Вчера на заседании Правительства Москвы обсуждалась программа развития московского железнодорожного узла до 2025 года. На строительство транспортно-пересадочных узлов, вывод из города грузовых терминалов, увеличение количества главных путей на магистралях будет выделено 854 миллиарда рублей.
Московские власти и ОАО «РЖД» договорились о создании совместной компании, в управление которой и будут переданы эти средства. Предполагается, что 50% расходов лягут на федеральный бюджет, а оставшиеся 50% — на правительство Москвы и Московской области, ОАО «РЖД» и частных инвесторов.
Схема развития Московского железнодорожного узла предполагает масштабную реконструкцию железнодорожной инфраструктуры города, прежде всего 88 километров малого кольца МЖД. К 2011 году оно будет электрифицировано и частично переведено под пассажирские перевозки. Первые четыре станции, по словам главного архитектора города Александра Кузьмина, оборудуют в Москва-Сити, Лужниках, на площади Гагарина и у метро «Кутузовская». К 2012 году планируется построить еще семь основных пересадочных пунктов и открыть кольцевое движение электропоездов, а в 2015-м — полностью завершить реконструкцию МК МЖД. К этому моменту в эксплуатацию будет введено 30 остановочных пунктов.
Вся реконструкция оценивается в 32,9 млрд. рублей. Предполагается строительство третьего и четвертого главных путей от станции Кутузово до станции Лихоборы и третьего главного пути от станции Лихоборы до станции Угрешской. Строительство новых путей позволит «развязать» пассажирское и грузовое движение по Малому кольцу.
В рамках организации пригородно-городского движения электропоездов предусматривается трансформация сложившейся радиальной сети в радиально-диаметральную за счет более интенсивного использования связующих участков. Предполагается сооружение дополнительных главных путей на участке Москва-Курская — Каланчевская, а в перспективе на участке Москва-Смоленская — Москва-Бутырская.
Предусматривается значительное повышение пропускной способности головных участков радиальных направлений (см схему). Обратим внимание на значительные изменения, которые произойдут на самом загруженном Рязанском направлении. Здесь намечается сооружение двух новых главных путей до Люберец, но в Москве эти пути выйдут не к Казанскому вокзалу, а к новому пассажирскому терминалу, который будет расположен в районе платформы Серп и Молот (станции метро «Площадь Ильича» и «Римская»).
Кроме того, планируется реконструкция линии Люберцы — Лыткарино, со строительством второго пути, пассажирской станции в Лыткарино и организацией беспересадочной связи с Москвой.
Также Генеральной схемой намечены вводы в город трасс четырех высокоскоростных магистралей Москва-Санкт-Петербург, Москва-Нижний Новгород, Москва-Запад и Москва-Юг. Кроме упомянутого терминального комплекса в Калитниках, предусматривается создание нового вокзала в районе платформы Каланчевская и пассажирского терминала в деловом центре Москва-Сити.
По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, вместо новых линий метро в тех районах, где есть железная дорога, будет развиваться именно она: «Мы должны сделать железнодорожный пассажирский транспорт альтернативой для легкового, для этого нам необходимо развивать транспортное сообщение в те районы Москвы, где нет метро и в ближайшее время там его не планируется строить». Это относится, например, к районам Коровино, Бирюлево, пос. Северный.
По словам руководителя департамента транспорта и связи Москвы Леонида Липсица, запуск скоростного сообщения между Москвой и Мытищами привел к тому, что около 90 тысяч человек, ранее приезжавших в столицу на автомобилях, пересели на электрички. «Недавно запущенное скоростное сообщение Москва — Люберцы — Раменское уже позволило привлечь к использованию железнодорожного транспорта около 7 тысяч человек».
Существенные изменения претерпит и организация грузового движения. Предполагается выведение грузового железнодорожного движения, не связанного непосредственно с обеспечением жизнедеятельности Москвы, за пределы города. На Большой окружной железной дороге будут модернизированы три сортировочные станций — Орехово, Ожерелье, Бекасово. Эти станции возьмут на себя функции по обработке транзитных грузов. А две внутриузловые — Перово и Люблино — станут районными сортировочными станциями, на которых займутся перераспределением работы с грузами, предназначенными для города. Генеральная схема позволит обеспечить рост перевозок грузов Москвы с 47 млн тонн до 50 в год, полностью исключив следование через Москву транзитных грузов.
Также планируется ликвидировать 108 км подъездных путей. Юрий Лужков отметил, что: «Для города является очень важной инвентаризация железнодорожных веток, использующихся неактивно, которые могут быть переведены на автомобильное сообщение».
А. Кузьмин: «При сокращении этих путей будет очень хороший эффект. Когда были убраны подъездные пути к пивному заводу „Бадаево“, москвичи получили благоустроенную набережную им. Тараса Шевченко. Таким же хорошим примером является вывод одного из подъездных путей на Ходынском поле, который позволил сделать на этом месте автодорогу, соединяющую новый район Ходынского поля с Хорошевским шоссе».
Вчера получила развитие и еще одна идея господина Лужкова в транспортной отрасли. Он в очередной раз заявил, что Москве нужны «двухэтажные» дороги, имея в виду предложение строить автомагистрали над железнодорожными путями. Его поддержал замминистра транспорта РФ Александр Мишарин, сказавший, что создание «слоеных трасс вполне возможно». Напомним, что между столичной мэрией и РЖД была договоренность построить новые магистрали протяженностью 20-30 км над четырьмя участками Московской железной дороги — по Курскому, Павелецкому и Рижскому направлениям, а также над открытым участком Филевской линии метро.
Вчера господин Кузьмин уточнил, что первый проект двухэтажной дороги планируется реализовать на Киевском или Белорусском направлениях железной дороги. Главный архитектор пообещал, что в следующем году его ведомство приступит к разработке соответствующего проекта.
> Предполагается сооружение дополнительных главных путей на участке Москва-Курская – Каланчевская,
> а в перспективе на участке Москва-Смоленская – Москва-Бутырская.
А разве не наоборот?
По-моему, сначала Белорусский-Савеловский, а Каланча-Курский в перспективе.
Tr@innn, как сказать! Деньги в стране появляются и чиновникам постепенно начинает их хватать не только на себя. :-) Вон, видели, как метростроение рвануло вперёд.
> Предполагается, что 50% расходов лягут на федеральный бюджет, а оставшиеся 50% — на правительство Москвы и Московской области, ОАО «РЖД» и частных инвесторов.
А федеральный бюджет об этом знает? А то картинка как всегда нарисована красиво, но этими договорённостями нас уже много лет кормят.
Леонид Липсиц:
«Недавно запущенное скоростное сообщение Москва — Люберцы — Раменское уже позволило привлечь к использованию железнодорожного транспорта около 7 тысяч человек».
Да, 3 года назад - это недавно... То Гаев только собирается продлить "Спутник" до Раменского, то недавно. :)