение, что вентиляция не работает вообще, дышать нечем.
Интересно, самим проводникам комфортно в таких условиях ехать? Или у них там отдельная вентиляция?
Anonymous User, Еще будучи студентом, подрабатывал летом проводником. Так вот, система вентиляции в вагонах (по крайней мере, в плацкартных и купейных вагонах старого образца) устроена таким образом, что наилучшее ее действие ощущается именно в рабочем купе проводника, а, скажем, в последнем купе работа вентиляции может вообще не чувствоваться. Именно поэтому, даже жарким летом, проводника в купе просто-напросто "сдувает" и он мерзнет, а пассажиры, начиная с 4-го - 5-го купе "текут" от жары и духоты. Вопрос - кто виноват? Ответ - никто, все правы. ИМХО, браво конструкторам!
товарищи, ну вы даёте. Жаловаться на жару зимой в вагоне - это да... Конечно, некомфортно, но всяко лучше, чем температура около 10-15 градусов. Когда и под тремя одеялами холодно.
Flar, +30 - это не просто "некомфортно", это впору раздеваться до трусов. А там небольшой сквозняк (коими вагоны изобилуют), и простудился. С детьми - так и вовсе...
>Кроме того, в вагоне должна быть холодная питьевая вода. Либо охлаждённая кипяченая, либо в бутылях.
В обычных поездах - только минералка за деньги. Открою секрет... во многих страных плацкартах т.н. "питьевая" на самом деле не кипячёная, а заливается самая обычная из крана в специальный бачок. Т.к. водоохладители давным-давно не работают...
>И, как показывает практика, техника от таких зарядок всё же не ломается.
Один раз у меня сгорела зарядка для аккумуляторов. В старых плацкартах ноутбук зарядить не получится - выбивает защиту преобразователя на 220В.
>Ведь хороших проводников (и вообще сотрудников РЖД) за благодарности иногда премируют.
Не дождётесь... (хотел бы ошибаться)
Помнится, недавно Якунин заявлял, что ВСЕ купейные вагоны должны быть с кондиционерами. Ну-ну... Поездите на первых российских купешках (ТВЗ 1993 года) - никаких кондиционеров нет и в помине, уровень комфорта недалеко ушёл от плацкарта. Те же жёсткие полки и т.п. Про состояние ряда плацкартных вагонов я вообще молчу. Не всё так красиво...
andrew55555, Вы писали: В итоге все равно как и в любом госучреждении (где с нас постоянно требуют тучи не установленных законом документов), МЫ должны знать, что и как у них работает, и должно быть по закону, и указывать/выбивать то, что нам положено через жалобы.
Ну, справедливости ради надо сказать, что эту информацию до народа доводят. Например, уже с пол года как на всех поездах, в которых я ездил, к розеткам приклеена бумажка с информацией про их бесплатное использование. С недавних пор в вагонах наклеены объявления про то, какая в этом вагоне должна быть температура и есть ли в нём кондиционер. Туалетную бумагу уже несколько лет как не беру с собой в поездки, даже в затрапезных поездах :) Поэтому для меня новость только про постели и про то, что кондиционер кодируется в "классе обслуживания".
Так что, РЖД действительно меняются :) Пожелаем им в этом удачи.
Отличная статья и поистине великая мысль в конце!! Зарубила себе: буду пользоваться горячей линией не только для жалоб но и для похвалы!! И Блин!! – ДЕЙСТВИТЕЛЬНО МНОГОЕ МЕНЯЕТСЯ К ЛУЧШЕМУ!! Адаже вот эта сама мысль – позвонить и похвалить работу проводника!... Вот прогресс до чаго дошел!.