На трамвае во Львове ездят на экскурсии, его заказывают для праздничных путешествий и объяснений в любви, а немецкие кинематографисты, которые снимали клип для «Евро-2012» о нашем городе, представьте себе, решили делать съёмку из окон львовского трамвая. А ведь с львовским трамваем связано так много легенд и разных историй, что не узнать их от известного львововеда и писателя Илька Лемка было бы просто неразумно.
Львовский трамвай — это не просто городской вид транспорта, это целая история, в которой есть и романтические приключения, и какое-то ни с чем не сравнимое ощущение детства, когда ты зажимаешь в ладони билетик, выбираешь себе самое лучшее сиденье у окошка — и путешествие по любимому городу начинается.
В гору вагон тащили три лошади, а вниз — одна
Львовский трамвай — явление загадочное и неординарное. Ну, скажите, где ещё, кроме как во Львове, можно при помощи поднятой руки остановить трамвай, как обыкновенную маршрутку? Да, на улице Промысловой ещё до недавних пор висела на участке между мясокомбинатом и улицей Лыпынского табличка «остановка по требованию».
— История общественного транспорта во Львове начинается с почтовых дилижансов и так называемых «тарадаек» с кучерами, — рассказывает знаток львовских легенд, писатель Илько Лемко. — А в 1835 году в нашем городе был создан первый на Украине настоящий регулярный маршрут общественного транспорта — конный омнибус, который соединял центр города с Винниками, причём конечной остановкой была Чёртова скала.
В 1861 году была построена первая на Украине железная дорога сообщением Львов — Перемышль, а с 1879 года во Львове было положено начало первому конному трамваю.
Как рассказал писатель, самое интересное, что по улице Шевченко (бывшая Янивская) вверх вагон с пассажирами тащили три коня, а вниз — только один.
Мини-поезда местные жители восприняли без энтузиазма
Задержанные тогдашние «зайцы-безбилетчики» под присмотром полиции отрабатывали целый день на Пляцу Пруса (теперь это площадь Ивана Франко). На этом месте тогда была «секарня» (механизм для нарезания кукурузных стеблей, свекольной ботвы и другой зелени), и «трамвайные зайцы» нарезали «сечку» — корм для коней.
Конный трамвай просуществовал во Львове до 1912 года, то есть 18 лет параллельно с электрическим. В этот же году последние 70 коней были проданы для сельскохозяйственных работ.
В 1894 году во Львове проходила «Загальна Вистава Крайова» — промышленная ярмарка, где были представлены новейшие достижения техники. К этому событию австрийское правительство приурочило и открытие первого в империи маршрута электрического трамвая. Как старушка Австрия заботилась о своих «восточных тирольцах», говорит и тот факт, что в Вене электрический трамвай был пущен гораздо позже, нежели во Львове.
Кстати, во многих европейских столицах электрические трамваи начали ходить гораздо позже, чем в столице Галичины.
«Едынка», то есть маршрут № 1, соединял железнодорожный вокзал с улицей Лычакивской. Сначала «едынка» ходила только к церкви Петра и Павла, позже — к Лычакивскому парку. До 1923 года этот маршрут обозначали буквами LD (Lyczakow— Dworzec, то есть Лычакив — Вокзал).
Следующие два маршрута электрического трамвая тоже возникли ещё в XIX веке. Это нововведение, как и всё непривычное, львовяне восприняли без энтузиазма, можно даже сказать, враждебно. Больше всего прославилась такая себе пани Скоробецкая. Она, как писали тогдашние солидные львовские газеты, сделала трамваю «предложение, физически невозможное для выполнения, особенно с соответствующими жестами».
Проще говоря, это означало, что упомянутая пани, наклонившись и задрав юбку, предлагала трамваю поцеловать её в одно место. Таким образом пани Скоробецкая выразила протест конкуренту, который лишил работы её мужа, кучера тарадайки с улицы Подвальной.
— Прокладка новых трамвайных маршрутов во Львове, — продолжает писатель свой рассказ, — вызвала настоящую экономическую революцию. В частности, когда были проложены трамвайные рельсы до конца нынешней улицы Коновальца, а было это в 1907 году, цены на землю в этом самом престижном жилом районе упали в два раза.
Новое спешит на смену старому
В 1969 году во Львове началась замена старого трамвайного парка на новые чехословацкие — спаренные — вагоны. Ведь до этого вагоны были разделены системой бамперов и пружин. Годом позже ликвидировали некоторые маршруты, в частности, знаменитый 12-й номер, который довозил пассажиров прямёхонько на Высокий Замок.
Система продажи трамвайных билетов в те времена менялась почти каждый год. В середине шестидесятых в трамваях стоял автомат, в щель которого нужно было бросать 3 копейки, а с большого рулона можно было отмотать себе билетов, сколько угодно. В те времена в общественное сознание внедряли «Моральный кодекс строителя коммунизма», который, кроме всех других возможных достоинств, воспитывал ещё и честность.
Как рассказывал один уважаемый львовский пан, который тогда был ещё парнишкой, бывало, схватишься за край рулона и тянешь за собой ленту, трамвай мчится дальше, а на целый квартал позади развевается многодневная «норма продажи билетов».
Приблизительно с 1970 года в трамваях появились так называемые «однорукие бандиты» — автоматы, — продолжает писатель, — которые уже дозировали продажу билетов: бросив в щель три копейки, вы тянули за металлическую ручку. Внутри что— то щёлкало — и только тогда в окошечке появлялся один билет. Потом ввели систему компостеров, которая существует и сегодня.
Конечно же, сейчас уже редко увидишь переполненные, как в советские времена, народом львовские трамваи. Ведь, кроме них, есть ещё автобусы, маршрутки и троллейбусы. И тем более львовяне никогда уже не увидят пассажиров на крышах трамвайных вагонов, как это было на границе 60-70— х годов, когда болельщики «Карпат», торопясь на футбольный матч, бешеным штурмом брали «четвёрку».
Но для настоящих львовян трамвай и дальше остаётся чем-то очень близким, ностальгическим, романтическим и таким, без чего наш чудесный город представить себе просто невозможно.
Билет ценой в две порции мороженого
При Польше, то есть в межвоенный период, трамвай был транспортом довольно демократичным: им пользовались и школьники, и студенты, и рабочие, и учителя, и врачи, и адвокаты. Билет на разовый проезд стоил 20 грошей, для школьников и студентов — 10 грошей. Правда, школьники предпочитали гулять пешком, ведь по цене одного трамвайного билета можно было в то время купить себе две порции мороженого по 5 грошей каждая.
Мороженое в тридцатые годы продавали, выдавливая дозированную порцию из специального автомата в бумажный рожок. Оно было очень вкусным и всегда было перемешано с измельчёнными натуральными фруктами или ягодами.
Кстати, билета, как такового, для проезда на трамвае какое-то время просто не существовало: под присмотром солидного кондуктора пассажиры, которые «просачивались» в вагон через толчею, похожую на ту, которая потом возникала на проходных советских предприятий, бросали деньги в ящики. Сиденья в трамваях были деревянными и располагались, как в нынешних электричках.
До 1935 года вагоны имели небольшие площадки без крыши над головой, на которых можно было, не заходя в вагон, прокатиться задаром.
20 грошей на трамвай — много это или мало? В середине тридцатых буханка ржаного хлеба стоила 12 грошей, а пшеничного — 18. Килограмм говядины стоил 35 грошей, килограмм сливочного масла — 1 злотый. Но в то же время тот же кондуктор, как и сельский учитель начальной школы, зарабатывал 120 злотых в месяц. Высококвалифицированный рабочий или мастер зарабатывал 300 злотых. Снять двухкомнатное приличное жильё с кухней, водой, газом и электричеством стоило всего 15 злотых в месяц, а особняк на нынешней улице Панаса Мирного стоил 6 тысяч злотых, причём можно было выплачивать ежемесячно кредит по 40 злотых. Хорошие это были времена или плохие, кажется, не стоит задумываться.
— Лучшие времена — это те, — говорит Илья Лемко, — в которые мы с вами живём.
В советский послевоенный период трамвай стоил 15 копеек, а после хрущёвской денежной реформы — три копейки. Трамваи со временем совершенствовались, становились более скоростными и более бесшумными. Но безопасность движения на холмистых львовских улицах оставалась и остаётся большой проблемой.
Самая известная катастрофа
Это случилось в зимний день 1971 года. Сверху, по улице Городоцкой, на полном ходу шёл трамвай № 6, переполненный народом: водитель трамвая заснула за рулём. Тогда на середине улицы был островок, на котором разместилась остановка и стояло очень много людей. Неуправляемый трамвай сошёл с рельсов, протаранил людей на остановке и врезался в забор 11-й школы. Тогда погибли 26 человек. В тот же вечер об этом сообщил «Голос Америки».
А советские газеты, радио и телевидение молчали, ведь тогда было запрещено говорить о каких бы то ни было катастрофах и стихийных бедствиях, чтобы не мешать советскому народу строить коммунизм. После этой трагедии сняли все остановки, которые находились на проезжей части, и максимально ограничили скорость вагонов, которые двигаются сверху вниз. К счастью, за последние почти 40 лет во Львове не было серьёзных трамвайных аварий.