Метки: венеция; водный транспорт; италия; транспортные решения

Транспорт Венеции. Часть 2



Водный транспорт Венеции крайне разнообразен. Это не только водные автобусы — вапоретто, как многие думают. Есть в Венеции и скоростные водные линии, и водное такси, есть и такие виды транспорта, которые сохранились ещё с давних времён. Причём, это не туристический аттракцион, а реально действующий транспорт.


Вапоретто (vaporettо)

Вапорето — практически абсолютный аналог автобуса, только движется по воде. В переводе это слово обозначает «пароход» и ничего больше. Сейчас суда, естественно, дизельные, но слово осталось.

История вапоретто начинает с 1881 года. Именно тогда по каналам Венеции отправился первый общественный пароход. Сейчас это достаточно разветвлённая система линий. Линии разные, и суда на них тоже. Во-первых, это линии, работающие в самой Венеции, они проходят по знаменитому Большому каналу (Canal Grande), по каналу Джудекка (Canale della Guidecca), объединяющему их после стрелки каналу Сан-Марко (Canale di San Marco), а также вокруг всего города. Во-вторых, это линии, связывающие Венецию с островами Мурано, Лидо, и другими. В-третьих, это линии, связывающие город с материком.



Собственно говоря, это и есть вапоретто в классическом понимании этого слова. В Венеции вапоретто — только суда этого типа. Все остальные имеют другие названия. Но, система оплаты, нумерация, причалы — всё это единое, поэтому часто и остальные суда, более правильное название которых «моторные катера», называют вапоретто.



Городские вапоретто выполняют несколько функций. В первую очередь, это, конечно, аналог обычного автобуса... Но, представьте себе, вы вышли из автобуса, но вам надо на другую сторону дороги. Вы просто берёте и переходите. На каналах такого нет. На Большом канале всего четыре моста, из которых два у вокзала, и лишь ещё два в самом городе. На канале Джудекка вообще мостов нет. Он очень широкий и судоходен для больших судов, в том числе для многопалубных круизных лайнеров. Значит, надо как-то решать эту проблему. Всё решено просто.

Несмотря на интенсивное судоходство, особенно в большом канале, причалы расположены по обоим берегам попеременно. Вапоретто причаливают то к одному берегу, то к другому. Таким образом, они заодно выполняют функцию переправы с одного берега на другой. Это очень удобно: проехал одну остановку — и ты на другом берегу. На совсем крупных станциях (Piazzale Roma, Ferrovia, S Zaccaria) разделены не только направления, но и маршруты.





К причалу попеременно подходят суда то одного направления, то другого. На крупных станциях для увеличения пропускной способности устроены два причала один за одним. Каждый для своего направления. Суда швартуются нос к носу.



Сами по себе причалы тоже достаточно интересны. Все причалы типовые. Это белый дебаркадер с жёлтой полосой и надписью с наименованием остановки чёрным шрифтом.



С берегом дебаркадер связан двумя мостками, один для входа, другой для выхода. Перед входными мостками установлены валидаторы. Внутри дебаркадер разделён на три зоны. Наибольшая, с сиденьями, отделённая от всего остального сдвижными дверьми — предназначена для ожидающих пассажиров. Рядом с ней расположена зона причаливания и посадки на борт. Она обозначена яркой штриховкой чёрного и жёлтого цвета. Выходить на неё до окончания причаливания и высадки пассажиров, а также в отсутствие судна, нельзя.

Это сделано в целях безопасности пассажиров: никакого ограждения со стороны воды здесь нет, а дебаркадер при волнении достаточно сильно качает. Правда, никакого персонала на дебаркадере нет, так что если очень хочется, то всегда можно, под свою, как говорится, ответственность... И, наконец, третья зона — зона высадки. Она также примыкает ко второй зоне, только с другой стороны. Представляет собой просто коридор без дверей. Пассажиры, сойдя с судна, должны сразу покинуть дебаркадер.





Причаливание осуществляется на один швартов. Дальше судно прижимается к дебаркадеру двигателем. Просто гребной винт поворачивается так, что корма судна движется в сторону дебаркадера. Дебаркадер установлен так, что никуда в сторону не сдвигается ни на сантиметр. Судно, упираясь в него, продвигается вдоль борта немного вперёд, пока швартовы не натянутся.

После этого судно, естественно, пока работает двигатель, остаётся жёстко зафиксированным у причала. Поскольку дебаркадер подвижен в вертикальном направлении, его уровень пола независимо от уровня воды всегда строго соответствует уровню палубы вапоретто. Зазора между палубой судна и полом дебаркадера нет. Таким образом суда считаются приспособленными для перевозки инвалидов.

Во время посадки у входа на судно всегда дежурит матрос. Он швартует судно, дожидается, пока швартовы натянутся, затем отодвигает дверь судна. После этого просто дежурит, наблюдая за посадкой и высадкой пассажиров. Проверять билеты в его обязанности не входит. Билеты проверяют во время движения садящиеся в него контролёры. В обязанности экипажа это не входит.

После посадки матрос закрывает сдвижную дверь, капитан даёт задний ход, матрос убирает швартов. Суда очень маневрены, и отходят от причала под достаточно крутым углом. Это позволяет швартовать одновременно два встречных судна почти нос к носу. Кстати, матросами на вапоретто иногда работают женщины.





Ну, и наконец, третья функция городских вапоретто — катать туристов. Маршрут №1 указан во всех путеводителях как обязательный для посещения. Он проходит по Большому каналу. Причём, это единственный маршрут, идущий по нему со всеми остановками. То есть медленно. Остальные маршруты на Большом канале делают только самые основные остановки. Во-первых, так быстрее, во вторых, меньше требуется причалов, а на Большом канале каждый метр распределён, в-третьих, меньше суеты, связанной с переходом судов с одной стороны канала на другую, а судоходство в канале весьма интенсивное.





Но именно Большой канал с его многочисленными палаццо главнейшая достопримечательность Венеции, ну, может быть, после Сан-Марко. Никаких пешеходных набережных вдоль него нет, так что, осмотреть его можно только с воды. Либо с гондолы, либо с вапоретто. С вапоретто, конечно, не так круто, но вполне приемлимо. Для туристов и фотографов есть места на корме (пять сидячих и три-четыре стоячих) и на носу судна (восемь сидячих).

Стоять на носу запрещено. Это связано с тем, что капитанская рубка находится чуть выше уровня основной палубы. Соответственно, стоящие пассажиры будут закрывать обзор и мешать управлению судном. Сделать капитанскую рубку выше на городских вапоретто нельзя. Мосты на Большом канале слишком уж низкие. Так что, туристам приходится занимать лучшие места заранее, иначе придётся сидеть внутри и смотреть через окна...

В целом впечатление от поездки на вапоретто не очень приятное. Суда старые, движки еле тянут, надрываясь при каждом наборе скорости. Вибрация от их работы чётко ощущается внутри судна. Ощущение от поездки: гружёный ЗИЛ-130 на просёлочной дороге.


Линии на острова и материк

В принципе, те же самые суда, что ходят по городу, ходят и на некоторые острова. Тот же самый маршрут №1 дальше продолжается до острова Лидо. Суда, маршруты которых проходят по Большому каналу, ограничены в габарите по высоте из-за мостов, поэтому не имеют никаких надстроек. Но некоторые из них имеют радары, которые при движении по каналу вплотную прижаты к крыше.

А вот суда, не заходящие в Большой канал, могу позволить себе нормальную рубку, радар... Но, сами по себе, кроме этого, мало чем отличаются от простых вапоретто. Правда, вапоретто они уже не считаются.



Линии же на Мурано, наоборот, обслуживаются судами меньшего размера. Это не вапоретто вообще, а моторные катера, как их здесь называют. У них палуба притоплена вниз относительно посадочной площадки. Зато они могут проходить по Canale di Cannaregio с его низенькими мостами. Правда, для инвалидов они из-за этого не приспособлены.



Кстати, несмотря на то, что Венеция со всех сторон окружена водой, большая часть её акватории несудоходна. Там очень мелко. Поэтому, когда выплываешь на водный простор лагуны, видишь бесконечную гладь, утыканную знаками обозначения фарватеров. Есть каналы прибрежные, проходящие вдоль всего застроенного берега, есть просто идущие через лагуну.




Система оплаты

Во всех вапоретто принята единая система оплаты. Все проездные, кроме разовых, действительны ещё и на проезд на поездах. Билеты: разовые бумажные, многоразовые — электронные смарт-карты. Что интересно, прикладывать многоразовые карточки к валидатору нужно при КАЖДОМ проходе и пересадке. Зачем это делать, если срок действия всё равно измеряется в часах с момента первого прохода, непонятно...

Контролёры работают парами, заходят в ваппоретто на одной из остановок, пока судно идёт до следующей, проверяют билеты. У всех — электронные терминалы для проверки карточек. Говорят по-итальянски и по-английски. Надо сказать, что контролёры иногда бывают снисходительны к туристам. У меня, например, контролёр не стал проверять многоразовую карточку на своём терминале, а просто вернул мне её. Может быть, у меня лицо было честное, а может быть, разглядев во мне туриста (а я сидел на корме с фотоаппаратом), понимал, что я мог ошибиться и не проактивировать карточку при очередной посадке.





В целом, поездка на вапоретто, удовольствие относительно дорогое. Разовая поездка — 6,50 евро. 24 часа — 18,00 евро. Неделя — 50,00 евро. В Венеции придерживаются принципа: туристы платят дорого, местные пользуются льготами.

Для сравнения: тарифы для местных. Месячный проездной «лагуна» (вапоретто и автобус на острове Лидо) — 28,00 евро, то же «острова» — 14,00 евро, единый, включая материковые линии в Местре — 33,00 евро. Правда, приобрести их можно лишь по предъявлении документа, удостоверяющего, что вы проживаете, работаете или учитесь на островах.

На аншлагах киосков в виде пиктограмм указаны цены на билет для туристов. К пиктограммам комментарии на итальянском и английском языках. Но, в принципе, и так всё понятно. Такие же пиктограммы лежат у кассира на столе лицом к пассажиру. Если вы не говорите по-итальянски, вас попросят «показать пальцем».



Следует заметить, что на некоторых участках маршрутов действуют льготные тарифы даже на разовые поездки. Это маршрут, связывающий отдалённые гаражи на Tronchetto с железнодорожным вокзалом, некоторые участки маршрутов, используемые в качестве переправы. Однако, система эта достаточно сложна и запутанна, так что пользуются ей только местные.


Ночной маршрут



Есть в Венеции и ночной маршрут. Он всего лишь один. Его символ — буква «N» в тёмно-синем круге с жёлтым полумесяцем. Маршрут очень длинный и запутанный, он вбирает в себя участки всех остальных маршрутов. Проходит как по городу, так и заходит на острова. Поэтому, при использовании его нужно быть очень внимательным, иначе но нужного места можно добраться весьма нескоро.


Маршруты-экспрессы



Это совершенно отдельный сервис. Обычные билеты и карточки здесь недействительны. Маршруты не имеют номеров, различаются по цветам: «красная линия», «синяя линия». Поезд от Сан-Марко до аэропорта стоит 13,00 евро, от Сан-Марко до Мурано — 6,50 евро. Суда — приземистые скоростные катера.


Паромы





В Венеции автодорог нет, а те, что есть, связаны с материком мостом. Но, на многих островах, например на Лидо, автодороги есть. А мостов, соединяющих их с материком нет. На помощь автовладельцам приходит паром. Паромы отправляются либо с материка, либо из порта, из всё той же Tronchetto. Тарифы на провоз: легковая машина до 4 метров — 10,00 евро, более 4 метров — 16,00 евро, более 4,5 метров — 20,00 евро, грузовик — 23,00 евро, грузовик с прицепом — 46,00 евро. Можно провозить также велосипеды, мотоциклы, отдельные грузы по цене 1,80 евро за 100 кг. С пассажиров берут 6,50 евро, то есть как и на вапоретто, с местных (владельцев Cartavenezia) — 1,10 евро.
80
Написал kostik 2010.01.24 17:43:49
Рейтинг:
Потрясающе интересно!
Но тем не менее жизнь там очень дорогая, даже для местных..
4
Написал Ozon 2010.01.24 18:43:14

Ozon, Но все равно для местных на порядок дешевле! А у нас последнее время оратная тенденция - мнооразовые и "долгоиграющие" билеты покупать всё менее и менее выгодно...
1
Написал kleinboy 2010.01.24 19:01:37

Ozon, Венеция - специфический город. Жизнь там действительно дорогая. Но и люди живут не бедные. Так исторически сложилось, что все, у кого не было достаточно денег на новое жилье, переехали в Местре. И каждый день ездят на работу в Венецию. Или работают в Местре (а там и порт, и промзона). А в Венеции остались лишь те, кто может себе это позволить.
Но, можно сказать по-другому. В Венеции остались лишь те, кто ценит преимущества жизни в этом городе и готов за это жертвовать частью своего достатка. И что очень четко ощущается: в городе живут те, кто его любит, а все остальные ушли... Сами. И Венеция о них не жалеет. В принципе, они на материке неплохо устроились.
Венеция исповедует другой принцип: не приспосабливать город к людям, а собирать в городе тех людей, которые любят ту Венецию, которая есть. В этом коренное отличие от многих других городов.
Сохранение города в том виде, в каком он есть стоит денег, дешевле заасфальтировать все малые каналы, по берегам больших каналов построить автотранспортные набережные и не париться со всякой фигней типа тележек, вапоретто. У нас бы давно так и сделали. Технических проблем ввести автотранспорт в Венецию нет. Зато как все сразу подешевеет.
11
Написал kostik 2010.01.24 19:03:17

kostik, а в Венеции есть такое явление, как водные пробки, или хотя бы заторы?
6
Написал Калужский 2010.01.24 20:36:32

Калужский, я лично не наблюдал. Хотя, в туристический сезон, когда всё оживает, я думаю, они будут. Сейчас движение достаточно интенсивное, но никаких проблем нет. Но и гондолы почти все припаркованы и даже не расчехлены.
В Большом канале вапоретто без проблем перходят с правой стороны на левую и наооборот. В малых каналах в основном проблема с тем, что они очень узкие и затруднен встречный разъезд. Во многих введено одностороннее движение и запрет на движение моторных судов.
Практически везде проблема с парковкой судов. Свободный причал встретить достаточно трудно. Все поделено.
При движении вапоретто возникают ситуации, когда он не может подойти к причалу из-за того, что там находится другой вапоретто. Но эти случаи единичны.
Но, я был не в сезон. Что будет летом, не знаю.
9
Написал kostik 2010.01.24 20:47:11

Согласен со всеми, кто ответил. От себя могу добавить что Венецианская область одна из самых дорогих в Италии, в том же Риме дешевле. Простой пример - коммунальные платежи в 2хкомнатной квартире в городке 30км от Венеции в доме далеко не высшего класса обходятся в месяц в 600 евро. Для местных. Для семьи из двух человек.
4
Написал Ozon 2010.01.24 20:55:28

Сохранение города в том виде, в каком он есть стоит денег, дешевле заасфальтировать все малые каналы, по берегам больших каналов построить автотранспортные набережные и не париться со всякой фигней типа тележек, вапоретто. У нас бы давно так и сделали. Технических проблем ввести автотранспорт в Венецию нет. Зато как все сразу подешевеет.

kostik, вы что, смеетесь? Венеция - самый популярный туристический город мира, там туристы оставляют миллиарды евро (и я тоже не мало просадил там)), а вы так пишите как-будто жители города из любви к нему на свои кровные содержат Венецию. С ума сошли? Заасфальтировать Венецию, это все равно, что зарезать курицу несущую золотые яйца. И вовсе не из любви к красотам содержится город, Венеция - это туристическое Эльдорадо. Я много где бывал в мире, но такого туристического трафика, как в Венеции не видел нигде, даже на Великой китайской стене. Романтический пафос здесь совершенно не уместен, вся Венеция - это сплошной туристическо-сувенирный бизнес, мегаприбыльный бизнес.

Я вот там, гуляя, случайно забрел в какую-то тихую улочку - думал, ну вот хоть здесь-то отдохну от туристических стад, как тут же из двери выглянул чувак и затащил меня смотреть, как он дует венецианское стекло, предложив что угодно мне выдуть. Я быстро свалил оттуда когда узнал, что какая-то стеклянная хрень размером в 10 см обойдется мне в 150 евро.))

А катание на гандоле? С приплатой за песню гандольера, уж даже не помню сколько, но не мало. А все эти миллионы масок китайского производства, но идущие как горячие пирожки еще на подступах к Венеции и стоящие, как будто они из золота. Причем одни и теже маски, чем ближе к Венеции, тем дороже. В рестораны даже не заходил, перекусил по мелочи и на материк.

В общем, бизнес и еще раз бизнес на каждом углу Венеции. Кто же такой бизнес будет асфальтировать? Хоть у нас, хоть в Европе.

А репортаж понравился, спасибо.))
18
Написал tirl 2010.01.24 22:26:59

tirl, да, это у меня юмор такой!
6
Написал kostik 2010.01.24 22:36:07

Калужский, я был в самый разгар лета - пробок не было. Кончено, суда снуют часто, но все разъезжаются (расплываются) легко.
5
Написал Dmitry 2010.01.25 00:12:50

да, на воде специфическая жизнь)))

спасибо за репортаж и классные фотографии))))))
5
Написал TAXIST 2010.01.25 01:49:24

Супер, спасибо!
1
Написал андрей дынь 2010.01.25 20:03:12

Интересно, а как же тогда жители водной части доставляют к себе в квартиры мебель, бытовую технику? По воде?
0
Написал vartal 2010.01.27 12:52:03

Пишите письма: metronews@mail.ru