Метки: видео; дизель-поезд; жд; закарпатье; транспортные решения; уз; украина

Карпатский трамвай

Появление на великом транскарпатском железнодорожном пути четырёхвагонных дизелей, сразу же названных в народе «червоной рутой», стало кульминацией в его столетней истории.


Фактически одна часть гор, которая казалась дальше, чем Львов и ещё больше труднодоступной, вдруг стала чем-то вроде ивано-франковского пригорода. Беспрерывная цепь автономных сёл и местечек в предгорье в долине Прута превратилась в настоящую конгломерацию, а сама «червона рута» начала играть функцию трамвая, маршрут которого проложен от центра и до края пригорода.

о.п. Татаров


Потому что поезд Ивано-Франковск — Рахов останавливается в Хриплине, Братковцах, Тисменичанах, Цуцилове, Тарновице, Надворной, Лоевой, Любижне, Делятине, Доре, Яремче, Микуличине, Татарове, Ворохте, Лазещине, Воронёнке, проезжает перевалы и оказывается уже в Закарпатье, где Ясиня, Квасы и Рахов. К этому списку ещё нужно добавить Быстрицу — станцию перед выездом из Франковска, и две остановки ради садовых и огородных дач недалеко от города.

ст. Ворохта. Дизель Д1 и 620м Ворохта-Львов


Во времена, когда во Франковске проживало более двухсот тысяч человек, ещё шестьдесят две тысячи приезжало сюда ежедневно на работу из окрестных сёл. Если разделить это количество на количество направлений, то можно смело предполагать, что, как минимум, десять тысяч ехало именно этим поездом. Преимущественно на отрезке перед Надворной. Рабочие, продавцы, санитарки, няни и водители.

Поезд отправился от станции Яремче в сторону Рахова.


Надворная, как один из «индустриальных гигантов Прикарпатья» тоже давала работу людям с обоих направлений вдоль маршрута. А дальше шёл делятинский лесокомбинат, сфера обслуживания в Яремче, санатории, дома отдыха и рестораны Доры, Ямны, Татарова, Микуличина и Ворохты. В Ворохте был ещё один лесокомбинат, а следующий — в закарпатской, но гуцульской Ясине. Плюс лесничества, военные зоны, школы, клубы, больницы, музеи, а ещё командировки... Трудовая миграция. И ещё два неудержимых потока — ученики городских ПТУ и частная торговля молоком, сыром, яблоками и овощами.

Дизель поезд Д1, ведомый секцией 2М62, на мосту через р. Прут, г. Яремче.


Именно для удобства всех этих работников было создано специфичное расписание «червонной руты». Хотя словосочетание «для удобства» принадлежит другой эпохе. Той, которая — как всегда — ещё не наступила. Не было речи ни о каком удобстве. Доминирующая производственная целесообразность и под неё необходимо было подстраиваться.

ст. Яремча


Конечно, нужно было принимать во внимание ещё и туристов. Они всегда добавляли что-нибудь к общим прибылям всех и всего, что существовало вдоль великого тракта. На протяжении суток поезд два раза выезжает из Ивано-Франковска.

станция Ворохта


Соответственно графику и потребности пассажиров. А потому основными пассажирами каждый раз являются другие общества. Полностью отличается наполненность поездов и в зависимости от сезона. Что-то подобное касается и выходных. Между прочим, то, что в субботу и воскресенье нет ночного поезда из города, свидетельствует всё же о расчёте на работников второй смены, а не на интересы грибников и ягодников. Местные собиратели разработали удобную схему проезда до своих лесных плантаций. Летом и осенью вечерний и ночной поезда наполняются людьми, которые, казалось бы, должны ехать утром, как и все однодневные аматоры горной природы, которые едут от дома, туда, где они не имеют другого пристанища, кроме тропинок, полян и каменистых берегов речек.

окрестности ст. Яремча


Эти люди обычно старшие, они запакованы в несуразные наряды из штормовок, платков, беретов, резиновых сапог. В их небольших рюкзачках нет ничего, кроме бутербродов и термоса с чаем. Многие из них держат рядом вырезанные ещё в прошлые посещения леса палки, которые вместе со складными ножами и есть основными инструментами тихого охотника. Но, прежде всего их можно узнать по пустым вёдрам и кошёлкам, которые ждут своего часа. Они дремают на твёрдых деревянных лавках, зная, что незадолго перед летним рассветом будут уже в Микуличине или Ворохте. Они будут первыми в лесу.

на переезде, г. Яремча


Летом настоящим наказанием для тех, кто едет дальше, являются сорок минут в девятичасовой руте, пока та не доберётся до остановки «Дачник». Мало того, что существует реальный риск просто не влезть в поезд, если не брать участие в истеричном и жестоком штурме дверей. Потом сорок минут надо непосредственно, всем телом контактировать с перегретыми и нервными огородниками, обвешанными тяпками, вёдрами, рассадой, детьми, котами и собаками, пластиковыми бутылками с компотом и растворённым в воде вареньем (подозреваю, что с той водой что-то не так). Это мужественные и выносливые люди. Приехав на свою станцию, они так же со штурмом бросаются на выход. Оказывается, что возле поезда селяне уже продают молоко и сыр, которых может не хватить на всех.

Дизель-поезд Д1-566 на мосту через р. Прут


Удивительно, но когда всё это количество влазит вечером, возвращаясь домой, они кажутся спокойнее, их кажется меньше, несмотря на сумки с дарами и плодами. Может быть потому, что кто-то всё же вернулся днём, может быть из-за усталости, или потому, что под вечер действительно уже не так жарко.Потому что эти поезда — прежде всего железные коробки, которые едут. К тому же едут очень медленно, преодолевая меньше сорока километров в час. Понятно, что влияет количество остановок, старение и износ дизелей. И всё же машинисты убеждают, что определяющей причиной является плохое состояние — за исключением отдельных участков — колеи. От большей нагрузки, интенсивной вибрации она могла бы разлететься.

участок Яремча — Ямна


Железные коробки становятся страшно горячими, когда на улице тепло, и безнадёжно холодными зимой. Единственной вентиляцией являются верхние части некоторых окон, которые часто ещё и невозможно открыть (иногда они открываются больше, чем было задумано, и тогда в вагон влетает хоть немного свежего воздуха). Но у наших людей сильно укоренился страх перед сквозняками, которые близки по своей опасности к нечистой силе. Тому добиться открытых окон означает жестоко и агрессивно победить волеизъявление самой стойкой части пассажиров. Намного проще поставить между половинок автоматических дверей какое-то препятствие (камень, бутылку, палку) и охлаждаться возле щели. Зимой большинство людей держится первого и последнего вагона, тех, которые объединены с машинным отделением. Средние, холодные, могут быть совсем безлюдными.

окрестности ст. Ворохта


Особенно популярными «червони руты» были ещё несколько лет тому назад, когда невыплаты заработанных денег стали тотальным явлением. Постоянные пассажиры никогда не покупали билетов, а контроллеры знали, что выписывание штрафов не имело никакого смысла. Именно тогда можно было договориться с теми же контроллерами и за целую компанию приятелей заплатить несколько гривен без квитанции. Показательно, что перед отправлением пригородных поездов все выходы на перроны были перекрытыми. На единственных открытых дверях дежурила целая бригада работников, которые насильно должны были задерживать всех, кто не приобрёл билеты в кассах.

окрестности ст. Ворохта


С начала переходных времён поезд превратился в самодостаточную торговую территорию. Продажа и покупка стали самой колоритной чертой «червоной руты». Основные персонажи этого рынка не сменяются уже годами, превратившись в добрых знакомых, легендарных любимчиков, гарантию прогресса. У женщин, которые неутомимо курсируют вагонами, можно купить печенье, минеральную и сладкую воду, пиво. Для надёжных пассажиров всегда найдётся немного водки. Настоящими фирменными блюдами можно считать пышные домашние горячие пирожки с картошкой, повидлом или брынзой и порезанный на большие куски торт со сгущённым молоком.

о.п. Татаров


Другие постоянные торговцы предлагают деревянные сувениры, тапки, газеты, церковные календари, наборы ножей, тёрки и множество других ненужных сокровищ мира. Но уже ничто не сравнится с чудесами продаваемой галантереи. Прошлым летом её заколки для волос были самыми модными — разноцветные раскрашенные проволочные бабочки, которые махали крылышками от малейшего поворота головы.

Дизель-поезд Д1-757 на перегоне Микуличин — Ворохта


же почти год, как не видно знаменитого старого профессионального нищего, которого помнят ещё с начала восьмидесятых. Бородатый, в чёрных очках, с палочками в обеих руках — он умел пробираться через самые забитые вагоны. Не говорил ни слова, а кепка для монет висела на шнурке на груди. Пройдя весь поезд, он садился на ступеньки в тамбуре и сортировал деньги.

Салон дизель-поезда Д1-801, ст. Коломыя


Вместо него недавно в поезде появилась группа цыганских музыкантов. Молодому, страшно утончённому артистичному аккордеонисту подпевают одна или две родственницы. Комичности вдохновенному ансамблю придают современные евангельские ритмы, сквозь которые всё-таки прорываются отчаянные цыганские интонации аккордеона. Большие изменения в основных тенденциях и в инфрастуктуре карпатского туризма приводят к тому, что «червона рута» постепенно превращается в обычное региональное транспортное средство, утрачивая значение ступенек в горы. Группы подростков с палатками и магнитофонами, которые идут на несколько дней прогуляться в горах, суровые фанатики экстремальных зимних восхождений, молодые родители с детьми, пожилые дамы с путёвками в санатории... Остальные пересели на автомобили, заказные автобусы и маршрутные такси.

Так же до Рахова ходит ПДС Львов-Рахов-Львов, ежедневно. В пути около 8 часов. Один состав.

Поезд Львов — Рахов, перегон Надворная — Делятин


Конечно, путешествовать так удобнее, тем более, что от многих реалий хочется убежать и спрятаться хотя бы на время своего отдыха. Однако жизнь в комфортных резервациях можно считать такой же обделённой, как и полное отсутствие комфорта. Хотя бы из-за отсутствия экзотики. Поэтому не стоит пренебрегать этой возможностью медленного и живописного вхождения на великий транскарпатский тракт, который называется «червонной рутой», или — пригородным поездом Ивано-Франковск — Рахов (между приездом киевского и отправлением в девять пятнадцать остаётся целый академический час на утренний кофе на вокзале).

В некоторых местах автор преувеличил...

Видео:
Отправление дизель-поезда Д1 со станции Яремча.


Отправление Д1 из Рахова на Ивано-Франковск.


Текст — Тарас Прохасько, фото — parovoz.com
www.karpaty.net.ua
91
Написал Morty 2009.12.29 09:19:31
Рейтинг:
Очень интересно, но фотографии можно было бы и уменьшить. На 1152x864 разносит жестоко.
5
Написал VanHelsing.16 2009.12.29 10:38:13

VanHelsing.16, эти фотографии должны быть большими. Потому что они слишком красивые, чтобы их уменьшать.

А касательно Вашей проблемы — то используйте, пожалуйста, оперу.
Лечится нажатием всего одной кнопки, при желании её можно и в меню вынести (у меня — самая левая).
13
Написал МС 2009.12.29 11:10:33

МС, у меня и так Опера, а про кнопку не знал, спасибо.
0
Написал VanHelsing.16 2009.12.29 11:32:42

Тут есть небольшая проблема.
- Состояние ПС не самое хорошее... Дизеля приходят в негодность, поєтому иногда отцепляют голову и цепляют секцию Машки.
- Состояние рельсового полотна. Никто рельсы меня здесь не будет... Потому что 5 пар поездов в день - не дело... Рельсы примерно как у Воронежского трамвая в день закрытия. :) Из-за этого ограничение скорость и экзотическая качка.
- Рейсы ужасно убыточны из-за неэкономичности дизеля.

Но надеюсь вагоны не развалятся, ведь такое нужно сохранить!
11
Написал Morty 2009.12.29 11:45:21

Очень красивый и интересный репортаж. Спасибо.
4
Написал Gareek 2009.12.29 11:46:37

Вот ещё видео "Утро в Квасах. Прибытие, высадка-посадка, отправление.
Видео.
8
Написал Morty 2009.12.29 13:08:04

Как же там красиво, чёрт возьми! Жаль что нет денег поддерживать всё это в нормальном состоянии...
12
Написал Spirit 2009.12.29 14:10:59

Ну так подарите РА2...
Подошли бы они сюда. А вообще я немного другое присмотрел, к тому же производства Лугансктепловоз.



Было бы шикарно... Но кому это нужно...
2
Написал Morty 2009.12.29 14:23:42

Morty, это не поможет, если придут в полную негодность пути :(

А вообще – бывал в Карпатах, нереально красиво!
3
Написал D-d-d 2009.12.29 14:34:39

Хехех, в репортаже затесалась и моя фотография) Накатался на этих дизельках в Карпатах - по старой австро-венгерской трассе 30 км/ч ограничения, так что неспеша там всё..
4
Написал Мишбан 2009.12.29 20:09:58

До Яремче бетонные шпалы и рельсы в хорошем состоянии. А вот от Яремче до Рахова уже идут деревянные шпалы, просевшие рельсы... Но нечего, по не многу ездить можно.
3
Написал Morty 2009.12.29 20:44:26

Репортаж супер! Особенно фотографии. Места, по которым проходит дорога просто великолепны. Спасибо Вам, Morty! Репортаж меня откровенно тронул за душу. А вот что-то еще сказать я и не могу. Слов просто нет!
4
Написал kostik 2009.12.29 22:24:04

Я когда засыпаю, представляю себя в роли машиниста или проводника. Ну на крайняк - дежурным по переезду. Больно эта линия в сердце запала... Так и представляю, как там всё это...
5
Написал Morty 2009.12.29 22:49:18

Фотографии очень красивые и интересные, но вот текст под ними совсем не связный.... такое ощущение, что половина слов пропущена....
4
Написал Aplano 2009.12.29 23:18:05

Aplano, а мне кажется, это просто придаёт тексту эмоциональности и нисколько не мешает его восприятию. Нужно просто себе представить задыхающегося от восторга человека, пытающегося рассказать своим друзьям что-то такое, что приводит его в восторг, но о чём его собеседники ничего не знают. Эмоции перехлестывают через край и речь получается с пропусками.
Передать подобное в письменном тексте сложно, но, мне кажется, автору УДАЛОСЬ.
8
Написал kostik 2009.12.30 00:16:41

 
–12
Написал ukrop 2009.12.30 17:11:12
Его комментарий скрыт

ukrop, спасибо. Мы в курсе.
12
Написал МС 2009.12.30 19:42:36

Официально - конечно нет. :) Но по другому этот маршрут не назвать. Остановки каждые 30-40 минут.
5
Написал Morty 2009.12.30 20:04:17

Morty сделал замечательную вещь! Он попытался отойти от энциклопедичности в написании текста. Получился, на мой взгляд, очень хороший, эмоционально насыщенный репортаж. Лично мне именно такие репортажи читать интересно. Потому что этот репортаж не о пригородном сообщении на неэлектрифицированных участках N-ской железной дороге. Этот репортаж о замечательной, единственной и неповторимой линии. И здесь уместны гротески, захлебывание эмоциями, художественные сравнения. Всё это красит репортаж, а не портит его. Если все репортажи писать по шаблону, их будет неинтересно читать.
10
Написал kostik 2009.12.30 23:24:49

Пишите письма: metronews@mail.ru