Начиная с середины сентября, в Туле начнут курсировать новые симпатичные трамваи: с мягким и бесшумным ходом, удобным и красивым салоном. А чуть раньше, с 21 августа, на городские автобусные маршруты уже вышли ЛиАЗы, двигатели которых соответствуют требованиям стандарта «Euro-III» и практически не загрязняют окружающий воздух.
Рельсы с улиц не уберут
Первый трамвай на электрической тяге проехал по улицам города оружейников 7 сентября 1937 года. Сегодня в Туле ежедневно работает 102 вагона. А всего их в МУП «Тулгорэлектротранс» 130. Этот вид общественного транспорта с полным правом можно назвать «народным» — на его долю приходится более 65% всех перевозок пассажиров в областном центре. Выбор горожан в пользу рельсового транспорта не случаен. Ведь во многие кварталы можно добраться только на трамвае. Кроме того, он, двигаясь как бы не слишком быстро, обгоняет другие виды транспорта. Трамваю, бегущему по рельсам, в большинстве случаев удается миновать многочисленные автомобильные пробки на оживленных трассах.
Тем не менее, еще три-четыре года назад во властных структурах вполне серьезно обсуждался вопрос о его полном удалении с улиц нашего города. Мотивация звучала серьезно. Трамвай шумит, провоцирует вибрацию, его вагоны устарели, часто выходят из строя. К тому же электроэнергия постоянно дорожает, а трамвайные пути «загромождают» городские трассы, мешая двигаться по ним автомобилям. Однако сегодня эти разговоры - позади. И не только в Туле, но и Москве, Санкт-Петербурге, других городах России, да и в других странах мира. Оказалось, что «минусы», которые упоминались, вполне преодолимы.
В частности, можно сменить старые пути на новые, с особой конструкцией и гарантией эксплуатации в 25 лет. Не будет ни шума, ни вибрации.
То же самое сделать с трамваями. Благо отечественные заводы-изготовители освоили выпуск современных конструкций. Они не так шикарны, как иностранные аналоги, но функциональны, надежны, удобны. И стоят в три-четыре раза дешевле «иностранцев».
С дороговизной электроэнергии тоже не все однозначно: цены на бензин и дизтопливо в последние годы растут куда более ощутимыми темпами.
Наконец, экология. Трамвай в этом вопросе абсолютно чист, он – в отличие от автомобилей - не загрязняет окружающую атмосферу…
Знакомый незнакомец
Долгие десятилетия по улицам Тулы бегают, в основном, чешские трамваи марки «Т-3» и «Т-3М». Они действительно устарели - и морально, и физически. Часто ломаются, приходится ремонтировать. Поменять эти вагоны на такие же, но новые, нельзя: чехи их сняли с производства. А то, что выпускают сейчас, для нас слишком дорого.
Поэтому городские власти и специалисты-транспортники обратили внимание на российские трамваи. Сегодня заводов, выпускающих трамвайные вагоны, в стране три: два – на Урале (города Усть-Катав и Екатеринбург) и один в Санкт-Петербурге. За основу оценки были взяты три критерия – качество, цена, дизайн. Оказалось, что по первому и второму показателям продукция всех заводов примерно равнозначна. А вот по внешнему виду и удобствам в салоне выигрывают изделия с берегов Невы. К тому же они пока единственные, где используется асинхронный двигатель, что на треть снижает потребление электроэнергии и увеличивает срок эксплуатации.
Пока окончательного решения по закупкам не принято. Речь идет о приобретении нескольких питерских вагонов типа «ЛМ-2008». Самый первый из них в сентябре должен появиться на маршруте №12. Затем – на других. Тульские пассажиры должны оценить удобство современных вагонов. И только потом, на основе тщательного изучения отзывов пассажиров, будет принято решение о приобретении новых трамваев…
Начиная с 2007 года в Туле активно ведутся работы по замене трамвайных путей на новые – бесшумные и долговечные. Динамика этих работ говорит сама за себя. В прошлом году на улице Советской (напротив тульского «белого дома») было отремонтировано 630 метров путей. В нынешнем по улице Пролетарской (недалеко от областного УГИБДД) уже заменено 1300 метров. Кроме того, близки к завершению работы на улице Октябрьской (Заречье), что позволит ввести в эксплуатацию еще 900 метров новых трамвайных путей… Однако, и это - не все.
В рамках целевой городской программы по развитию пассажирского транспорта Тулы была разработана концепция создания в городе скоростного трамвайного транспорта. Суть ее в том, что вокруг города возникнет кольцо, по которому транспорт будет двигаться с высокой скоростью (такую схему называют еще «легким наземным метро»). А от него «в тело города» будут уходить обычные трамвайные линии, которые в дальнейшем тоже сделают скоростными.
Реализация такой схемы – дело не быстрое, на это потребуется 10-15 лет. И – очень серьезные финансовые затраты. Но оно того стоит. Центр города разгрузится от транспорта, а в состав «кольца» войдут не только трамвайные, но и проложенные рядом автомобильные трассы, появятся новые путепроводы, мосты, закрытые пешеходные переходы.
Новое «автобусное поколение»
Нынешнее МУП «Тулгорэлектротранс» исторически восходит к городскому трамвайно-троллейбусному управлению. Но в последние годы здесь произошли серьезные организационные преобразования, цель которых – улучшить качество пассажирского обслуживания туляков, оптимизировав финансовые и материальные расходы.
Все троллейбусы переданы в аренду вновь образованному ООО «Тулпассажиртранс», который занимается их эксплуатацией. А муниципальное предприятие, оставшись в собственности города, наряду с обеспечением трамвайного движения, два года назад занялось еще и автобусным «сектором».
Начало было достаточно скромным. 21 августа 2006 года на улицы Тулы вышли 12 автобусов, доставшихся МУП «Тулгорэлектротранс» по наследству. В основном, это были французские автобусы «Рено», отбегавшие 6-8 лет по дорогам Европы, отремонтированные и приобретенные прежней тульской администрацией. Обслуживаемых ими маршрутов тогда было всего два - №1 и №11.
Осваивать новый участок работы оказалось непросто. Но за два года кое-что удалось поправить. Ставка была сделана на приобретение только новых автобусов, отечественных, но по качеству исполнения не уступающих лучшим мировым образцам, особенно – по показателям выхлопа газов. Двигатели машин, перевозящих туляков, должны быть экологически безопасны.
За счет закупок новых ЛиАЗов по лизингу вновь созданная в МУПе служба автобусного транспорта вскоре стала выпускать на улицы Тулы по 27 единиц транспорта ежедневно. А недавно эти возможности выросли в 2,5 раза!
Городские власти во главе с Владимиром Могильниковым два года назад разработали упоминавшуюся целевую программу по развитию пассажирского транспорта областного центра, рассчитанную на четыре года. В середине августа в рамках этой программы была закуплено и торжественно передано в руки представителей МУП «Тулгорэлектротранс» 36 новых автобусов ЛиАЗ, которые сделаны с соблюдением требований самых строгих стандартов. Качество машин - высочайшее, главные узлы в них (двигатель, система зажигания, автоматическая коробка передач и др.) изготовлены ведущими автомобильными компаниями США, Германии, Венгрии.
По словам директора МУП «Тулгорэлектротранс» Олега Воеводина, они в данном случае реализуют принцип «лучшие машины – лучшим водителям». Это позволит не только обеспечить пассажирам высокий уровень обслуживания, но и сохранить работоспособность автобусов на максимально длительный срок.
Новые машины вышли на тульские улицы 21 августа. Они обслуживают маршруты № 2, 10, 12, 13, 16, 26 и некоторые другие, которые имеют в качестве конечных пунктов далекие окраины: Лихвинка, Медвенка, Скуратово, Хомяково, Маслово, пивкомбинат, областная больница. Теперь горожанам будет намного легче добраться до нужных им учреждений или на дачи…
Развитие пассажирского транспорта в Туле будет продолжаться. Важная роль в этом отводится коллективу МУП «Тулгорэлектротранс», который насчитывает почти 1300 человек. Нет сомнения - работники предприятия выполнят возложенную на них задачу. Как они это делают вот уже более семидесяти лет.
Kardail, они его берут по конкурсу, но сначала для ознакомления с ним как пассажиров, так и водителей, а уже в случае удачной работы на линии закупают их партиями. Я думаю так.
А я не пойму, почему это только у ЛМ-2008 есть Асинхронный тяговый двигатель?
Знаете сколько таких статей было? Три или четыре точно. Сначала обещали на день города в 2007, потом к 80-летию трамвая, потом в январе 2008. Теперь день города 2008...