Как и было обещано, начинаю рассказ об общественном транспорте города Ахена, что на самом западе Германии. В первой части — о городских автобусах. Вторая часть будет посвящена железной дороге.
Население Ахена — 260 тысяч человек. Как и Москва, город имеет радиально-кольцевую структуру, только в уменьшенном масштабе. Маршрутная сеть во многом повторяет структуру города.
Почти все маршруты проходят через центральную автобусную остановку — Bushof. Два маршрута — 3 и 13 — ходят по «Садовому» кольцу — Alleenring.
Представленные в этом репортаже фотографии сделаны на площади Hansemann Platz. Площадь представляет из себя перекрёсток двухполосных магистралей — «Садового кольца» и улицы, ведущей к Bushof. Таких по местным меркам «больших» перекрёстков в городе наберётся не больше десятка. Здесь не проходит и одного цикла светофора, чтобы перекрёсток не пересёк автобус автобусного предприятия ASEAG. Давайте посмотрим на некоторые из них.
К центру города автобусы с двух «радиусов» подходят по выделенным полосам. С одного радиуса такая полоса поворачивает сначала на кольцо и проходит по середине аллеи. Выделенные полосы для автобусов в городе сделаны практически на всех радиальных магистралях, но только на пути в центр и в основном только за 500-1000 м до пересечения с «Садовым» кольцом.
Автобусы на своей аллее:
Поворот с аллеи в сторону центра для автобусов осуществляется по сигналу специального светофора также на выделенную полосу:
А маршруты 3 и 13 по другому сигналу этого же светофора едут прямо по кольцу:
Припаркованный на этой фотографии автобус S — это школьный автобус, который поедет развозить школьников после окончания уроков.
О выделенных полосах: на большем своём протяжении они выделены только разметкой и знаками, но перед светофорами ещё и пластиковым «валиком» высотой 10 сантиметров:
Водителей автомобилей, которые нарушают правила и выезжают на выделенную полосу я не видел. И дело здесь не сколько в штрафах, сколько в общей культуре вождения. Кроме того, на многих радиусах выделенная полоса проходит как левая полоса с остановками по середине дороги, и есть риск быть «зажатыми» между автобусами:
Интервалы движения основных маршрутов по будням — каждые 15 минут. Есть машруты, которые ходят каждые полчаса или даже каждый час, но в таких случаях на большинстве трассы 2 или 4 маршрута дополняют друг друга до 15-минутного такта, и только в «медвежьих углах» на конечных интервал такой большой. Для удобства пассажиров на каждом радиальном направлении ходят маршруты с номерами, заканчивающимися на одну и ту же цифру, например: 7, 27, 37, 47.
Движение тактовое. Расписание всех маршрутов вывешены на остановках. Несмотря на выделенные полосы, многие маршруты не отличаются немецкой пунктуальностью — опоздания на 5 или даже 10 минут не редкость. Связано оно, чаще всего, с дорожными работами, большим количеством личного транспорта в городе, а также, что интересно, с мастерством водителя: в городе многие улицы и повороты очень узкие, так что многие из осторожности едут медленнее, чем должны.
Тем не менее, в городе ходят «супердлинные» голландские автобусы с двумя гармошками:
Автобусу присвоили кличку «Öcher Long Wajong» — что-то типа «ахенский длинный вагон» на местном диалекте, на котором почти никто уже не разговаривает.
Так как я не интересуюсь и не разбираюсь в марках автобусов, вот ещё несколько фотографий крупным планом для желающих определить, какие автобусы здесь ходят. Ясно, что почти все они — «Мерседесы».
Памятник почётному гражданину Hansemann-у на фоне автобуса 3А, раскрашенного в цвета спонсора Fraunhofer Institut:
Это такое новшество в рекламном деле, когда все автобусы одного маршрута оформляется внутри и снаружи рекламой и информационными материалами от фирмы, которая спонсирует весь маршрут. Маршрут называется в честь этой фирмы, и это название фигурирует на всех остановках.
На последок — ещё несколько фотографий.
Очередь из автобусов на аллее. Белое здание на заднем плане — офис фирмы, в которой я работаю, и из окна которой делал обзорные фотографии перекрёстка.
Подмена одного водителя другим, прощальный жест водителя:
Все водители носят тёмно-синюю форму.
Автобус на остановке посередине улицы и встречный автобус:
Сильно удивлён весьма плохим качеством дорожного покрытия и бордюров:-(((( Конечно до славного города Тула им ещё учиться надо как асфальт воровать, но как то по некоторым фото я бы перепутал с каким нибудь подмосковным городком с б/у автобусами.
По поводу более старых серий: часто более старые автобусы принадлежат фирмам-"субподрядчикам", которым поручается часть маршрутов с малыми пассажиропотоками и многие маршруты по выходным и праздникам. В таких фирмах водителями работает много иностранцев, часто за маленькую зарплату по сравнению с главной городской фирмой. Такая вот экономия. На фотографиях есть автобусы такой фирмы под названием SCHLOEMER.
Что касается качества покрытия, то аллея действительно не в очень хорошем состоянии. В основном же дороги в городе очень даже неплохие.
Забыл написать о стоимости проезда: в центральной части города - 1 евро (билет на 40 минут с любым количеством пересадок), чуть дальше - 2,30 евро (90 минут). Проездной на месяц стоит около 50 евро.
Удивило качество дорожного покрытия. Сколько ездил по Германии, в городах такого не встречал. И конечно в Ахене здорово не хватает трамвая, с такими пасс потоками.
ArtKoder, у нас в Москве к сожалению по другим канонам выбирают модели автобусов, что доступнее(
У нас прямых "шоссейных маршрутов" нету, где нибудь, да повернуть надо будет ему, и как у нас "виртуозы" умеют парковать свои автокоробочки, что даже простые гармошки смоневрировать не могут, я думаю такой длинный автобус в Москве эксплуатировать будет очень затруднительно((( хотя очень жаль(((
TAXIST, так в Ахене дороги намного более узкие чем в Москве, поворотов очень много, припаркованных машин, часто неправильно, тоже хватает. И ничего, длинные автобусы работают, справляются. Для Москвы автобус с двумя гармошками был бы вообще идеальный вариант, но только при посадке в несколько дверей,а не через турникет впереди.
Кстати, о турникетах: их здесь нет, но есть валидаторы для одноразовых билетов, и билет надо показывать водителю при входе вне центра города и по вечерам после 20 часов.
Забыл еще упомянуть: так как город расположен на границе с Бельгией и Голландией, то у нескольких маршрутов городских автобусов конечная находится в ближайших бельгийских или голландских городках. Ехать туда из центра города на автобусе всего 25-30 минут.
Сколько смотрю на фотографии: везде на выделенке автобусы движутся в ОДНУ сторону. Она действительно односторонняя, или просто фотографии так подобрались, что автобусы обгоняют, но не едут друг другу навстречу.