Венеция — крайне необычный во всех отношениях город. И транспорт Венеции также весьма необычен и интересен. Казалось бы, ну что в нём необычного — ходят себе по каналам кораблики, как в других местах ходят автобусы, да и всё. Но, во первых: Венеция это отнюдь не город в себе, она имеет развитую систему пригородов, крупнейший из которых, Местре, расположен на материке. Во-вторых, сам по себе транспорт, а это не только водные автобусы, весьма интересен.
Связь с внешним миром
Сама по себе Венеция — город не очень большой. Историческая часть умещается в пределах Садового кольца Москвы. Но это лишь историческая часть. Есть ещё острова: Мурано, Лидо. И есть крупный материковый район: Местре. Плюс к этому пригородная зона, аэропорты, расположенные также на материке.
Венеция отнюдь не туристический Диснейленд, в городе не только музеи, гостиницы, рестораны. Здесь живут и работают люди. Многие из тех, кто работает, живут на материке и каждый день приезжают в Венецию на работу.
На материке основные виды транспорта: автомобиль, автобус, поезд. В Венеции же исключительно водный транспорт. Значит, где-то должны быть точки пересадки с сухопутного транспорта на водный. Либо в город должны заходить сухопутные пути, либо маршруты водного транспорта должны подходить к материку. Либо и то и другое сразу.
Ponte della Liberta
И автомобили и поезда заходят прямо в Венецию. Не то, чтобы глубоко внутрь, но всё же, если смотреть в плане, и железнодорожные пути, и автодорога немного «врезаются» в тело города. Соединение с материком: четырехкилометровый мост Ponte della Liberta (мост Свободы). Мост совмещённый автомобильно-железнодорожный. Точнее, это два моста рядом. Первый, железнодорожный, был построен аж в 1846 году. Второй, автомобильный, в 1933 году, при Бенито Муссолини. В основном, через лагуну они идут рядом. И лишь у самой Венеции разделяются, автодорога переходит на другую сторону Большого канала. И железная и автомобильная дорога важны не только для города, но и для расположенного рядом с ними порта, и та и другая имеют ответвления в порт, не доходя до города.
Автотранспорт
На личном автомобиле вы можете доехать до Piazzale Roma. Это максимальная точка ввода автотранспорта в город. На площади многоэтажный паркинг. Он был также построен во времена Муссолини.
Сейчас рядом с ним ещё несколько меньших по размеру паркингов и небольшая 30-минутная открытая стоянка непосредственно на площади. Тем не менее, мест для автомашин не хватает. Основной паркинг расположен в портовой зоне, в Tronchetto. Заезжать туда на автомобиле с моста довольно удобно, а вот выбираться оттуда пешком практически невозможно. Поэтому, туда ходит автобус от Piazzale Roma, кроме того, прямо около паркинга есть причал вапоретто Tronchetto В. Необходимость преодоления неудобства пользования этим паркингом привела к созданию специального транспорта для связи Tronchetto и Piazzale Roma.
People Mover
В принципе, этот замечательный гибрид метро с лифтом, предназначен не только для доставки в город водителей машин с дальних парковок. Сейчас Венеция пересматривает своё отношение к порту. Предполагается, что грузовая работа будет постепенно уходить в материковую часть порта, а часть, примыкающая к городу, будет обслуживать пассажирские суда и паромы. Плюс новые паркинги и коммерция. Сейчас с территории порта активно убирают подъездные железнодорожные пути, готовятся площадки для строительства.
Теперь о самом пипл-мувере. На всём протяжении это один эстакадный путь длиной 850 метров, по которому движутся вагоны вместимостью 200 человек. Три станции: Tronchetto, Marittima (порт), Piazzale Roma. На средней станции предусмотрен разъезд. Всего провозная способность 3000 чел/час.
У вагонов резиновые колёса, в том числе горизонтальные, удерживающие его на пути. Путь не монорельсовый, балок две, как у обычного поезда. Просто балки пошире. Сверху по ним движутся колёса, наподобие автомобильных, а снизу — горизонтальные направляющие колёса. Привод — канатный с тяговой станцией на станции Tronchetto.
Следует заметить, что система создана без возможности дальнейшего продления, ветвления и тому подобного. Канатный привод и единственный путь полностью закрывают любую возможность дальнейшего развития. Но, может быть, оно и не требуется.
В настоящий момент система построена, прошла её презентация, но реально она не функционирует. Станции огорожены строительным забором, вагоны стоят на конечных станциях.
Автобусы и такси
Все автобусы без исключения прибывают на Piazzale Roma. Больше просто некуда. Практически вся площадь отдана под автовокзал. Личный автотранспорт не может даже проезжать по ней транзитом. Для него оставлена лишь узкая полоска на перефирии площади со стороны паркинга и небольшой участок для 30-ти минутной парковки.
Автобусная часть площади разделена на три зоны. Первая: прибытие и отправление междугородных автобусов и автобусов в аэропорт. Это просто тротуар по одному и краёв площади, к которому причаливают автобусы. Вторая и третья: прибытие и отправление местных автобусов, здесь же небольшая зона отстоя. Это просто заасфальтированная площадка, здесь нет даже перрона.
Зона высадки обозначена просто линией на асфальте. У каждого маршрута своё строго обозначенное место либо у тротуара, либо посередине площади. Автобусы стоят в этой зоне, как правило, минут пять-десять, хотя для посадки требуется гораздо меньшее время. Практически всегда, когда бы ты не пришёл, площадь почти целиком заполнена автобусами.
Билеты продаются в едином пункте продажи, обслуживающем как пассажиров автобусов, так и пассажиров вапоретто. Расположен он, соответственно, между автостанцией и причалом. То есть, билеты можно купить как раз по дороге при пересадке. Вообще, всё здесь расположено очень компактно, и автостанция, и причалы, и стоянки такси (обычного и водного).
Если вы прибываете на такси, у вас также один путь: на Piazzale Roma. Там выделена отдельная двухполосная линия для посадки и высадки пассажиров такси.
Правда, пользоваться обычным такси для поездки в аэропорт в Венеции не имеет смысла, если вы не спешите. Всё равно, до площади придётся идти пешком, а от площади до аэропорта можно доехать на автобусе-экспрессе всего за 3 евро. Ходят автобусы раз в полчаса. Аавтобусы туристического класса, багаж размещается в нижних багажных отсеках. Время поездки — 20 минут.
Железная дорога
Железнодорожный вокзал Stazione di Venezia Santa Lucia расположен рядом с всё той же Piazzale Roma. Но, долгое время было так: близок локоток, да не укусишь. Между ними Большой канал и никакого моста вплоть до последнего времени через него не было. Приходилось обходить по кругу, переходя не только большой канал, но и множество малых. А каждый мост через канал это подъём, потом спуск. А если с вещами...
И вот сейчас, по проекту известнейшего архитектора Сантьяго Калатрава возведён новый мост Ponte della Costituzione (мост Конституции).
Мост, кстати, хоть и красивый, но не очень удобный. Во-первых, из-за арочной формы все ступени разные, причём они сделаны отдельными маршами с промежуточными площадками, которые практически незаметны и всё время на них спотыкаешься. Раньше в Венеции мосты были хоть и арочные, но сверху у них были ровные марши с одинаковыми ступенями и большая ровная площадка посередине.
Плюс к этому, он не предназначен ни для инвалидов, ни для людей с тележками. Причём, среди пользователей моста, люди с тележками и сумками на колёсиках составляют значительную часть, всё-таки, все, кто приезжает издалека, имеют с собой багаж. Причём, даже там, где уклон небольшой, всё равно сделаны ступени, и нет нигде никакого пандуса.
Удивительно, но с момента открытия для автотранспорта Piazzale Roma до постройки моста прошло почти 80 лет. 80 лет два важнейших транспортных узла города не имели удобной связи между собой. На самом деле это объяснимо. Всё дело в том, что... связь между ними особо и не нужна. На автостанцию прибывают жители материка, которым необходимо в город, а не на вокзал.
То же и с вокзалом. Никакого смысла прибывать на автовокзал с материка, чтобы сесть в поезд нет, так как на материке есть своя станция Stazione di Venezia Mestre. На ней останавливаются все поезда, вплоть до скоростных. Жители же Венеции также следуют либо на автовокзал, либо на железнодорожный.
Сам же вокзал состоит из двух частей: старой, ныне не действующей, и новой, построенной в жёстком конструктивистском духе.
kleinboy, в принципе, презентация уже состоялась. Общее ощущение: всё рабочее, только забор убрать и территорию привести в порядок. Есть сведения в Википедии: http://it.wikipedia.org/wiki/People_Mover_di_Venezia - начало работ 2007 год, пуск в эксплуатацию - март 2010 года.
Был там в августе - на фотках - всё знакомые места. Но была старшная жара +40, поэтому впечатления немного смазаны))) Видел этот People Mover - подумал - монорельс)
BatonMedved, насчет того, что мост Конституции испортил облик Венеции - категорически не согласен. Мост на окраине, в окружении железнодорожного вокзала и многоэтажного паркинга. В принципе, это граница исторического города. Дальше промзона. Так что, испортить это место хорошей профессиональной архитектурой, на мой взгляд, нельзя. А вот неудобен он - это да! Впрочем, такое часто случается с творческими личностями. Они делают модно, стильно, современно, но неудобно.
Про позвоночник. Он и впрямь очень жесткий. По сути это обыкновенная ферма, как на любом железнодорожном мосту. Только сделанная слегка поизящнее. Высота меньше, чем у ферм ж/д мостов, так и нагрузки от грузового состава и от одновагонного пипл-мувера несопоставимы.
Про Трончетто - может быть, сейчас и так, но венецианцам это не нравится, они хотят привлечь туда новых автомобилистов.
Что такое ЭМУ? Я не знаю.
Костику - подскажите пожалуйста как называется по английски система ограждающая край платформы перона и имеющая раздвижные двери для посадки в вагоны прибывшего поезда на smok046()list.ru