В Антоновку я приехал около 6 часов утра, пересев под проливным дождём в Сарнах с поезда Киев-Луцк на пригородный Сарны-Ковель (М62 с тремя вагонами). В кассе взял билет до Заречного (цена — 3,40 грн., это приблизительно 12,5 руб.) на котором было чётко написано: АНТОНОВКА УЗК.-ЗАРЕЧНОЕ.
В тупичок возле вокзала, разгоняя сиплыми гудками пересекающих полотно коров, задним ходом подъехал ТУ2-062 (на борту надпись «Украина») с тремя сине-жёлтыми пассажирскими вагонами и строго по расписанию, в 6.50, поезд отправился в Заречное. Первые два часа я, ничего не подозревая, рассматривал проплывающий мимо пейзаж, станции и получал удовольствие от процесса, рассчитывая за час стоянки в Заречном вдоволь пофотографировать узкоколейные пейзажи ...
Поезд в Антоновке
о не тут-то было — на 70-м километре (о.п. Перекалье) тепловоз заглох и простоял около 50 минут, заведясь с восьмой попытки. Из разговора с проводниками стало ясно, что это — совершенно обыденное явление, бывает, что и до вечера стояли где-нибудь в лесу. Да уж, двухдневный запас консервов и воды я взял с собой не зря :-)) В Заречное прибыли в 11.45 и, за пятнадцать минут перецепив тепловоз, поезд в 12.00 пошёл на Антоновку. Обратно «обилечивался» у кондуктора, билет на бланке, заполняется вручную.
ТУ2-062 маневрирует в Заречном
В Белой, за 50 км до Антоновки снова стали — на этот раз капитально. Стояли около часа довольно безнадёжно и даже не заводились. Навстречу пришёл зелёный путейский ТУ7-0767 с двумя платформами, нагруженными камнями.
Начались разговоры о том, что съездив в Островск и выгрузив камни, ТУ7 вернётся и потащит, как уже не раз бывало, наш поезд в Антоновку. Машинисты, правда, решили по-другому — сняли аккумулятор с ТУ7 и поставили его в ТУ2. Стали запускаться — безуспешно, в это время заглох и ТУ7 :-)). Перенесли аккумулятор обратно — уже и ТУ7 не заводится. Минуты три вспоминали чью-то мать. Перспектива вернуться в Антоновку и успеть на пригородный в Сарны становилась довольно туманной...
Слева локомотивное депо, справа ПТО Антоновка
Успокоившись и покурив, ТУ7 они всё-таки завели, снова принялись за нашу «двойку» и чудо случилось — тепловоз завёлся, все попрыгали в вагоны и мы поехали. Поступило такое указание: «пока едет, то едет, а как остановится — сразу глохнет».
Поэтому перед станцией поезд сбавлял ход до минимума, выходящие пассажиры были соответствующим образом проинструктированы и спрыгивали, а стоящих на «платформе», кондуктор метров за 30 зычным голосом и жестами призывала запрыгивать в вагон на ходу :-)) Народ оказался понятлив, как сказали, не в первый раз такое, да и пассажиров на обратном рейсе было очень мало, так что с опозданием на два часа поезд «благополучно» прибыл в Антоновку.
Поезд в Антоновке
После энергичной выброски пассажиров в тупике у вокзала, поезд задним ходом откатился к депо, на одном из путей рядом с ним были отцеплены вагоны и тепловоз заехал в депо на ночь. В моём распоряжении оставалось ещё около полутора часов, в течение которых я облазил, фотографируя, узкоколейную станцию, депо и его окрестности. Крайние кадры делал уже при вновь начинающемся дожде. Забегая вперёд, скажу, что это был единственный день из пяти, когда с погодой не повезло. Пригородным из Ковеля (тот же М62 с тремя вагонами) вернулся в Сарны, пересел на дизель Удрицк-Здолбунов (Д1) и отправился в Ровно на ночлег.
Станция Антоновка
Впечатления
О впечатлениях — просто нет слов. Самое главное — это настоящая дорога.
106 километров с пассажирами — это вам не семикилометровая бардачная торфовозка!
Поначалу я испытывал даже некоторое ощущение нереальности происходящего — идиллический пейзаж, неиспорченный цивилизацией (песок,сосны, смешанный лес, заболоченные луга с пасущимися коровами, отсутствие людей), аккуратный путь, километровые столбы и на всём протяжении дороги — белые, свежевыкрашенные стометровые пикеты, мерно гудящий тепловоз с чистыми вагончиками — ну не узкоколейка, а прямо симулятор какой-то.
Манёвры в Заречном
Отношение персонала и пассажиров к дороге самое серьёзное. Одни работают и получают зарплату, другие ездят и, кстати, весьма исправно платят за проезд — нет ни капли «ненастоящести», свойственной детским ж.д. или «вспомогательности» промышленных.
Пассажирский вагон
Состояние пути хорошее. Очень много свежих шпал, сам путь ровный, почти без искривлений. Каждые 10-15 километров стоят путейские будки, от них, перпендикулярно основному пути проложен «подъездной», по которому подвозят и ставят на рельсы путейскую тележку. На протяжении дороги я видел пять-шесть таких бригад в работе и результат заметен невооружённым глазом. Как мне сказали, гордость путейцев — отремонтированный мост через Стырь в Млынке, хотя ограничение скорости там по-прежнему действует и поезд еле ползёт.
Станция Заречное
На дороге довольно странное разделение по принадлежности — тепловозы дороги, вагоны, машинисты и проводники «принадлежат» депо Ковель а путейцы и путейский ТУ7 — Сарненской дистанции пути. И в случае, когда путейский тепловоз тянет застрявший пассажирский, между двумя ж.д. субъектами происходят какие-то финансовые расчёты. Интересно то, что решается это через отделение Львовской ж.д. в Ровно, куда дежурные по станциям докладывают о движении поездов.
Станция Заречное: к отправлению на Антоновку всё готово!
Второго вечерне-ночного рейса сейчас нет, отменили ещё осенью. (Местные жители с удовольствием рассказывают историю, как перед выборами в марте этого года, один из кандидатов «спонсировал» путейский ТУ7 и он целый месяц на радость электорату ходил с «восстановленным» ночным поездом, совершенно случайно сломавшись за три дня до выборов. Кандидат, понятное дело, проиграл...)
Путейский ТУ7-0767 с платформами поравнялся с ТУ2-062 для переноски аккумуляторов, станция Белая
Судя по нынешнему состоянию единственного еле дышащего ТУ2-062, скоро может не остаться и утреннего поезда. Это сильно бросается в глаза — при хорошем состоянии пути дорога может остановиться практически в любой момент, её даже не нужно специально закрывать, можно просто не помогать.
Убыточность очевидна, хотя проводники вспоминали о прошлых временах, когда поезда состояли из 6 пассажирских вагонов и были полностью загружены, люди в вагонах часто стояли (до 300-х человек на рейсе!). Все с сожалением говорят, что у Укрзализныци деньги есть даже на постройку самолётов, а на один тепловозный дизель для Антоновки — увы ... Рассказывали и об экскурсиях из-за рубежа, преимущественно с немцами. Была даже группа тех, кто воевал в этих местах во вторую мировую. Говорят, сильно сокрушались, что разобрана ветка на Кухотскую Волю, где стоял их гарнизон.
Антоновка, поезд прибыл из Заречного
Детали
Подвижной состав на 1 мая 2002 года:
* путейский зелёный ТУ7-0767
* вышеупомянутый многострадальный ТУ2-062
* в депо с удивлением увидел ярко-красный ТУ2-066, переданный, как мне правильно сказали, из Берегово, но совершенно убитый, требующий капремонта и посему бесполезный,
* там же в депо стоят ещё два тепловоза: ТУ7А-3279 и ТУ7А-3280. С этими история запутанная, деповчане говорят, что им нужен ремонт и что они «не тянут» пассажирский поезд, другие же утверждают, что в депо их просто «не умеют» ремонтировать, но результат один — тепловозы не на ходу.
* По информации из депо, ТУ2-035,039,044,050 полностью разрезаны на металл, 44 и 50 зачем-то ещё и сожжены перед этим.
* Куда делся числящийся за Антоновкой ТУ2-070, установить не удалось, но есть у меня подозрение, что туда же.
* Неизвестно, где находится упомянутый в списке по Ровенской области ТУ7А-2792.
Входной пятилинзовый светофор, станция Антоновка
На узкоколейной станции расположено небольшое депо с тепловозами дороги, а путейская «семёрка» сиротливо стоит на боковом пути под забором рядом со снегоочистителем.
Пересечение 750 и 1520 мм
Рядом с депо — горка с колёсными парами, паровозная колонка и ещё одно здание — «ПТО Антоновка», где находится один пассажирский вагон. Общее количество обнаруженных пассажирских вагонов — 14, тринадцать сине-жёлтых (10 в хорошем состоянии, 1 на ремонте, 2 заброшенных) и один очень старый разбитый зелёный. Замечу, что Укрзализныця серъёзно взялась за покраску вагонов в цвета национального флага, если даже на узкоколейной дороге всё перекрашено...
Входная стрелка в Антоновке
Сменных трафаретов на вагонах нет, да и зачем — маршрут один, поэтому белой краской надпись: «Антонiвка-Зарiчне».
Недалеко от зданий депо и ПТО расположена перегрузка с краном и пути с грузовыми вагонами. Основной парк составляют платформы под камень и щебёнку (посчитал, с небольшой погрешностью — около 50 штук) и я бы не назвал их заброшенными, хорошо видны надписи вроде КР 2000 и ДР 2001. Есть 3 крытых вагона и одна цистерна, но они своё уже отъездили. Обнаружил какой-то совершенно загадочный агрегат, установленный на миниатюрной узкоколейной платформе — напоминает колодец типа «журавль» Неподалёку от станции есть перпендикулярное пересечение узкой колеи с широкой на одном уровне.
Кросспост знаменитого-презнаменитого поста, от вас ничего личного не добавлено. Фотографии тоже из той статьи, интересно, спасибо, читал раньше. Автору поста плюс 100, вам лично мой минус.
Всё-таки кросс-пост новостей понятен, репортажей с собственными комментариями - тоже понятен. Кроспост чужих репортажей (целиком и полностью без вложения в него своих сил) - не хорошо по моему личному убеждению.