Метки: автобус; самара; трамвай; троллейбус

Трамваи Самары... и не только трамваи (post scriptum)



Так получилось, что одновременно со Шпекавыгом я очень неспешно готовил свой репортаж о самарском транспорте. Неудивительно, что коллега меня опередил, и, в принципе, это даже хорошо — поскольку материала у меня было значительно меньше. Но всё-таки я решил, по договорённости, дополнить его репортаж в тех моментах, которые оказались недостаточно освещены.

Сначала о трамваях. Я не откажу себе в удовольствии представить несколько снимков Tatra T3RF крупным планом. Напомню, что в Самаре такая система всего одна (вообще-то, должно было быть две, но деньги закончились, и уже произведённые трамваи остались у чехов). В отличие от других городов, где есть трамваи такого вида (кажется, Нижний Новгород?), это — не результат капитально-восстановительного ремонта старых Tatra T3SU, а новые трамваи, изначально произведённые в таком дизайне и оборудованные ТИСУ. Система эксплуатируется в Самаре с 1998 г. по маршруту №20.


Первый вагон системы на проспекте Ленина


Второй вагон системы


Дилемма между «прокатиться на T3RF» и «сфотографировать T3RF со всех сторон» была решена в пользу фотосъёмки. Поджидать этот трамвай второй раз было опасно для здоровья — долгое стояние на остановке при -24 градусах с ветром для жителя умеренной полосы есть занятие весьма экстремальное... впрочем, как и вообще длительные прогулки по такой погоде с фотоаппаратом в руках.

На фотографиях Шпекавыга в основном запечатлена трамвайная выделенка — она действительно составляет здесь значительную часть сети, и трамваи на ней разгоняются довольно резво (по крайней мере, по моему опыту поездки по выделенке вдоль ул. Ташкетской, Демократической и Ново-Садовой).
Однако некоторое количество лет назад, в связи с планируемым строительством метро в центр города и закрытием части улицы Ново-Садовой (там — выделенка) трамвай пришлось частично перенести на проспект Ленина, где он идёт по центру проезжей части. Трамвай ходит здесь уже давно, а закрытие Ново-Садовой, в свете которой переносили линию, наконец-то намечено на этот год.

В точке поворота с Ново-Садовой на проспект Ленина линия выглядит весьма симпатично — два изящных поворота и довольно значительный уклон:


Трамвай Tatra T3SU плавно сворачивает с проспекта Ленина, приближаясь к «Ракете»...


...И на тормозах уходит под уклон. Вдалеке другая система поворачивает с Ново-Садовой и движется навстречу...


... штурмуя заметный подъём.


Tatra T6B5SU на проспекте Ленина


Рельсы (проспект Ленина)

Завершая тему трамвая — кадр из исторической части города:


Tatra T6B5SU поворачивает с ул. Красноармейской на ул. Фрунзе...


... и делает остановку около знаменитого самарского костёла, с невесть как затесавшейся в глубинах России неоготической архитектурой.

А так выглядят билетики, выдаваемые кондуктором в трамваях и троллейбусах:


На скане не очень хорошо видно — на самом деле билетики серебристые.

Возможно, мне просто повезло — но все кондукторы были очень приветливыми, предупреждали каждого пассажира о повышении стоимости проезда до 10 рублей (дело было 3-4 января), и не орали на весь троллейбус: «Та-а-ак! На задней площадке кого ещё я тут не обилетила?!» В трамвайных системах кондуктор работает попеременно то в первом, то во втором вагоне, меняя дислокацию на каждой остановке. Кое-кто этим пользуется.
Увидев в моём кошельке пачку билетов, молоденькая девушка-кондуктор улыбнулась, и ангельским голосом произнесла: «Ой, как у вас много билетиков. Вы их коллекционируете?»

Кратко о других видах общественного транспорта.

Самарский троллейбус — это в основном не первой свежести ЗиУ-682 (-В0А, -В0В, -Г00), которые для своего возраста поддерживаются в удивительно хорошем состоянии. Большое спасибо за это работникам Самарского ТТУ! Фотопортрет типичного представителя самарских троллей:


Обычный самарский троллейбус в обычной самарской раскраске на Московском шоссе

С автобусами ситуация интереснее. Подвижной состав здесь чрезвычайно разнообразен. Встречаются (по состоянию на январь 2008 г.) в большом количестве такие старички как Икарус-260 и -280, очень много ЛиАЗ-677М (причём, аналогично троллейбусам, выглядят сии динозавры весьма ухоженными). По слухам, до сих на городские маршруты выходят даже несколько ЛАЗ-695Н. К сожалению, вследствие тяжёлых погодных условий сфотографировать всех не удалось.

Одной из самых распространённых моделей автобусов в Самаре являются Mercedes-Benz O345 турецкого происхождения, его сочленённый аналог O345G и собранные в Голицыно русские сочленённые Мерседесы, известные миру под загадочной аббревиатурой АКА-6226. Большая партия этих машин (суммарно около 200 единиц) была закуплена в 1996-98 гг. Впервые я прокатился на таком автобусе именно в Самаре, в 2001 году — тогда они выглядели почти новыми, приятно удивляли симпатичным салоном, плавным и бесшумным ходом.


Mercedes-Benz 0345G на улице Мичурина

В последние годы на маршрутах появились новые модели автобусов. Большая часть из них приобретается немуниципальными автопредприятиями, захватывающими всё большую часть пирога.


МАЗ-103 на Московском шоссе. Маршрут №1 по праву носит свой номер — стартуя от ж/д вокзала, он проходит по Московскому шоссе сквозь весь город.


Автобус малого класса МАЗ-256. Также по улицам гоняет большое число китайских Yutong (правильно читать: Юйтун).


»Автобус нового поколения» Scania OmniLink в историческом центре, на улице Куйбышева в районе пересечения с пешеходной Ленинградской

Тяжёлая ситуация с пробками вынудила самарцев ввести на основной транспортной магистрали города — Московском шоссе — реверсивное движение. В утреннее время дополнительные полосы открыты для движения в центр, в вечернее — из центра. В остальное время центральная полоса выведена из использования:


Реверсивные полосы на Московском шоссе

Самарцы с ужасом ожидают скорого перекрытия напряжённого участка другой важной магистрали — улицы Ново-Садовой, для строительства метро. Тем более, что все помнят, как улицы, перекрытые для строительства метро на пару лет, пробыли в таком состоянии гораздо больше.

Напоследок полу-оффтопик. В Самаре можно встретить даже транспорт космический:


Ракета «Союз-У» установлена как памятник в 2001 г. В Самаре находится ЦСКБ «Прогресс» — один из главных центров космической промышленности России.


Поехали!

Из всего многообразия речного транспорта зимой доступны только суда на воздушной подушке, на которых можно с ветерком долететь по снегу до противоположного берега Волги:


Суда на воздушной подушке курсируют по маршруту Речной вокзал — село Рождествено.

Летом по тому же маршруту плавают двухпалубные «омики» (т.е. теплоход серии Ом), а для автомобилистов — настоящие паромы. Напомню, что ближайшая надёжная переправа через Волгу — это плотина Волжской ГЭС, расположенная около Тольятти, в доброй сотне километров отсюда.

В Самаре построен самый современный в России железнодорожный вокзал:


Железнодорожный вокзал станции Самара

На 6-м этаже вокзала размещается сервис-центр, а выше него, в башне — зимний сад и смотровая площадка. Правда, видно оттуда немного, т.к. вокзал расположен отнюдь не на высшей точке местного рельефа.

В отличие от Бутовской линии Московского метро, на Самарском вокзале из зала ожидания (расположен на уровне 2-го этажа) на нужную платформу можно спуститься на лифте, и для этого не нужно искать лифтёршу или дежурную по вокзалу, и не обязательно быть инвалидом.
Конечно, можно спуститься и по лестнице. Мне сразу вспоминается безобразный Казанский вокзал в Москве, на котором построенный в результате реконструкции Зал ожидания №9 с прямым спуском на платформы превращён в базар, а сами спуски не работали никогда.

Несмотря на это, сами самарцы частенько величают данный вокзал словом нецензурным, и сожалеют о сносе старого вокзала (по официальной версии, старое здание вокзала, построенное в 1876 году и признанное памятником архитектуры, сначала собирались реконструировать, но по результатам обследования технического состояния его «пришлось» снести).

Самарцы — вообще интересный народ. Например, меня очень удивила их отзывчивость, желание оказать помощь даже тогда, когда об этом и не просишь. На остановке, лишь только уловив мой взгляд, блуждающий по табличкам с номерами маршрутов, тут же нашлась тётушка: «А вы какой маршрут ждёте?». В троллейбусе, стоило мне забраться на переднее сиденье и пару остановок внимательно смотреть вперёд: «А вам на какой остановке нужно выйти?». Такой наблюдательностью горожан я был несколько обескуражен, и не всегда находил нужные слова — тем более что мне всегда интересно разобраться во всём самостоятельно.

Вместе с тем, самарцы в массе своей весьма не любят москвичей.
44
Написал A.K. 2008.04.12 01:34:10
Рейтинг:
A.K., Ваш репортаж не менее интересен. Тем более что фотографии сделаны зимой, в отличае от фото из репортажей Шпекавыга.
Очень интересно. Спасибо.
3
Написал Слесарь К/Б 2008.04.12 12:51:50

Слесарь К/Б, рад, что вам понравилось. Фотографии сделаны 3-4 января 2008 г.
0
Написал A.K. 2008.04.12 13:17:39

Не хочется сравнивать. Просто хочется сказать, что очень понравилось. Приятно читать, интересно смотреть!
7
Написал Koch_ok 2008.04.12 13:23:21

Я совсем забыл упомянуть в репортаже об одном интересном, на мой взгляд, моменте. Цитирую свои впечатления по собственному ЖЖ:

Признаться, мне было забавно и удивительно наблюдать, как вагоновожатая перед каждым разветвлением путей останавливает трамвай, бодро выбегает на мороз с ломиком в руках, раз! два! привычным движением рук выполняет свою миссию, метко закидывает ломик куда-то под вагон и продолжает движение. Увы, в XXI веке, когда космические корабли все успешнее бороздят просторы Вселенной, все трамвайные стрелки в Самаре по-прежнему неавтоматические.

Пару слов стоило бы сказать и о метро. Фотосъемкой я там не занимался, т.к. это запрещено и, как меня просветили знатоки, нарожон лучше не лезть. Ограничился тем, что прокатился по всей линии, от "Российской" до "Юнгородка", с выходами на "Московской" и "Гагаринской". Впечатления были такими:

Самарское метро успешно соревнуется с Казанским за звание самого невостребованного метрополитена в мире. Недавно здесь открыли новую станцию "Российская"... которую настолько тщательно запрятали от врагов, что я ее искал минут десять даже с учетом предварительной рекогносцировки местности по GoogleEarth. Гораздо большей популярностью у местных пассажиров пользуется трамвай, с разветвленной сетью из 25 маршрутов.

Станция "Российская", кстати, расположена в трех минутах ходьбы от "Ракеты" (конечной точки проспекта Ленина, с которой я фотографировал трамваи, катящиеся под горку и идущие на подъем). Но я несколько не привык, что станции метро размещают не на улице, рядом с остановками НОТ, а где-то во дворах, на пустыре, куда ведет небольшая тропинка, причем в темное время суток она даже не освещается!
7
Написал A.K. 2008.04.12 13:36:33

Спасибо, Вы отлично дополнили мой репортаж!
Кстати, думаю, что изнутри T3RF мало чем отличается от обычной T3SU, так что Вы совсем ничего не потеряли.
Как-нибудь летом выложу третью часть репортажа, уже на тему железных дорог.
–4
Написал Шпекавыг 2008.04.12 18:04:40

Шпекавыг, T3RF по идее должна отличаться не отделкой салона, а плавностью хода.

PS: А почему только летом? Или для нее еще надо отснять материал?
0
Написал A.K. 2008.04.12 18:11:16

A.K., могу выложить хоть в следующую пятницу, просто не хотелось перебарщивать с одновременным выкладыванием фотографий одного и того же города.
–1
Написал Шпекавыг 2008.04.12 19:05:34

Да, пожалуй, Вы правы. Стоит немного отдохнуть :)
4
Написал A.K. 2008.04.12 19:14:12

ухты!
–5
Написал Tr@innn 2008.04.12 21:02:24

Спасибо, Посты у вас и у Шпекавыга интересные, только не в обиду - качество фотографий у А.К. получше будет:)
–1
Написал Калужский 2008.04.13 23:52:12

спасибо, очень интересно =)
0
Написал msya 2008.04.14 10:28:18

 
–12
Написал alez 2008.04.14 12:02:22
Его комментарий скрыт

Наблюдаю за голосованием по этому и предыдущим моим репортажам, и получается однозначный вывод: своё, не раз виденное, имеет значительно большии отклик. Банальные Татры, которые наверняка все в Москве видели, аудитории гораздо интереснее экзотического для нас немецкого tram-train.

Тем не менее, серию про Германию я все-таки планирую закончить еще одним репортажем про Мюнхен и про Deutsche Bahn.
0
Написал A.K. 2008.04.14 22:53:34

A.K., просто для нас Татры и ЗиУ уже по-тихоньку становятся экзотикой. Плюс ко всему - провинция всегда манит столичных обитателей своим особым колоритом.
0
Написал quantum 2008.04.14 23:44:39

quantum, а как же МТТЧ, мне казалось их не так уж мало. Или я неправ? Да и ЗиУ вроде навалом пока. Вот ЛиАЗ-677М - это да, экзотика (что сразу было видно по откликам на фотосессию оного, устроенную Мишбаном).
0
Написал A.K. 2008.04.14 23:58:39

A.K., я же говорю - "по-тихоньку". Их конечно много ещё, но замена идёт массовая.

Это как с вагонами типа Е - казалось бы, ещё шесть лет назад даже на СЛ составы с ними ходили, и вот уже ни одного (irony) не осталось.
0
Написал quantum 2008.04.15 00:50:48

Пишите письма: metronews@mail.ru