Метки: ногинск; трамвай

Трамвай Ногинска (часть первая)

Первые планы о строительстве трамвая в Ногинске появились еще до революции. Но из-за событий 1917 года эти планы были отложены. Вспомнили о них на Всероссийской трамвайной конференции в 1922 г. Выступавшие на конференции обращали большое внимание на достижения первых послереволюционных лет, говорили о возрождении целого ряда совсем, было, захиревших в гражданскую войну хозяйств и о возобновлении дореволюционных проектов строительства. Одним из этих проектов и было строительство трамвая в Ногинске. Проект представлял значительный интерес для специалистов, так как предусматривал постепенный переход от создания традиционного, сугубо внутригородского, трамвая к прокладке самостоятельной электрифицированной линии железнодорожного габарита Богородск (ныне Ногинск) - Москва. Поэтому богородцам, учитывая возможную перспективу связи их транспортного предприятия с московским, были решено выделить 7 двухвагонных поездов, уже немало отслуживших и капитально отремонтированных в столице.

Строительство однопутной линии Истомкино - Центр - Глухово началось в 1923 году. На линии предусматривалось 3 разъезда. И к 1924 строительство было завершено. Открытие движения состоялось 2 марта. Ногинский трамвай стал первым в Советской России, и вторым в СССР (первым в СССР был Бакинский трамвай). На линии работало 4-5 двухвагонных поездов.
В 1937 г. линия была продлена в Октябрьский рабочий поселок.
В 1950 г. началось строительство линии Глухово - поселок Ильича. Но строительство закончилось только к 1962 г.
В 1972 г. был проложен путь от Истомкино в Доможирово, и закрыт маршрут №2 в поселок Ильича.

К сожалению, сейчас ногинский трамвай непопулярен: им в основном пользуются только пенсионеры и прочие льготники, все платежеспособные пассажиры садятся на автобусы и маршрутки. В народе даже ходит такая поговорка: "Хочешь опоздать - садись на трамвай". Все это небезосновательно - вагоны ездят редко, интервал достигает 15-20 минут, а в выходные дни - и все 30. Выпуск вагонов на линию составляет 3-4 единицы. Линия целиком однопутная, вагоны изредка встречаются на разъездах. Качество путей - ужасное (за исключением недавно отремонтированного участка по улице III Интернационала), вагоны едут очень медленно, прыгают на стыках и шатаются из стороны в сторону. Линия всего одна, один ее конец - Доможирово - представляет собой закольцовку по деревенским улочкам, второй - обычное кольцо. Ногинскому трамваю еще повезло с мэром города - он положительно относится к этому виду транспорта; в противном случае его закрыли бы еще в лихих 90-х. В целом - система немного запущенная, но довольно красивая и колоритная.

Начнем мы с западного конца линии - Доможирова:

Начало закольцовки. Магистральная улица. Вид по ходу движения вагонов.


После поворота на 5-ю Доможировскую улицу начинается деревенская местность. Остановка "Развилка".


Трафарет. Так выглядят все трафареты в Ногинске.


Чуть дальше по линии. Это фото наглядно показывает качество ногинских путей.


Вид в обратную сторону. Эта деревенская улица ничем не отличалась бы от миллионов других улиц, если бы не трамвайная линия.


Вагон свернул с 5-й Доможировской улицы на 3-ю Доможировскую.


Проезжает мимо конечной остановки "Доможирово". Мимо - потому что вагон на обкатке.


Чуть дальше посреди путей разлилась огромная лужа...


КТМ-8 превращается... в речной трамвайчик!


На остановке "3-я Доможировская улица" из вагона вышла бабулька - типичный пассажир ногинского трамвая.

От кольца начинается длинный монотонный участок линии по улице III Интернационала:



...


Недалеко от разъезда "Истомкино" находится трамвайное депо.


А вот и сам разъезд.


К разъезду подъезжает вагон № 1.


Разъезд "Дом Пионеров", ныне неиспользуемый (вагоны на отклонение не ездят).


Недалеко от остановки "Улица III Интернационала" мне повстречался один из двух 71-608К (остальные вагоны - 71-608КМ).


...


В один прекрасный момент выделенка плавно перетекает в совмещенку.


Ногинская совмещенка - весьма неплохого качества. Через нее даже зебру нарисовали :)


На разъезд "Пл. Бугрова" прибывает вагон № 11.


Спустя 20 секунд он уехал в сторону Доможирова.


После разъезда линия поворачивает на Трудовую улицу и идет мимо автовокзала.


Далее линия сворачивает на Комсомольскую улицу и идет мимо железнодорожного вокзала.


Вагон отчалил в сторону поселка Октября.

Вторая часть репортажа - от вокзала до поселка Октября - будет через неделю. Ждите :)
43
Написал Шпекавыг 2008.11.08 00:43:15
Рейтинг:
Спасибо за интересный фото!
И заодно выскажу своё мнение. Люблю трамвай в деревенской местности! ;)
4
Написал Мих@N(model 81-740.1) 2008.11.08 01:05:06

Да, пути не в очень хорошим состоянии, но речной трамвайчик - такая формулировка очень понравилась)))
5
Написал TAXIST 2008.11.08 01:26:28

Мне кажется, если не начать развивать трамвай в Ногинске сейчас, то его ждет незавидное будущее - новый мэр-"хозяйственник", решивший сэкономить на трамвае - и ведь опять никто против не выступит, кроме нас с вами на форумах. А я вот придерживаюсь мнения, что трамвай не только (в случае с Ногинском - "не столько") транспортное средство, но и украшение, визитная карточка города, демонтаж которого равнозначен демонтажу сквера на центральной площади с последующей застройкой, например. Понятное дело, что линия в нынешнем виде непрактична, но - сугубо имхо - во многих случаях практичностью можно и поступиться, ведь это трамвай, а не какой-нибудь автобус.
4
Написала Knuckles 2008.11.08 01:51:18

Ногинская совмещенка - весьма неплохого качества. Через нее даже зебру нарисовали :)
этим летом там ремонтировали дорогу, и в том числе трамвайный путь аккуратно сделали

спасибо за интересный репортаж!
В Ногинске я провожу почти каждое лето, и очень приятно посмотреть фотографии, связанные с городом :-)
7
Написал Mr. Kornienko 2008.11.08 10:09:20

Хороший репортаж - рассказана история возникновения и развития системы, показано и рассказано текущее состоянии. Только фотографий, как всегда, слишком много. Система не настоль велика, чтобы делать про нее два репортажа.
2
Написал A.K. 2008.11.08 11:06:23

Боюсь навлечь на себя гнев некоторых участников, но судя по показанному, это - тот редкий случай, когда существование трамвайной системы действительно нецелесообразно. Экономически эффективнее будет отдать деньги на развитие автобусного сообщения, а связанные с этим минусы (экология, пробки), для Ногинска скорее всего неактуальны.
16
Написал A.K. 2008.11.08 11:09:25

пробки в Ногинске немалые. к примеру в районе центрального рынка очень узкий мост и особенно в выходные дни там не проехать. А по этой дороге едет очень много городских да и междугородних автобусов.
Трамвай ИМХО нужен, так как на нем удобно добираться до авто и жел/дор вокзалов из отдалённых районов города.
Другое дело, что нужно следить за качеством полотна, за машинами. В некоторых местах полотно уже поменяли, но в некоторых - рельсы почти сливаются с землёй - не видно их
14
Написал Mr. Kornienko 2008.11.08 11:36:36

Репортаж понравился :)
В деревенской местности очень интересно трамвайные пути выглядят ))
2
Написал Martin_Sqare 2008.11.08 19:50:17

А где захарово?
7
Написал Tr@innn 2008.11.08 22:35:07

Tr@innn, во второй части.
0
Написал Шпекавыг 2008.11.08 22:53:13

Kardail, что Вам не понравилось в моем посте?
4
Написал Шпекавыг 2008.11.09 00:05:55

Может, я чего-то не понимаю?
Ногинскому мэру будет трудновато закрыть ногинский трамвай: это филиал ГУП МО "Мособлэлектротранс" и находится в областном подчинении
3
Написал array 2008.11.09 14:34:58

А по времени сколько весь маршрут? Очень интересно как регулируется движение трамваев на разьездах на однопутных участках.
0
Написал Subwaydriver 2008.11.13 01:43:36

Я,когда был в Ногинске,видел за то время,пока я там был,всего один трамвай.
5
Написал железнодорожник 2008.11.13 12:38:08

Пишите письма: metronews@mail.ru