Путевые заметки: зубчатая железная дорога Монсеррат
Монастырь Монсеррат в Каталонии был известен своей статуей Чёрной Мадонны, причудливыми формами скал и потрясающими видами на окрестные долины. Теперь же он известен ещё и зубчатой железной дорогой. Именно ей посвящён этот небольшой рассказ.
Горный массив Монсеррат находится на севере Испании, к юго-западу от Барселоны. Горы в этих местах очень красивы, и иногда их очертания отчётливо напоминают человеческие фигуры; перед нами предстают образы «четырёх заворожённых монахов», сказочных героев и драконов,- природа изваяла их из камня, и они поражают путешественников на протяжении многих веков. В горах расположен один из известнейших бенедиктинских монастырей Европы, Монсеррат, в котором хранится важная католическая реликвия – образ Моренеты, Чёрной Мадонны. Каждый год сюда приезжают многие тысячи паломников, чтобы поклониться Мадонне Монсеррат и услышать замечательное выступление хора мальчиков в главном соборе монастыря.
Первая зубчатая дорога на Монсеррат была открыта в 1892 году, от железнодорожной станции Монистроль до Монсеррата можно было добраться за 65 минут. Рекордное количество пассажиров поезд перевёз в 1947 году (274 тыс. чел.). После аварийной ситуации на зубчастой железной дороге, случившейся 25 июля 1953 года, линия постепенно пришла в упадок и была закрыта 12 мая 1957 года. Впрочем, поток туристов всё увеличился, в то время как пропускную способность горной автодороги увеличить было нельзя. Кроме того, большое количество автомобилей угрожало экологической безопасности Монсеррата. И в 1991 году был разработан проект современной линии Монистроль – Монсеррат. Первых пассажиров новая зубчатая железная дорога приняла в 2003 году. Теперь это одна из основных достопримечательностей Монсеррата.
Это головной вагон поезда зубчатой железной дороги:
Иногда эту дорогу называют фуникулёром, но называть фуникулёрами поезда Сremallera de Montserrat было бы всё же неверно; это именно зубчатая железная дорога, подобная той, что действует на Риги-Кульм. Всего работает пять двухвагонных поездов (сочленённые моторвагонные поезда GTW компании Stadler), вместимость каждого вагончика – 200 пассажиров. Путь разделён на два участка - первый, традиционный, где поезд движется как обычная электричка, и второй, зубчатый, где появляется третий рельс, за зубцы которого поезд цепляется своими шестерёнками. Скорость движения составляет 23-30 км/ч (наибольшая скорость - на "традиционном" участке пути). Вся линия имеет протяжённость немногим более 5 км и преодолевает перепад высот в 550 м. Ширина колеи - 1000 мм, ток постоянный 1500 В.
Мне не удалось проехаться по всей трассе, и я вошёл в поезд на промежуточной станции Монистроль-Вилья:
Стоимость поездки – 4 евро, но для экскурсионных групп, как правило, эту стоимость включают в стоимость экскурсии.
Эксплуатирующая компания называется FGC Montserrat. На сайте, посвящённом фуникулёрам и зубчатой железной дороге Монсеррат, есть информация о ценах, режиме работы и прочих небесполезных для путешественника вещах. Имеется английская версия.
По пути можно снять захватывающие виды горного массва с высоты птичьего полёта (к сожалению - лишь через тонированное стекло):
Далее прибываем на конечную станцию:
На снимке станция как раз под автостоянкой. На конечной станции 3 платформы и 2 пути. Высадка пассажиров может осуществляться на две платформы одновременно, но при мне он осуществлялась лишь на одну из платформ. Обратите внимание - на каждом из путей есть третий рельс.
Вот и все транспортные сооружения Монсеррата:
Здание в современном стиле, расположенное по центру кадра, - наземный павильон станции зубчатой железной дороги. Над этим павильоном - два более старых здания. Это конечные пункты фуникулёров. Фуникулёры на Монсеррат тоже представляют собой по сути поезда, но при этом преодолевают более значительные уклоны, чем Сremallera de Montserrat. Самый дальний фуникулёр поднимает туристов к вершине горы Santa Magdalena. Линию этого фуникулёра вы видите на заднем плане - маленький вагончик ползёт по склону горы.
Ради чего стоило подниматься так высоко:
Если вы не видите здесь ничего особенного - я не виноват. :)
Станция канатной дороги подобно средневековому замку (сходство усиливает ещё и башенка с зубчатым верхом) нависает над пропастью.
Линия кремольеры уходит вниз, к Монистролю:
От станции Montserrat-Aeri к монастырю можно подняться и по канатной дороге. Стоимость билета - 8 евро.
К сожалению, прокатиться не удалось. А виды там, надо полагать, потрясающие.
Замечательное место Монсеррат; надеюсь, удастся ещё когда-нибудь там побывать.
Александр Гуров, ввиду особенностей рельефа эту дорогу снять весьма проблематично.
Станислав Лаврентьев, спасибо огромное! Как раз хотел спросить, посетили ли вы Montserrat. Я как раз поднимался туда и спускался обратно на канатке (пару фотографий в качестве дополнения прилеплю вечером), поэтому увидеть фотографии "кремальеры" было очень интересно.
Montserrat - действительно удивительное место. Все мои впечатления от Каталонии делятся на две части - от Montserrat и от всего-всего остального.
> железную дорогу можно было снять лучше и побольше
У меня есть больше снимков зубчатой дороги, чем представлено здесь, но это в основном боковые ракурсы, и поэтому фото не так репрезентативны. Как справедлиыо отметил А.К., дорога поднимается по склону горы, и её трассу непосредственно на Монсеррат можно снять удовлетворительно с тех точек, с которых и были сделаны снимки. Но на Монсеррат очень много интересного, за шесть часов не удалось осмотреть и половины достопримечательстей/маршрутов, а надо было ведь ещё и пообедать. :)
А.К., увидеть Ваши фотографии с канатной дороги было бы интересно.
Прошу прощения за качество фотографий - 3 года назад я фотографировал весьма неуклюже.
Итак, добраться от линии железной дороги до монастыря можно двумя способами - воспользовавшись канатной дорогой Montserrat Aeri (как это сделал я) или воспользовавшись зубчатой железной дорогой Cremallera de Montserrat (как это сделал Станислав). Причем, для этого следует выходить на разных станциях: для канатки - на Montserrat AERI, а для поездки на "кремальере" - на следующей станции Monistrol.
Станция Montserrat AERI выглядит очень скромно. Наша электричка (afair, состав производства Alstom) отправилась в направлении Monistrol:
Электричка производит неплохое впечатление. После России впечатляет абсолютно бесшумный ход, идеальное состояние пути (ход настолько плавный, что кажется будто летишь в самолете). Скорость движения весьма умеренная - от Барселоны (станция Placa Espanya) время в пути 52 минуты, при том что расстояние - примерно 60 км. Первые несколько станций в пределах Барселоны поезд идет под землей, затем выныривает на поверхность и проезжает вдоль множества уютных городков-спутников. Как отметил Станислав - похоже, что понятия "полоса отвода железных дорог" здесь не существует. Частные домишки буквально прижаты к железнодорожному полотну, местами параллельно идет городская улица. Трамвай да и только! Расписание электричек очень простое - строго каждый час: в 8.36, 9.36, ..., последняя - в 17.36 (так было в 2005 году).
Вот так канатная дорога выглядит снизу, со станции электрички:
А такие виды открываются из кабинки на склон горного массива:
Канатная дорога построена в 1930 году. Навстречу друг другу движутся две довольно вместительные кабинки (кажется, человек на 30). Кабинка не застеклена, поэтому ощущения сильные. 5 минут страха или восхищения (нужное подчеркнуть) - и мы наверху, на основной площадке монастыря.
Отсюда можно забраться еще выше в горы - пешими тропами, или на двух фуникулерах. Отмечу, что в отличие от зубчатой кремальеры это - именно фуникулеры, т.е. подвижной состав с тросовым приводом. Лично я отправился вверх пешком. По дороге пришел к интересному наблюдению. Поначалу, на первых метрах пешей тропы мне встречались представители самых разных народов. Но чем дальше я шел, тем больше встречалось именно русских.
С пешей тропы открываются вот такие виды (sorry за offtop):
Обратно не грех спуститься и на фуникулере:
Вагончики фуникулера имеют стеклянную крышу, чтобы ленивые граждане тоже смогли подивиться окрестностям: