Метки: пермь

Заветам Лернера верны

Привлечь к планированию городского будущего лучших мировых специалистов. Начать с идей, которые можно воплотить за 72 часа. Смотреть, что получается, не забывая спрашивать горожан: «Ну и как оно вам?..» Планы переустройства Перми, столь экзотичные для России, по мировым меркам вполне перспективны.

Собственно, против пермского генплана — виноват, генерального плана г. Перми на срок до 2020 года, утвержденного городской думой в 2004-м — пенсионерка Валентина Оглоблина поначалу ничего не имела. Претензии Валентины Викторовны не выходили за рамки двух гектаров леса, который пару лет назад город выделил под коттеджную застройку прямо у пенсионерки под боком. Валентина Оглоблина любит свой лесной район Перми, славится дотошностью и знанием законов — трудилась бухгалтером в лаборатории судебной экспертизы; потому подала по факту в суд. На одном из заседаний которого кто-то из ответчиков возьми да и сошлись на основной градостроительный документ: мол, все нам выделили по правилам.

— Берем карту, прилагаемую к генплану. И берем карту зеленых насаждений в городской черте, — выкладывает Валентина Викторовна карты на стол. — Теперь сравниваем. Получается, что от городских лесов, в случае выполнения генплана, к 2020-му останется процентов 20…

Тут надо пояснить: лесов в черте Перми — в том числе лесов федеральных — 50,6 процента от 800 квадратных километров общей городской площади; так сложилось за почти что 300 лет жизни города. Посчитав, что 80 процентов — это «ничего себе аппетиты», Оглоблина ввязалась в еще один судебный процесс. Напрямую против мэрии Перми.

Короче, в прошлом году Пермь стала чуть ли не единственным крупным городом России, где обычная пенсионерка смогла из любви к искусству и за собственные медные деньги (пенсия 3 тысячи рублей — «когда правозащитники-экологи адвокатами помогали, а по большей части сама в судах выступала») взять и отменить всю стратегию городской застройки на ближайшие 12 лет. Тот самый генеральный план. В двух судебных инстанциях, вплоть до краевой. С решением, уже вступившим в силу.

Впрочем, чего только не случается в Перми, куда в последнее время в регулярном режиме ездят профессиональные планировщики городов со всего мира, где движение трамвая № 4 обеспечивает краевое министерство общественной безопасности, а губернатор Пермского края Олег Чиркунов собирается объявить большую градостроительную войну автомобилистам!

Подумаешь, генплан.

ГОРОДСКОЙ КАЙФ

Последним из вереницы заморских специалистов по переустройству городов Пермь только что посетил бразилец Жайме Лернер — архитектор и трижды мэр города Куритиба (как и Пермь, это миллионник и центр субъекта Федерации, бразильского штата Парана). 70-летний Лернер славится как мастер по устройству в городе парков со скверами и по превращению центра в пешеходную зону. А еще бывший мэр отладил в Куритибе систему городских автобусов — в своем роде уникальную не только для Бразилии.

— По отдельным полосам едут, не пересекаются с автомобилями — в режиме метро, стык в стык друг с другом по расписанию. Доллар билет, но услуга того стоит, — оценивает схему Лернера доцент Пермского технического университета Михаил Ярков; сам — спец по транспортной инфраструктуре, два месяца назад был в Куритибе с Олегом Чиркуновым. — И пробок почти нет.

— Переносить бразильский транспортный опыт один в один едва ли нужно, — полагает губернатор Чиркунов. Ему есть из чего выбирать: предложения по транспортной реформе Перми специально готовят в Финляндии; над проектом нового генплана работают в Высшей технической школе Цюриха, «а планы парков-скверов-рекреаций еще думаем, кому заказать». Деятельность вокруг нового облика Перми в последний год развернул Сергей Гордеев — крупный бизнесмен, ныне член Совета Федерации от Пермского края — «ездит по миру, присматривает лучшие градостроительные идеи, везет к нам специалистов вроде Лернера». Часть их услуг оплачивает край («все в рамках бюджета» — недотационные, могут себе позволить), а многое — как говорят в администрации Чиркунова — и сам сенатор Гордеев. Можно понять, если так: планы — застройка — инвестиции — прибыль. А занимается будущим Перми лично краевой губернатор — «разумеется, в одной связке с мэрией, просто первичный толчок даем мы».

— От Лернера лично я бы хотел взять, пожалуй, главное: его философию города и его умение работать с горожанами, — продолжает Чиркунов. Первый урок философии по Лернеру Олег Анатольевич получил в Куритибе, когда заметил почти полное отсутствие людей в многочисленных парках-скверах-рекреациях города.

— Четверг-пятница — и никого. Деньги вложены, парки-скверы пусты… И только потом я сделал вывод: парки-скверы — не только для того, чтобы люди гуляли. Они еще и затем, чтобы жители города ими гордились. Каждый из куритибцев гордится количеством парков. Им кайфово от одной возможности прогулок в этих парках. Как Большой театр в Москве — гордятся все, ахают все, а бывают там либо редко, либо никогда. Но само его существование дает ощущение человеку: он живет в правильном месте. Вот именно этим ощущением силен Лернер.

Второй урок, преподанный бразильцем, — из области принятия решений, в том числе градостроительных: «Никогда не старайся продумывать идеи до конца. Продумаешь — всегда придешь к одному выводу: делать этого не надо. Делай проекты, которые можно воплотить за 72 часа». Не в смысле взять и дом построить, а что-нибудь менее непоправимое.

— Он сам начинал транспортную систему с одной линии автобуса. Приехал Лернер к нам и сказал: «Сделайте хоть что-то, чтобы люди почувствовали, что им стало лучше и комфортнее жить».


НАЧИНАЕМ С ТРАМВАЯ

В качестве «чего-то» три недели назад администрация краевого главы взялась за дело совсем не царское, то есть не губернаторское. Участок пермской улицы Ленина — центральная, но узкая, по полосе в каждую сторону. Посередине трамвайная линия; на практике — вагоны вперемежку с автомобилями. Чтобы это дело прекратить, рельсы очертили сплошной полосой, отменили левые повороты, на каждые 100 метров поставили по милиционеру.

— Основная задача этого проекта — не только чтобы трамвай ходил нормально, но и уважение автомобилистов к закону, — говорит Чиркунов. — Поэтому занимается проектом министерство общественной безопасности. Краевое, да. И держаться все это будет некоторое время исключительно на милицейском жезле. Пока не привыкнут и сами не начнут исполнять. А кто не начнет, тому опять милиция.

Корреспондент «Огонька» свидетельствует: жезлы на Ленина — в постоянном движении, трамвай № 4 бежит гораздо шустрее, чем до того; что б ему не бегать, когда на рельсы никто не выезжает? Машины жмутся, но вроде как едут, так что пробок на Ленина нет. Зато они появились на примыкающих улицах — особенно на тех, где идет давно запланированный ремонт.

И это лето, и это отпуска. О том, что будет, когда в Пермь вернутся хозяева основного автомобильного массива, пока что в городе стараются не думать. Имеющиеся в наличии водители единодушны: слов в адрес Олега Чиркунова говорят много, вплоть до неприличного — «волюнтаризм». В ответ губернатор опять отсылает к опыту бразильца Лернера, который в свое время таким же решением сделал центр Куритибы пешеходной зоной. Как положено, в 72 часа от первой мысли на тему.

— Там же не ругались. Там разъяренные водители просто смели заграждения, чтобы проехать по прежнему, привычному маршруту, — рассказывает Чиркунов. — Смели и увидели, что на месте проезжей части сидят дети. Много детей. И рисуют мелками на асфальте: мэрия организовала конкурс из серии «Пусть всегда будет солнце». Отсюда мораль: мнение жителей очень важно. Особенно важно его отслеживать по ходу развития ситуации. Но мы должны понимать: никакие изменения никогда единодушной поддержки не находят. Для любого политика это риск: либо он получает поддержку, либо волна его сносит.

— Главное — ввязаться за трое суток?

— Не так немножко. Главное — что-то делать. Тогда ты видишь, где ты ошибаешься. И спешить надо, чтобы при жизни люди какие-то изменения увидели.

БИТЬ ПО КОЛЕСАМ

Вопрос: «А что, водители не люди?» Олегу Чиркунову некоторое время назад прояснили консультанты из Цюриха, просто попросив рассказать, как решается в центре города проблема пробок.

— Я им — очевиднейшие вещи: «Запрещаем строительство торговых центров и офисов без обустройства парковочных мест вокруг них». «Классно, — говорят они. — А теперь давайте сделаем все наоборот. Стройте и офисы, и ТЦ в центре города — люди закупаются там, где работают и живут. Парковки же строить запретите. Нельзя давать людям повод лишний раз ехать на машине в центр. Нет в центре места ни в одном городе. Один человек своей машиной занимает 15 квадратных метров, на которых можно сделать что-то полезное». … Ну да, я тоже поначалу подумал, что бред, утопия и отказ воспринимать реалии России. А потом смотрю — в той или иной форме все европейские города так с машинами поступают: Лондон, Париж, Цюрих…

«Автомобиль — враг города» — эту максиму от западных консультантов Чиркунов усвоил быстро. Правда, именно от желания пользоваться собственными колесами Чиркунов строит и философию будущей Перми. Даже две.

— Город — он сначала для пешехода, потом для того, кто пользуется общественным транспортом. И лишь затем — для того, кто сидит за рулем комфортабельного авто. Это вам я говорю — человек, не представляющий, как расстаться с машиной. Надо еще понимать, что каждый квадратный метр, построенный не в центре, а на отшибе, — это сокращение инвестиций в город, убывание привлекательности. Тем не менее человек может выбирать: «Я хочу жить в центре, ходить пешком на работу» или «Хочу за городом, там больше места и на машине ездить можно». Тут — башни, там — таунхаусы. Только выбор этот — между двумя разными идеологиями жизни в городе, а не просто так. А концентрация всей жизни все равно в центре будет.

Собственно говоря, чуть ли не первой точкой для застройки по западной проектировочной науке как раз станет центр — «зеленый район, хороший». Там пока стоит краевая психиатрическая лечебница; но новое здание для нее — ближе к окраине — уже как раз возводят. Поэтому вместе с «западниками» в Перми уже сейчас прикидывают, что на ее месте лучше построить — то ли офисный центр, то ли жилье, то ли просто разбить парки-скверы-рекреации. Для вящей гордости горожан по версии Лернера — Чиркунова.

НЬЮ-ПЕРМЯКИ

Сказать, что простые горожане хоть сколько-нибудь врубаются в градостроительные планы властей, будет большой натяжкой. Ясность в этом вопросе и ее активную пропаганду среди пермяков администрация края обещает в ближайший год — начиная вот прямо с сентября. Через месяц сити-менеджер Аркадий Кац представит концепцию бизнес-развития Перми — что городу, собственно, в перспективе надо, какого профиля производства, а может, вообще стоит сократить их до минимума и делать из Перми региональный деловой центр... Конечно, это не значит, что пермскую оборонку, кормящую и город, и край, в полном составе попросят с берегов Камы (большинство заводов выходят прямо к реке). Но та набережная, которая в Перми есть, для миллионника явно мала, да и рекреационный ее потенциал, восхитивший того же Жайме Лернера, простаивать в городе будущего не должен. И вообще, кто для кого — заводы для Перми либо Пермь для заводов, как и было всю дорогу? Нет, можно и так, и эдак — только надо все же решить, как.

Где-то через год губернатор Чиркунов обещает сводный проект генплана от западных консультантов. По идее, за этот год мэрия должна окончательно подсчитать, сколько конкретно в самом городе есть места для перспективного развития — в пятнах, в пустырях, в квадратных километрах. «Просто еще не сводили эти сведения воедино, но скоро сведем», — обещает Лилия Ширяева, профильный вице-мэр. Прокачают и транспортную схему — попробуют увязать по времени рейсы частных «газелей» с городскими трамваями, а трамваи — с электричкой, линия которой идет через все 40 километров Перми. Придумают, как это все вписать в леса, чтобы не налететь на очередные иски. И еще много чего. Так что отсутствие генплана переменам в Перми как раз на руку: ничего не надо будет ломать в официальных, всеми утвержденных бумагах. Не чистый лист, но очень похоже.

Да, а суд за два гектара леса у Валентины Оглоблиной пока идет не очень. Отспорила она у застройщиков только половину лесной земли — и на той уже стоят коттеджи. На их снос нужно отдельное решение суда; первую инстанцию истица проиграла.

Что ж, легче справиться с планами на будущее, чем с реальными метрами. Впрочем, это как раз — как везде.

Юрий ВАСИЛЬЕВ
http://www.ogoniok.com/5060/18/
37
Написал GAS 2008.09.13 01:49:35
Рейтинг:
Молодец Губернатор Пермского Края!
Нам бы такого в Москву!
Еще времени пройдет, кажись,одним европейским городом будет больше.
0
Написал GAS 2008.09.13 01:52:30

Такое ощущение, что репортаж из какой-то параллельной реальности, другой России... где пенсионерка выигрывает суды у мэрии, где привлекают иностранных специалистов и учитывают мировой опыт, где планируют и делают город для людей... даже не верится, что всё это правда.
3
Написал Tassadar 2008.09.13 12:04:19

 
–7
Написал KVentz 2008.09.13 16:47:46
Его комментарий скрыт

KVentz, не в таких маштабах, это не генплан всё-таки...
4
Написал Tassadar 2008.09.13 21:12:55

 
–17
Написал VanHelsing.16 2008.09.13 22:04:40
Его комментарий скрыт

Правильная позиция - надо сделать первый, резкий, непопулярный ход, а потом подтягивать к этому полноценную программу. Жаль московские власти предпочитают всё делать наоборот, а результатов обещанных (помните про выделенки на Волоколамке и Дмитровке) - НЕТ!
2
Написал ИванИванов 2008.09.16 00:42:19

Пишите письма: metronews@mail.ru