Пожалуй, наиболее полный и интересный отчёт на сегодня. Автор — Александр Фетисов.
Вчера проехал на «Сапсане» 1300 километров — от Москвы до Санкт-Петербурга и обратно. Что тут сказать — получилась одна из самых коротких, но и одна из самых приятных поездок года!
Поезд Siemens Velaro RUS, специально спроектированный для эксплуатации в России и названный у нас «Сапсаном» отправился в первый коммерческий рейс вечером 17 декабря 2009 года. Принятая программа развития скоростного сообщения — уже вторая попытка МПС/РЖД открыть более частое чем раз в сутки ежедневное движение скоростных поездов между двумя столицами — предыдущая окончилась в конце 1990-х годов провалом по техническим и экономическим причинам.
Поезд производит очень приятное впечатление. Внутри чисто и аккуратно, а ход очень ровный, чему способствует как конструкция подвески, так и ужесточённые нормы содержания пути. Крейсерская скорость на участке Химки-Славянка — 200 км/час, в черте Санкт-Петербурга и Москвы — 140 км/час, по станциям Тверь и Бологое — 120 км/час, по Малой Вишере, Клину и большим мостам через реки — 140 км/час. Между Бологое и Малой Вишерой на отдельных перегонах разрешена скорость 250 км/час, которая реально может достигаться во время движения.
В составе семь вагонов 2 класса, 2 вагона 1 класса (отличающихся по сути только кожаными креслами и наличием розеток), а также вагон-бар. Утренний и вечерний рейсы преодолевают 646 км за 3 часа 45 минут — при как минимум 10-минутном резерве на случай опозданий. Дневной находится в пути 4:15 и имеет остановки в Твери, Вышнем Волочке, Бологом и Окуловке.
Всего закуплено 8 составов, из которых четыре обслуживают рейсы (два на ходу, один на техобслуживании и один в резерве). Остальные предназначены для открытия новых маршрутов, в первую очередь — в Нижний Новгород. Рассматривается возможность заказа ещё нескольких поездов.
При адекватной тарифной политике (а движение в этом направлении заметно) поезд будет очень востребован. Всё-таки это реально удобнее чем на самолёте — нет лишних пересадок и досмотра. Да и в окно смотреть интересно. Утренний рейс из Москвы был заполнен примерно наполовину, дневной из Санкт-Петербурга — процентов на 90.
По пути практически все стоявшие на платформах пассажиры смотрели на нас, некоторые держали в руках фотоаппараты или мобильные телефоны. Да и в Санкт-Петербурге новым поездом интересуются многие. Стоило мне в магазине позвонить в Москву и сказать «встречай через пять часов «Сапсан» на Ленинградском вокзале», как пришлось минут 10 отвечать на вопросы всех слышавших это людей — покупателей и продавцов. В общем, работа кондитерской на Садовой улице была парализована полностью.
У этого проекта есть и недоброжелатели. Очень многих расстроила отмена поезда «Юность», обеспечивавшего дешёвые межобластные перевозки. Но это проявление нашего извечного бардака с планированием перевозок — его легко можно было сохранить, хотя бы в виде экспресса Москва-Бологое. Эти два вида сообщения должны дополнять друг друга, а не мешать.
Очень хочется надеяться что на этот раз скоростное сообщение Москва — Санкт-Петербург будет успешным проектом. В добрый путь, «Сапсан»!
P.S. Места для курения нет вообще. На обратном пути попался один из немецких конструкторов, который типа сопровождал Путина с Якуниным на этом рейсе. На вопрос про место для курения сказал что их наши просили что-то придумать, но сделать ничего нельзя: куча датчиков дыма, после сигнала с которых автоматика остановит поезд (требования безопасности). Так что придётся терпеть.
Посадка на Ленинградском вокзале. 06:30 утра.
Вагон 2 класса.
Кресла удобнее (и шире!) самолётных.
Столик вполне авиационного типа.
Ранним утром большинство пассажиров ещё дремлет. Телевизоры совсем не мешают — звук идёт в гнёзда для наушников, которые есть у каждого кресла. Одноразовый комплект наушников выдаётся бесплатно каждому пассажиру.
Вагоны бизнес-класса в субботу почти пустые.
Немногочисленным их пассажирам проводники предлагают горячий завтрак (из тележки с надписью «Аэрофлот»).
В вагоне-баре более многолюдно. Он состоит из двух частей — собственно бара и салона с креслами и столиками между ними.
Проводникам за стойкой не позавидуешь — там очень тесно, а пассажиров много. Видно что технология работы бара ещё не продумана.
Состав соединён герметичными переходами между вагонами. Стеклянные двери автоматические и открываются по сигналу датчика тепла.
Стоп-кран «французского образца».
Из дверей практически не дует несмотря на скорость 200 км/час и -25oC снаружи.
Закрываются они не ручкой, а хитрой автоматикой.
Туалеты.
Коридор в баре.
Там же находится и купе начальника поезда. В нём радиосвязь и система видеонаблюдения.
А также серверная стойка с новейшей системой, которая ещё находится в стадии тестирования — системой поддержки электронной регистрации.
Как известно, с января можно будет пройти электронную регистрацию (при которой не нужно стоять в очереди в кассу или к автомату за билетом) на круглогодичные скорые поезда. Но к сожалению только с начальной станции их отправления, даже если поезд идёт из Москвы во Владивосток. Для решения этой проблемы и был разработан этот комплекс, состоящий из сервера и набора мобильных терминалов, раздаваемых проводникам.
На крупных станциях сервер по беспроводной сети связывается с системой «Экспресс» и получает данные пассажира. При посадке ему достаточно будет показать проводнику свой паспорт, которые сверит его данные через терминал, сосединенный также по беспроводной связи с сервером поезда. Никаких очередей и бумажных билетов! На случай отказов или потерь терминалов предусмотрен и обычный принтер для печати списка пассажиров.
Тем временем мы прибыли в Санкт-Петербург.
Полюбовавшись на скоростной токоприёмник, иду снимать поезд с разных ракурсов.
На платформу постоянно приходят пассажиры других поездов — посмотреть на это чудо.
А ведь раньше в это время мы только прибывали в Петербург на поезде, вышедшем из Москвы в 01:20 ночи...
Но через два с половиной часа обратно. Этот рейс быдет выполнять уже другой состав.
хороший репортаж, но был лучше репортаж, про два сгоревших конденсатора и отключилась система обогрева и кондиционирования и когда всех пассажирова состава попросили собраться в одном вагоне, так как это теплее.
В итоге поезд опоздал на 45 минут, а холод в составе был 1,5 часа.
Все равно симпатичный поезд.
Хотя.... я бы приветсвовал возвращение на линию Эр-200, если вместо кап.ремонта, его не распилили на лом, конечно.
В пятницу вечером из МСК и в вскр из СП он бы очень пригодился в силу нефирменности и дешевизны на фоне Сапсана и Невского Экспресса.