Метки: уквз; юбилей

К юбилею вагоностроительного завода имени С. М. Кирова

250-й день рождения в августе будет отмечать прославленный коллектив дважды орденоносного вагоностроительного завода имени С. М. Кирова. За два с половиной века завод прошёл сложный и в то же время славный путь от маленького железоделательного предприятия с пятью кричными молотами и восемью горнами до машиностроительного завода с его современными корпусами и оборудованием.

На протяжении 160 лет менялись владельцы завода, менялась его продукция. Предприятие заботами инженерных кадров, рабочих продолжало своё поступательное движение по пути прогресса и совершенствования производства.

В суровые годы Великой Отечественной войны завод принял и разместил оборудование Брянского машиностроительного завода, обустроил жильё для эвакуированных работников. Директором завода тогда был Владимир Георгиевич Шабров - хороший организатор производства и доброжелательный хозяин, лично принимавший эшелоны с эвакуированными. Большой проблемой, с которой тогда столкнулся завод, стала нехватка электроэнергии. Было принято решение построить ЛЭП до Юрюзанской ГРЭС. Устькатавцы работали с большим напряжением, в условиях сильных морозов прорубали просеку, ставили столбы, тянули кабель, но задание выполнили. Часть оборудования пришлось разместить под открытым небом, но станки работали, выдавая военную продукцию. У рабочих коченели руки, ноги, замерзала эмульсия, но задание выполняли.

После того как завод перешёл на выпуск военной продукции, директором был назначен Александр Васильевич Куранов, директор Брянского завода. Он за короткое время в труднейших условиях сплотил коллектив на решение задач по освоению и выпуску продукции, поставленных Государственным комитетом обороны. В этот период широко развернулось стахановское движение под девизом "Всё для фронта, всё для Победы!". Большую роль сыграли фронтовые комсомольско-молодёжные бригады А. П. Бахаревой, М. М. Семичастной, А. П. Сорокина и многих других. Большую роль в то время играли ответственный творческий подход к делу конструкторов, технологов, руководителей цехов и отделов, имеющих большой опыт работы на заводах Москвы, Брянска, Сталинграда, Киева. Это товарищи А. Г. Бабицкий, А. А. Виноградов, М. С. Коган, Л. А. Рубин, А. М. Спиридонов, Ф. Д. Широковский, А. Ф. Великанов и другие.

Закончилась война, и советский народ приступил к мирному труду. В 1949 году директором вагоностроительного завода назначается Тимофей Яковлевич Белоконев и работает с небольшим перерывом в течение 15 лет. Это были тяжёлые послевоенные годы, и ему пришлось решать много сложных задач. В первую очередь осваивать ряд изделий спецтехники, производить трамвайные вагоны КТМ-1 и КТП-1, решать вопросы с кадрами, ибо многие специалисты не вернулись с фронта. Кроме того, после окончания войны ряд специалистов, эвакуированных из Брянска, Сталинграда, возвратились домой, чем поставили завод в трудное положение. Для решения кадровых вопросов Тимофей Яковлевич даже в ущерб жилищным проблемам отдаёт жилое трёхэтажное здание по улице Рабочей под механический техникум. Одновременно на базе рабочей столовой организован филиал политехнического института, что разрядило обстановку с инженерно-техническими кадрами, а ремесленное училище обеспечило завод рабочими. Всё это позволило выполнять государственный план.

Т. Я. Белоконев многое сделал для развития физкультуры и спорта на заводе и в городе, был большим любителем футбола и хоккея. Уделял внимание искусству, сам рисовал картины для Дворца культуры, который в то время ещё строился.

После выхода Т. Я. Белоконева на пенсию директором завода в 1967 году назначается молодой, талантливый, энергичный инженер Виталий Хусейнович Догужиев. С первых же дней работы он смог привлечь на завод сильную строительную организацию Министерства среднего машиностроения СССР и решить важнейшие задачи реконструкции завода и строительства объектов жилищного, социально-культурного и бытового назначения. Были построены и введены в эксплуатацию трамвайный корпус, первая очередь корпуса товаров народного потребления, начато строительство административно-бытового корпуса, реконструкция плотины, строительство заградительной дамбы по левому берегу реки Юрюзань. Расширена номенклатура производимой продукции - освоен выпуск новых моделей трамвайных вагонов, товаров народного потребления, изделий спецтехники, что потребовало технического перевооружения. По итогам работы в 9-й пятилетке (1971-1975 г.г.) завод награждён орденом "Знак Почёта". Усть-Катав стал для В. Х. Догужиева хорошей стартовой площадкой. Позже он стал директором Златоустовского машиностроительного завода, затем заместителем министра, министром общего машиностроения СССР и первым заместителем председателя кабинета министров СССР. Он удостоен звания "Герой Социалистического Труда", лауреата Государственной премии СССР. За время его работы на заводе дальнейшее развитие получило социалистическое соревнование, введён Трудовой кодекс вагоностроителей, согласно которому присваивались почётные звания: заслуженный вагоностроитель, конструктор, технолог, металлург.

В 1978 году директором завода назначается Юрий Александрович Кирилычев с большим опытом работы в должностях начальника цеха, начальника производства на Златоустовском машиностроительном заводе. Ю. А. Кирилычев с присущей ему смелостью и природным упорством в достижении поставленной цели дал новый импульс реконструкции завода и его техническому перевооружению, развитию социальной сферы города. В этот период введены в строй корпус 9а, компрессорная станция, очистные сооружения промстоков, возводится больничный комплекс и комбинат питания. В декабре 1979 года была заложена основа нового жилого микрорайона.

К 1990 году завод находился в нормальном производственно-экономическом состоянии. Но в стране последовали реформы, которые привели к резкому падению производства, невыплате зарплаты, в общем, к кризису. Именно в этот период завод возглавил Павел Викторович Абрамов - энергичный, с хорошими организаторскими способностями, имеющий два высших образования руководитель. Он сумел за короткое время сплотить коллектив, нашёл необходимые производственно-экономические связи, позволившие предприятию преодолеть сползание в пропасть. В настоящее время все заказы спецтехники в увеличенных объёмах успешно выполняются, растёт объём выпуска трамвайных вагонов, зарплата увеличивается и выплачивается регулярно.

Для меня завод - это дом, наука и жизнь, 45 лет отданы ему. Здесь я вырос, получил образование и прошёл путь от слесаря до заместителя директора завода по быту. Был бессменным секретарём парторганизации цеха № 9, ОТиЗ, заводоуправления, член профкома четверть века, имею 116 записей о поощрениях в трудовой книжке. Я рад, что родной завод находится на подъёме, это ведь наш кормилец, и от его стабильности зависит жизнь города.

А. ГРИБАНОВ, ветеран завода.
© Усть-Катавская неделя
18
Написал Шпекавыг 2008.08.21 21:04:22
Рейтинг:
А на самом сайте завода Кирова нет и слова про 250-летие!
6
Написал Cypok 2008.08.21 22:05:31

С юбилеем, вагоностроительный завод имени С. М. Кирова!!!
3
Написал Мих@N(model 81-740.1) 2008.08.22 00:10:02

Пишите письма: metronews@mail.ru