Опытный состав серии 81-717/714 был построен в 1976 году. Он состоял из шести вагонов, трёх головных (5846, 5854, 5855) и трёх промежуточных (5837, 5867, 5868). Поэтому поезд был сформирован по следующей схеме: 5846 и 5855 были по краям, а 5854 между одного из них и промежуточным. Соответственно, два головных – два промежуточных – головной. На неработающем головном была надпись «Испытания».
Этот состав, поскольку все его вагоны имели внутри и снаружи нетипичную раскраску, получил прозвище «канарейка». Внутренний пластик был жёлтым, зелёным и, возможно, синим. Снаружи три головных вагона и один промежуточный были жёлтыми, другой зелёным, а третий имел стандартную окраску 81-714 с полосами-стрелками раннего периода – когда боковая декоративная полоса была серая, а белая полоса, ломающаяся на створках дверей проходила под ней. С восьмидесятых же годов все новые и ремонтируемые номерные вагоны стали окрашивать по современной схеме.
Столь разноплановая окраска опытных вагонов стала результатом исследований Всесоюзного института технической эстетики, в ходе которых окончательный цвет для новых составов не выбрали, однако определили, что наличие на них белой, изламывающейся в зоне дверей полосы позволяет значительно уменьшать время стоянки на станциях.
Она не видна, когда поезд стоит, и вагоны вбирают в себя пассажиров, поскольку двери разошлись в стороны. Но когда он подходит к станции, пассажир по изламывающимся белым полосам сразу решает, где ему лучше стоять на платформе, чтобы оказаться ближе к дверям.
Благодаря этому посадка в вагон стала быстрее на секунду-две. Это немного, но для одной только Кольцевой линии с её двенадцатью станциями выигрыш составляет полминуты за один рейс, за два рейса – минуту, за четыре – две. Иными словами, такой пустяк, как резко изламывающаяся на дверях полоса, дает выигрыш в целый состав.
Что касается окончательного выбора цвета новых вагонов, то он был выбран, что называется, народным голосованием. Когда в ходе поездок по кольцу на «канарейке» проверялась работа двигателей, способность набирать скорость и тормозить, она останавливалась на каждой станции, однако дверей не открывала, хотя поезд при этом был виден во всей красе.
Во время таких остановок дикторы метрополитена предлагали осмотреть все вагоны и высказать мнение об их раскраске. Большое число людей откликнулось на это и письменно и устно. Подавляющее большинство было за то, что желтый и зелёный цвета, хоть и приятны, всё-таки не подходят. Во-первых, они непрактичны, во-вторых, и это главное: строя станции метро, явно рассчитывали на традиционный (некоторые даже говорили «классический») сине-зелёный цвет подземных поездов.
Специалисты стояли на этих станциях и сравнивали меняющийся – в зависимости от цвета новых поездов – интерьер. Поскольку чисто зелёный и чисто жёлтый цвета вошли бы в противоречие со многими старыми станциями, они пришли к единодушному заключению – традиционный серо-голубой цвет с белой ломающейся линией явно лучше других оттенков. Этот вариант в конце концов и выбрали для окраски.
С 1976 года опытный поезд проходил испытания, а с 1978 года он стал работать на Кольцевой линии в пассажирской эксплуатации вместе с серийными составами. В 1980 году он был отправлен обратно на завод, где все его вагоны (кроме 5854, который был списан) переоборудовали серийные с присвоением новой нумерации.
В настоящее время судьба их такая:
Старый номер – Новый номер – Депо приписки
5846 – 9169 – Москва, «Варшавское»
5854 – списан
5855 – 9134 – Ташкент
5837 – 9506 – Москва, «Сокол»
5867 – 9520 – Москва, «Владыкино»
5868 – 9521 – Москва, «Красная Пресня» (служебный)
Текст подготовлен Интернет-проектом Трёхгранка. При подготовке материала использована информация Сергея Курзаева, а также книга Анатолия Рубинова «Метро со служебного входа».