Первые планы о строительстве трамвая в Ногинске появились еще до революции. Но из-за событий 1917 года эти планы были отложены. Вспомнили о них на Всероссийской трамвайной конференции в 1922 г. Выступавшие на конференции обращали большое внимание на достижения первых послереволюционных лет, говорили о возрождении целого ряда совсем, было, захиревших в гражданскую войну хозяйств и о возобновлении дореволюционных проектов строительства. Одним из этих проектов и было строительство трамвая в Ногинске. Проект представлял значительный интерес для специалистов, так как предусматривал постепенный переход от создания традиционного, сугубо внутригородского, трамвая к прокладке самостоятельной электрифицированной линии железнодорожного габарита Богородск (ныне Ногинск) - Москва. Поэтому богородцам, учитывая возможную перспективу связи их транспортного предприятия с московским, были решено выделить 7 двухвагонных поездов, уже немало отслуживших и капитально отремонтированных в столице.
Строительство однопутной линии Истомкино - Центр - Глухово началось в 1923 году. На линии предусматривалось 3 разъезда. И к 1924 строительство было завершено. Открытие движения состоялось 2 марта. Ногинский трамвай стал первым в Советской России, и вторым в СССР (первым в СССР был Бакинский трамвай). На линии работало 4-5 двухвагонных поездов.
В 1937 г. линия была продлена в Октябрьский рабочий поселок.
В 1950 г. началось строительство линии Глухово - поселок Ильича. Но строительство закончилось только к 1962 г.
В 1972 г. был проложен путь от Истомкино в Доможирово, и закрыт маршрут №2 в поселок Ильича.
К сожалению, сейчас ногинский трамвай непопулярен: им в основном пользуются только пенсионеры и прочие льготники, все платежеспособные пассажиры садятся на автобусы и маршрутки. В народе даже ходит такая поговорка: "Хочешь опоздать - садись на трамвай". Все это небезосновательно - вагоны ездят редко, интервал достигает 15-20 минут, а в выходные дни - и все 30. Выпуск вагонов на линию составляет 3-4 единицы. Линия целиком однопутная, вагоны изредка встречаются на разъездах. Качество путей - ужасное (за исключением недавно отремонтированного участка по улице III Интернационала), вагоны едут очень медленно, прыгают на стыках и шатаются из стороны в сторону. Линия всего одна, один ее конец - Доможирово - представляет собой закольцовку по деревенским улочкам, второй - обычное кольцо. Ногинскому трамваю еще повезло с мэром города - он положительно относится к этому виду транспорта; в противном случае его закрыли бы еще в лихих 90-х. В целом - система немного запущенная, но довольно красивая и колоритная.
Начнем мы с западного конца линии - Доможирова:
Начало закольцовки. Магистральная улица. Вид по ходу движения вагонов.
После поворота на 5-ю Доможировскую улицу начинается деревенская местность. Остановка "Развилка".
Трафарет. Так выглядят все трафареты в Ногинске.
Чуть дальше по линии. Это фото наглядно показывает качество ногинских путей.
Вид в обратную сторону. Эта деревенская улица ничем не отличалась бы от миллионов других улиц, если бы не трамвайная линия.
Вагон свернул с 5-й Доможировской улицы на 3-ю Доможировскую.
Проезжает мимо конечной остановки "Доможирово". Мимо - потому что вагон на обкатке.
Чуть дальше посреди путей разлилась огромная лужа...
КТМ-8 превращается... в речной трамвайчик!
На остановке "3-я Доможировская улица" из вагона вышла бабулька - типичный пассажир ногинского трамвая.
От кольца начинается длинный монотонный участок линии по улице III Интернационала:
...
Недалеко от разъезда "Истомкино" находится трамвайное депо.
А вот и сам разъезд.
К разъезду подъезжает вагон № 1.
Разъезд "Дом Пионеров", ныне неиспользуемый (вагоны на отклонение не ездят).
Недалеко от остановки "Улица III Интернационала" мне повстречался один из двух 71-608К (остальные вагоны - 71-608КМ).
...
В один прекрасный момент выделенка плавно перетекает в совмещенку.
Ногинская совмещенка - весьма неплохого качества. Через нее даже зебру нарисовали :)
На разъезд "Пл. Бугрова" прибывает вагон № 11.
Спустя 20 секунд он уехал в сторону Доможирова.
После разъезда линия поворачивает на Трудовую улицу и идет мимо автовокзала.
Далее линия сворачивает на Комсомольскую улицу и идет мимо железнодорожного вокзала.
Вагон отчалил в сторону поселка Октября.
Вторая часть репортажа - от вокзала до поселка Октября - будет через неделю. Ждите :)
Мне кажется, если не начать развивать трамвай в Ногинске сейчас, то его ждет незавидное будущее - новый мэр-"хозяйственник", решивший сэкономить на трамвае - и ведь опять никто против не выступит, кроме нас с вами на форумах. А я вот придерживаюсь мнения, что трамвай не только (в случае с Ногинском - "не столько") транспортное средство, но и украшение, визитная карточка города, демонтаж которого равнозначен демонтажу сквера на центральной площади с последующей застройкой, например. Понятное дело, что линия в нынешнем виде непрактична, но - сугубо имхо - во многих случаях практичностью можно и поступиться, ведь это трамвай, а не какой-нибудь автобус.
Ногинская совмещенка - весьма неплохого качества. Через нее даже зебру нарисовали :)
этим летом там ремонтировали дорогу, и в том числе трамвайный путь аккуратно сделали
спасибо за интересный репортаж!
В Ногинске я провожу почти каждое лето, и очень приятно посмотреть фотографии, связанные с городом :-)
Хороший репортаж - рассказана история возникновения и развития системы, показано и рассказано текущее состоянии. Только фотографий, как всегда, слишком много. Система не настоль велика, чтобы делать про нее два репортажа.
Боюсь навлечь на себя гнев некоторых участников, но судя по показанному, это - тот редкий случай, когда существование трамвайной системы действительно нецелесообразно. Экономически эффективнее будет отдать деньги на развитие автобусного сообщения, а связанные с этим минусы (экология, пробки), для Ногинска скорее всего неактуальны.
пробки в Ногинске немалые. к примеру в районе центрального рынка очень узкий мост и особенно в выходные дни там не проехать. А по этой дороге едет очень много городских да и междугородних автобусов.
Трамвай ИМХО нужен, так как на нем удобно добираться до авто и жел/дор вокзалов из отдалённых районов города.
Другое дело, что нужно следить за качеством полотна, за машинами. В некоторых местах полотно уже поменяли, но в некоторых - рельсы почти сливаются с землёй - не видно их
Может, я чего-то не понимаю?
Ногинскому мэру будет трудновато закрыть ногинский трамвай: это филиал ГУП МО "Мособлэлектротранс" и находится в областном подчинении