Как и обещал, начинаю выкладывать то, что не вошло в основной репортаж.
Аэропорт Марко Поло
Рядом с Венецией два аэропорта: Тревизо и Марко Поло. Марко Поло считается более удобным, так как он ближе расположен. Кроме того, только к Марко Поло подходят маршруты водного транспорта, что для Венеции немаловажно.
Аэропорт небольшой, но для такого города вполне достаточный. Тихий и уютный. Мало где встретишь аэровокзал с кровлей по деревянным фермам. А здесь так.
Терминал
Классическая двухярусная схема, как в Шереметьево. Сверху вылет, снизу прилёт. На второй ярус ведёт эстакада. Всё очень похоже, только здание меньше, всего на шесть телескопических трапов.
Схема прохождения пассажиров на вылете классическая для европейских аэропортов: регистрация в зале вылета -> контроль безопасности -> зал ожидания, общий для пассажиров внутренних и международных линий -> паспортный пограничный контроль -> накопитель -> посадка. Подобная схема у нас не применяется из-за проблем с таможенным контролем ручной клади, которую пассажиры берут с собой в самолёт.
На прилёте схема похожая: накопитель -> паспортный пограничный контроль -> зал выдачи багажа -> таможня -> зал прилёта.
Площадь перед вокзалом.
То же, что в Шереметьево, только по-другому организовано. Очень жёсткое отделение индивидуального транспорта от общественного. Здесь здраво рассудили, что встречая кого-либо в аэропорту, водитель оставляет машину на достаточно продолжительное время, поэтому в зону прилёта индивидуальный транспорт не допускается вообще. Для него сделаны парковки, расположенные чуть дальше в том же уровне. А вся подъэстакадная часть поделена между разными видами общественного транспорта.
Ближняя к терминалу линия — такси. Поскольку у терминала несколько выходов, по паре машин такси ожидают у каждого. Все остальные машины стоят не доезжая первого входа в очереди, ожидая разрешения подъехать к выходу.
На этой же, первой линии, специальное место для машин скорой помощи и медицинского транспорта. Это связано с тем, что не только здоровых людей перевозят авиатранспортом. Такие стоянки располагают у специальных медицинских пунктов, которые обслуживают больных пассажиров (в том числе носилочных). Поскольку культура соблюдения правил в Италии высока, это место находится просто перед зданием и обозначено только разметкой.
Вторая линия — практически полноценный автовокзал. Сюда прибывают и отсюда отправляются автобусы-экспрессы по всем окрестностям аэропорта. Отдельные маршруты в Венецию и в Местре. Проезд до Венеции в комфортабельном автобусе туристического класса стоит 3 евро, включая багаж. Билеты продаются у водителя и внутри аэропорта в специальной кассе. Зачем в кассе, если всё равно можно купить у водителя? Всё очень просто. Человек только прилетел и не знает куда ему идти. Он выйдет из терминала, увидит такси... А тут его перехватывают ещё до этого. И билет продадут, и всё объяснят.
Кроме того, на вторую линию подаются машины NCC. Это аналог такси, машины с водителем, но без специальной окраски. Работают по предварительному заказу.
На эстакаде немножечко по-другому. Первая линия — машины такси, автобусы (не маршрутные), транспорт для инвалидов, скорая помощь и медицинский транспорт. На вторую линию допускается индивидуальный транспорт. Но только для быстрой высадки пассажиров. Никаких провожать...
Если нужно кого-нибудь проводить — есть стоянка и нечего занимать ближнии линии.
Рядом с аэропортом — многоярусный паркинг. Ну, тут ничего особенного. Из-за то сильно солнечного, то сильно дождливого климата Венеции сюда ведёт крытая пешеходная галерея. Просто тротуар под навесом.
Гавань
Интересно то, что находится дальше. Поскольку Венеция — город особенный, то и аэропорт не обошёлся без специфически венецианского транспорта. В четырёх минутах ходьбы от терминала расположены стоянки водных такси и причалы скоростных катеров. Откуда такая точность? В начале пути от аэропорта к причалам висит табличка с указанием направления и времени в пути пешком. Здесь также, как и с автобусами. Стойка такси есть и в терминале, поближе к клиентам, так сказать.
Sonic, недавно принятый в нашей стране ГОСТ Р 52875-2007 устанавливает аналогичные требования к нашим общественным зданиям. Так что, и у нас скоро так будет. Но, вероятно, лишь в новых зданиях. Хотя, переделка старых проблемы не представляет. Полосы сделаны из пластика, наклеиваются на пол сверху.