Метки: жд; мжд; оплата проезда; финансирование; электрички

Большая статья про финансирование электричек


© Ammendorf

«Российские железные дороги» с 1 июня в рамках эксперимента по контролю за проездом пассажиров в пригородных электропоездах намерены использовать практику работы разъездных кассиров на пригородных направлениях Московского и Санкт-Петербургского железнодорожных узлов.

Эта мера должна хоть отчасти компенсировать РЖД убытки от пригородных перевозок. В прошлом году они составили 26 млрд рублей, в нынешнем достигнут 30 млрд. Ранее монополист восполнял эти убытки благодаря перекрёстному субсидированию — грузоперевозки, в отличие от пассажирских, оставались довольно прибыльными.

Сейчас от этой практики решено отказаться. Начальник департамента пассажирского сообщения РЖД Геннадий Верховых сообщил на пресс-конференции, что на маршруте Москва — Тверь 25 февраля был проведён эксперимент. В этот день по указанному маршруту следовали четыре электропоезда, причём с остановками только на станциях с максимальным пассажиропотоком.

В каждом вагоне электропоездов постоянно находились разъездной билетный кассир (кондуктор) и сотрудник охраны. На станции отправления посадка осуществлялась через одну из дверей вагона по проездным документам, а вторая дверь блокировалась. Посадка-высадка пассажиров на промежуточных станциях производилась из двух дверей в обычном порядке, а разъездные билетные кассиры осуществляли проверку билетов у пассажиров в соответствии с установленными правилами. По словам Верховых, выручка в двух утренних поездах возросла в 3,5 раза — до 75 тыс. рублей, в двух вечерних — в 2,5 раза, до 39 тыс. рублей.

Но дело не только в увеличении выручки. «В электропоездах, задействованных в пилотном проекте, значительно улучшились условия проезда пассажиров, полностью оплативших свой проезд. Поезда не перенаселены, нет бесконечных перемещений по составу безбилетных пассажиров, сократилось число поломок оборудования в вагонах, межтамбурных и салонных дверей». Распространение этого эксперимента на станциях московского железнодорожного узла начнётся с Ярославского и Казанского направлений. Приоритетные направления в Санкт-Петербурге пока не названы.

Подобные нововведения вводятся не от хорошей жизни. РЖД пытаются минимизировать свои убытки от работы пригородного железнодорожного транспорта — по словам Верховых, они составят в 2010 году около 30 млрд рублей. Иначе говоря, первые девять месяцев 2010 года РЖД будут перевозить пассажиров электричек за «живые» деньги, а три остальных месяца — бесплатно, то есть себе в убыток. В прошлом году убытки РЖД от пригородных пассажирских перевозок составили 26 млрд рублей, из них, как сказал представитель железнодорожной компании, субъектами РФ было компенсировано всего 2,8 млрд.

«Финансирование выпадающих доходов, а также инвестиций в сфере пригородных перевозок в течение продолжительного периода времени осуществлялось ОАО РЖД за счёт перекрёстного субсидирования от грузовых перевозок. В настоящее время компания делает всё возможное, чтобы уйти от этой практики», — отмечает пресс-служба РЖД. По словам Верховых, подавляющее большинство регионов пошло по пути сокращения размеров движения пригородных поездов как меры для снижения объёмов субсидирования.

«Ещё в 2008 году РЖД предлагали регионам заключить не соглашения, а договоры по пригородным перевозкам, где было бы оговорено количество возможных маршрутов, поездов и число пассажиров, за которые регион готов был платить из своего бюджета. Но до сих пор ни один регион не откликнулся на эту инициативу. В результате недовольство пассажиров сложившейся ситуацией обращено исключительно на железнодорожников».

Компания-монополист «с целью систематизации взаимоотношений федерального центра, регионов и перевозчиков в сфере транспортного обслуживания населения» приняла участие в разработке проекта федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ», который сейчас находится на рассмотрении в Минтрансе.

Со следующего года РЖД уже не смогут обеспечить перекрёстное субсидирование пригородного сообщения за счёт грузовых перевозок. Сказался кризис — выручка от грузоперевозок серьёзно снизилась. В этой связи, как пишет «Российская газета», головная железнодорожная компания вообще не будет заниматься пригородным сообщением. Оно полностью ляжет на плечи формирующихся сейчас 26 региональных пригородных компаний. 18 из них уже созданы.

Но пока большого интереса у местных властей вкладывать в них деньги нет. Как отмечает издание, на это есть серьёзная причина — сейчас РЖД сдают подвижной парк пригородным перевозчикам лишь в аренду и не могут передать его на баланс региональным компаниям. Закон «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ» нужен РЖД в том числе и для этого — документ должен регламентировать не только вопросы перевозки пассажиров в электричках, но и особенности передачи имущества пригородным компаниям.

Сейчас Федеральная служба по тарифам готовит документ, который будет определять единый принцип подхода к формированию тарифов на пригородных перевозках. Недавно вице-премьер Сергей Иванов поручил навести порядок в ценообразовании на пригородном сообщении. Верховых отметил, что новый документ поможет это сделать. Тогда, по его словам, удастся избежать ситуации, которая возникла в начале года в некоторых регионах, где проезд в электричках резко подорожал. Например, в пределах Москвы он стоил дороже, чем до ближайшей станции в Московской области.

Впрочем, несмотря на убытки, в РЖД намерены развивать пригородный комплекс. В текущем году инвестиции в этот сегмент составят 18 млрд рублей. «В 2010 году мы направим 10 млрд рублей на закупку 638 вагонов для пригородных поездов, 4 млрд — на развитие инфраструктуры и 4 млрд — на капитальный ремонт зданий и сооружений», — сказал Верховых. По данным пресс-службы РЖД, с 2007 по 2009 годы компания инвестировала в развитие пригородного комплекса 65 млрд рублей, из них 30 млрд рублей были направлены на закупку 2150 вагонов пригородных поездов и 14 млрд рублей — на реконструкцию и модернизацию зданий и сооружений.

Алексей Клёпиков
«Эксперт», 09.04.2010.
50
Написал МС 2010.04.12 15:16:35
Рейтинг:
Мдаа... кругом дурдом и бардак!
–2
Написал Spirit 2010.04.12 16:34:03

Ну почему? Если действительно выгодно в каждую электричку посадить контроллеров-тёток, то почему это не сделать?

Непонятна фраза

Иначе говоря, первые девять месяцев 2010 года РЖД будут перевозить пассажиров электричек за «живые» деньги, а три остальных месяца — бесплатно, то есть себе в убыток.

Что, неужели ВСЕ так прям и ездят БЕСПЛАТНО? В первые слышу, что 3 месяца в году у нас пригородный транспорт стал бесплатным! Это похоже сенсация
0
Написал Fedor81 2010.04.15 00:06:34

Пишите письма: metronews@mail.ru