Недавно состоялся конкурс на поставку автобусов вологодского производства «Олимп». Однако теперь результаты отменены: антимонопольная служба обнаружила в нём нарушения, а другие производители считают, что могут предложить более выгодные условия.
Также в надёжности новых машин сомневаются перевозчики.
История вокруг автобусов «Олимп» началась этой весной в Вологде, когда местный машиностроительный завод ВМЗ запустил производство низкопольных машин этой марки на грузовом шасси «КамАЗ». Разработкой проекта занималось троллейбусостроительное предприятие «Транс-Альфа». Кузов для новой машины с некоторыми изменениями позаимствовали у троллейбуса «Авангард».
Местные перевозчики закупать автобус не спешили: не устраивали как цена, так и отсутствие практического применения новых машин. После многочисленных споров в Вологде всё же появились восемь «Олимпов», которые и сейчас работают на городских маршрутах. Опыт их поставок решено было расширить, и недавно правительство области объявило конкурс на закупку автобусов и коммунальной техники для городов и районов региона.
Разыгрывались 18 лотов общей ценой в 170 млн рублей. В том числе в одном из лотов значилась поставка 10 городских автобусов для Вологды и Череповца (по пять в каждый город) и семи пригородных автобусов для Вологодского и Череповецкого районов, Великого Устюга и Сокола. Конкурс сразу вызвал интерес у поставщиков автобусов марок «МАЗ» и «ЛиАЗ», которые давно работают с Вологодчиной. Но принять участие в нём они так и не смогли.
По словам представителя областного управления ФАС Ольги Прусаковой, специалисты антимонопольной службы проверили требования техзадания торгов и выявили некоторые некорректные моменты. Торги отменили. Они будут проведены повторно после того, как техзадание перепишут с учётом требований антимонопольной службы. Закупленные таким образом автобусы в Череповце планируется распределить среди местных перевозчиков: для этого будет организован ещё один конкурс.
— Говорить о закупке автобусов для Череповца пока рано. За счёт собственных средств мы эти автобусы брать не планируем. Мы стремимся к тому, чтобы была одномарочность парка, так как наличие разных марок автобусов увеличивает расходы, — рассказывает зам. директора автоколонны № 1456 по финансовоэкономическим и правовым вопросам Елена Смирнова.
— Понятно желание поддержать местного производителя, но на сегодня нас интересуют только длинные городские автобусы, а вологодский завод таких не выпускает. Те автобусы, по которым объявлен конкурс, будут поставляться в город за счёт бюджетных средств, перевозчиков у нас много, и как автобусы будут распределены между ними, сказать нельзя.
О технических характеристиках «Олимпов» специалисты рассказывать тоже опасаются. Если вначале вологодские водители говорили о том, что ощущают себя «слепыми» садясь за руль «Олимпа», а пассажиры удивлялись количеству ступенек в салоне, то сейчас в вологодской прессе всё чаще звучат положительные отзывы об автобусе. Впрочем, в проекте контракта на поставку машин с ВМЗ в ПАТП1 было оговорено, что покупатель обязывается соблюдать конфиденциальность сведений, касающихся непосредственно автобуса, в течение двух лет.
— В любом случае говорить о технических параметрах этих автобусов пока рано, — считает директор ООО «Новотранс» Владимир Назарков. — Мы видели первые образцы этих машин в Вологде, где они проходили опытную эксплуатацию. С вологодскими коллегами мы договорились, что приедем к ним ещё раз, когда можно будет предметно говорить об эксплуатационных характеристиках. Но уже очевидно, что для частного перевозчика цена «Олимпов» вызовет трудности с их покупкой. Без какихлибо программ господдержки их не купить.
В то же время у «Олимпов» есть конкурентное преимущество, на которое, вероятно, и будет делать акцент ВМЗ при участии в различных конкурсах. Вологодский автобус в отличие от «МАЗов» и «ЛиАЗов» того же ценового сегмента относится к низкопольным машинам. При рассмотрении конкурсных заявок законное предпочтение может отдаваться тому претенденту, который поставит автобусы с возможностью посадки в них инвалидовколясочников. Низкопольные автобусы соответствуют этому критерию.
— Мы считаем, что производство автобусов «Олимп» надо поддержать. Для Вологды это большое достижение, благодаря которому она войдёт в число крупнейших производителей пассажирского автотранспорта. Мнение перевозчиков нужно учитывать, но, конечно, лучше покупать свои автобусы, чем ликинские, — заявляет губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалёв.
— Мы всегда являемся патриотами, пока сидим на трибуне и флагами размахиваем, а когда дело доходит до конкретных усилий по поддержке, тут все разбегаются в стороны и патриотизм заканчивается. Наша задача — поддержать и производителя, и перевозчиков. Чтобы были хорошие автобусы, которые будут ходить по нашим маршрутам, и в них будет удобно пассажирам. Если мы не сможем на первых порах поддержать производство автобусов в Вологде, этого производства не будет. С троллейбусами была когдато такая же история. Я думаю, что с задачей поддержки мы справимся.
BatonMedved, я вот тоже считаю, что Авангард спереди и сзади - китаец китайцем, но на меня в ответ все ругаются и говорят, что я ничего не понимаю в колбасных обрезках.