Потребители знают, что в автомобильной индустрии есть краш-тесты, призванные проверять безопасность машин.
Есть ли что-то подобное на железных дорогах?
Такой вопрос возник после катастрофы «Невского экспресса», в результате которой погибло 26 человек и 90 получило ранения. Авария произошла на скорости 190 км/ч, три последних вагона состава сошли с рельсов и свалились с насыпи. При ударе о землю они не развалились и в целом сохранили форму, хотя изрядно покорёжились. Большую часть увечий пассажиры получили из-за того, что при ударе сорвались кресла, алюминиевые крепления которых превратили вагон в мясорубку.
В начале декабря Ространснадзор предписал приостановить эксплуатацию аналогичных вагонов, а Генеральная прокуратура объявила, что начнёт проверку в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, выдавшем сертификат соответствия на вагоны «Невского экспресса».
Иван Ермишкин, главный конструктор Тверского вагоностроительного завода, производящего вагоны для «Невского экспресса», говорит, что при проектировании и производстве вагонов завод выполнял нормы и сертификационные требования. Правда, требования эти, как уточняет завкафедрой Петербургского государственного университета путей сообщения Юрий Бороненко, введены ещё в 1983 году.
После того как вагоны построены, завод проводит сертификационное испытание, что-то типа краш-теста, правда, в условиях, далёких от реальности. «Испытание происходит на скорости примерно 12–13 км/ч», — говорит Ермишкин.
Почему российские железнодорожники не проводят полноценных краш-тестов? «В документах по сертификации испытания на живучесть не предусмотрены, это очень дорого», — говорит Анатолий Смирнов, руководитель испытательного центра НВЦ «Вагоны» (занимается проектированием, модернизацией и ремонтом подвижного состава).
На Западе денег на безопасность не жалеют. Например, краш-тесты пассажирских поездов уже более 10 лет проводит Федеральная железнодорожная администрация США: железнодорожники нанимают частную компанию, которая рассчитает вероятность получения травм от перемещения предметов внутри вагонов, в том числе и кресел.
Крупные производители подвижного состава, например Bombardier и Siemens, самостоятельно проводят испытания техники на живучесть. По отчёту европейского подразделения Bombardier, с 1994-го по 2005 год компания провела около 10 краш-тестов, в том числе и до полного разрушения кабин локомотивов. Ударная нагрузка при испытаниях соответствовала столкновению вагона весом 40 т с препятствием на скорости 44 км/ч.
На испытательных стендах Bombardier проверяются отдельные элементы подвижного состава. Например, на скорости 160 км/ч ветровое стекло расстреливается из воздушной пушки четырехкилограммовым снарядом, колёсные тележки получают удар 22 кг на скорости 127 км/ч.
Будет ли что-то подобное в России, если скорость движения поездов растёт? «Вопрос актуальный, — говорит Бороненко. — В первую очередь с помощью математического моделирования нужно отобрать наиболее вероятные ситуации, а по ним уже проводить краш-тесты в реальности».
Тверской вагоностроительный завод недавно приобрёл программы для математического моделирования поведения вагонов при столкновениях, но использует их, по словам Ермишкина, «факультативно». «Критериев оценки нет, что должно произойти на одной скорости, что на другой, — объясняет конструктор. — На краш-тесты тоже можно пойти, хотя они и дорого стоят. Если они будут в нормах, мы их будем проводить».
МС, если считаете, что пост не будет востребован удаляйте. Если же нормально, просьба, текст не сильно исправлять. Я его специально не редактировал, т.к. написано довольно неплохо.
А статья вся укладывается в фразу "В России не было и нет полноценных краш-тестов подвижного состава ЖД". Стоило так размазывать?
Такой вопрос возник после катастрофы «Невского экспресса»
У кого? Вопрос стоял и раньше. Просто как-то это не сильно было интересно.
Будет ли что-то подобное в России, если скорость движения поездов растёт?
В ближайшие годы - вряд ли, ибо есть договор на обслуживание "птичек" на 30 лет.
–6
Написал iMT 2009.12.21 00:33:18 Его комментарий скрыт
msvs, Spirit, а я ничего "несерьёзного" в такого рода испытаниях не вижу: наверняка существуют коэффициенты подобия, методики расчёта, позволяющие определить как поведёт себя силовой элемент при столкновении с кирпичной стеной на 200 км/ч если в результате испытаний, на которых в него запустили кирпичом на "несерьёзных" 10 км/ч, получили определённую деформацию, определённую протяжённость трещин и концентрацию металлографических деффектов. Мало того, мне кажется сейчас можно вообще отказаться от краш-тестов, по крайней мере в авиации няз уже отказались от значительной части статических испытаний с разрушением, заменив их моделированием а ЭВМ
–13
Написал ПК155+84 2009.12.21 00:45:03 Его комментарий скрыт
ПК155+84, прочность рамы таким методом с определенной точности определить можно, а вот то, куда в результате схода с рельс полетят пассажиры в вагонах - нужно всё-таки смотреть на краштестах. Т.е. нужно рассматривать резкое замедление с 200 км/ч с переворотом вагона и без переворота.
Но испытания с переворотом никогда не будут, так как это равноценно признанию, что эксплуатация скоростных пассажирских поездов на ОЖД опасна и требует полной реконструкции нижнего и верхнего строения пути (установка бетонных "отбойников" по бокам, например).
Там очень доходчиво объяснено, как в Америке путём краш-тестов смогли придумать конструкцию, благодаря которой вагоны с рельс не сходят и пассажиры по всему салону не летают. Правда, сминаемые тамбуры на янковских вагонах так до сих пор и не используются, насколько я знаю.
«Испытание происходит на скорости примерно 12–13 км/ч»
Это испытание рамы на воздействие продольной ударной нагрузки. И не более.
Что касается высокоскоростного движения, то тут два основных вида опасности: лобовое столкновение и сход с рельс. В первом случае должна быть "жертвенная" носовая часть, которая, деформируясь, поглощает бОльшую часть энергии от удара и быстро заменяется на новую; во втором случае, поезд должен представлять собой "змею" - вагоны жёстко соединяются в состав сочленяющими тележками, располагающимися между вагонами. TGV и Talgo тут будут примерами.
Spirit, "Нередко результаты на бумаге отличаются от того, что в реальности происходит." - Я Вам больше скажу, результаты при реальной катастрофе вполне могут сильно отличаться от результатов краш-теста, если вагон для краш-теста делали из одних материалов (чтобы он его прошёл), а серийные вагоны в целях так сказать экономии, не особо афишируя, будут делать из совсем других. Поэтому дело имхо не в соотношении теории и практики, а в культуре производства и эксплуатации, в добросовестности производителя и перевозчика.
Sashulka, да, пресловутые испытания на скорости "12-13 км/ч" к краш-тестам никакого отношения не имеют, просто собеседник ляпнул ни к селу ни к городу.