Стокгольмское метро называют многокилометровой галереей современного искусства. Действительно, многие станции оформлены в удивительно смелом новаторском духе. И несмотря на то, что строились многие из них в 1970-е годы, они даже сегодня кажутся современными.
Прежде всего это касается станций глубокого заложения. Все они своего рода пещеры с наскальными росписями. Рубленая поверхность стен и контрастирующие с ней прямые линии систем освещения и вентиляции — вот и вся архитектура. Остальное — живопись и инсталляции.
Можно ли так сделать у нас? Также современно — можно и нужно. А вот прямо так, как в Стокгольме — нет, нельзя. Почему? Всё очень просто: архитектура здесь, как и в нашем метро, вытекает из технологии. А технология здесь совершенно другая, потому что другие грунты. Здесь метро вырубают в гранитной скале. И станции и тоннели просто вырубают и всё — никаких тюбингов. Скала и так достаточно прочная.
Затем на вырубленную поверхность прибивают металлическую сетку и штукатурят набрызгом. На станциях под сетку укладывают гибкие дренажные трубки (иначе через небольшие щели в скалах может просочиться немного воды). Опять же, никаких зонтов. Оштукатуренная поверхность повторяет форму поверхности, полученной в результате проходки.
После этого достаточно расписать стены и сделать платформы с бетонным полом.
Кстати, именно росписи и придают каждой станции индивидуальность. В конструкциях же все станции достаточно похожи друг на друга.
Несомненно, возможность прокладывать метро в граните дает возможность для такого дизайна и все дешево, красиво и, что немаловажно, придает специальный, неповторимый колорит стокгольмскому метро. Его не спутаешь ни с каким другим.
В наших песчаных и глиняных плывунах такое не сделаешь, но оформить так станцию никакого труда не составит. И назвать ее Шведская.)) Но со шведами у нас отношения не клеются, поэтому до лучших времен.
Автору спасибо, впервые узнал интересные детали технологии.
Я бы построил станцию "Новоафонская" и оформление сделал бы соответсвенно как в пещерах Нового Афона. Сталактиты, сталагмиты и сталагнаты, что может быть красивее ?
Спасибо за фото. Дизайнерам и Художникам дали волю фантазии. Не то что у нас, даже при реконструкции станции всё привязывается к сталинскому стилю. Основная цель сэкономить и ...
–7
Написал Bateff 2009.09.10 10:59:20 Его комментарий скрыт
Bateff, Основная цель сэкономить и ... Да, экономят в московском метро прям дальше некуда... Примером наверное можно считать Лубянку. Пол выложен чёрным и красным гранитом (до реконструкции покрытие было асфальтовым).
Музейную линию Djurgårdslinjen планируется продлить до вокзала и пустить по ней современный ПС. Это, конечно, хорошо, да только достопримечательностью эта линия быть перестанет. А музей переведут из нынешнего депо куда-то в Hjorthagen. Не знаком с местной топографией, но похоже на то, что в новом месте музей лишится связи с трамвайной сетью...
И Lidingöbanan тоже, вроде, собираются модернизировать.
МС, Hjorthagen - это как раз в начале Lidingöbanan, метро Ropsten. Я думаю, эти две новости как-то связаны между собой, но поскольку текста-первоисточника нет, трудно что-либо понять. В принципе, об этом упомянуто в википедии, но без подробностей: Djurgården Line, http://en.wikipedia.org/wiki/Lidingöbanan. Правда о переводе музейных трамваев там ни слова.
Ситуация несколько прояснилась по этой ссылке на официальный сайт SL . Здесь ничего не сказано о ликвидации движения исторических трамваев и о переносе их депо. Сказано лишь то, что в существующем депо мало места, а это действительно так, и необходимо строительство нового депо (можно предположить - для новых трамваев). А так как Djurgårdslinjen продлевается аж до Ropsten и соединяется с Lidingöbanan, то вероятно, что новое депо будет там, тем более что это самое окраинное место на новой линии.
Что же касается связи музея и Tvärbanan, то сейчас музей (не путать с линией исторических трамваев) не имеет связи с трамвайной сетью вообще, а вот если произойдет объединение Tvärbanan и пригородной железной дороги Saltsjöbanan, о чем написано здесь , то новообразованная линия пройдет совсем недалеко от него, и вполне вероятно, что связь появится.
А в целом, тенденции в Стокгольме весьма неплохие: постепенное создание объединенной трамвайной сети с заходом в центр города, объединение трамвая и чисто пассажирских ж/д линий в единую систему.