Трамваи Самары... и не только трамваи (post scriptum)
Так получилось, что одновременно со Шпекавыгом я очень неспешно готовил свой репортаж о самарском транспорте. Неудивительно, что коллега меня опередил, и, в принципе, это даже хорошо — поскольку материала у меня было значительно меньше. Но всё-таки я решил, по договорённости, дополнить его репортаж в тех моментах, которые оказались недостаточно освещены.
Сначала о трамваях. Я не откажу себе в удовольствии представить несколько снимков Tatra T3RF крупным планом. Напомню, что в Самаре такая система всего одна (вообще-то, должно было быть две, но деньги закончились, и уже произведённые трамваи остались у чехов). В отличие от других городов, где есть трамваи такого вида (кажется, Нижний Новгород?), это — не результат капитально-восстановительного ремонта старых Tatra T3SU, а новые трамваи, изначально произведённые в таком дизайне и оборудованные ТИСУ. Система эксплуатируется в Самаре с 1998 г. по маршруту №20.
Первый вагон системы на проспекте Ленина
Второй вагон системы
Дилемма между «прокатиться на T3RF» и «сфотографировать T3RF со всех сторон» была решена в пользу фотосъёмки. Поджидать этот трамвай второй раз было опасно для здоровья — долгое стояние на остановке при -24 градусах с ветром для жителя умеренной полосы есть занятие весьма экстремальное... впрочем, как и вообще длительные прогулки по такой погоде с фотоаппаратом в руках.
На фотографиях Шпекавыга в основном запечатлена трамвайная выделенка — она действительно составляет здесь значительную часть сети, и трамваи на ней разгоняются довольно резво (по крайней мере, по моему опыту поездки по выделенке вдоль ул. Ташкетской, Демократической и Ново-Садовой).
Однако некоторое количество лет назад, в связи с планируемым строительством метро в центр города и закрытием части улицы Ново-Садовой (там — выделенка) трамвай пришлось частично перенести на проспект Ленина, где он идёт по центру проезжей части. Трамвай ходит здесь уже давно, а закрытие Ново-Садовой, в свете которой переносили линию, наконец-то намечено на этот год.
В точке поворота с Ново-Садовой на проспект Ленина линия выглядит весьма симпатично — два изящных поворота и довольно значительный уклон:
Трамвай Tatra T3SU плавно сворачивает с проспекта Ленина, приближаясь к «Ракете»...
...И на тормозах уходит под уклон. Вдалеке другая система поворачивает с Ново-Садовой и движется навстречу...
... штурмуя заметный подъём.
Tatra T6B5SU на проспекте Ленина
Рельсы (проспект Ленина)
Завершая тему трамвая — кадр из исторической части города:
Tatra T6B5SU поворачивает с ул. Красноармейской на ул. Фрунзе...
... и делает остановку около знаменитого самарского костёла, с невесть как затесавшейся в глубинах России неоготической архитектурой.
А так выглядят билетики, выдаваемые кондуктором в трамваях и троллейбусах:
На скане не очень хорошо видно — на самом деле билетики серебристые.
Возможно, мне просто повезло — но все кондукторы были очень приветливыми, предупреждали каждого пассажира о повышении стоимости проезда до 10 рублей (дело было 3-4 января), и не орали на весь троллейбус: «Та-а-ак! На задней площадке кого ещё я тут не обилетила?!» В трамвайных системах кондуктор работает попеременно то в первом, то во втором вагоне, меняя дислокацию на каждой остановке. Кое-кто этим пользуется.
Увидев в моём кошельке пачку билетов, молоденькая девушка-кондуктор улыбнулась, и ангельским голосом произнесла: «Ой, как у вас много билетиков. Вы их коллекционируете?»
Кратко о других видах общественного транспорта.
Самарский троллейбус — это в основном не первой свежести ЗиУ-682 (-В0А, -В0В, -Г00), которые для своего возраста поддерживаются в удивительно хорошем состоянии. Большое спасибо за это работникам Самарского ТТУ! Фотопортрет типичного представителя самарских троллей:
Обычный самарский троллейбус в обычной самарской раскраске на Московском шоссе
С автобусами ситуация интереснее. Подвижной состав здесь чрезвычайно разнообразен. Встречаются (по состоянию на январь 2008 г.) в большом количестве такие старички как Икарус-260 и -280, очень много ЛиАЗ-677М (причём, аналогично троллейбусам, выглядят сии динозавры весьма ухоженными). По слухам, до сих на городские маршруты выходят даже несколько ЛАЗ-695Н. К сожалению, вследствие тяжёлых погодных условий сфотографировать всех не удалось.
Одной из самых распространённых моделей автобусов в Самаре являются Mercedes-Benz O345 турецкого происхождения, его сочленённый аналог O345G и собранные в Голицыно русские сочленённые Мерседесы, известные миру под загадочной аббревиатурой АКА-6226. Большая партия этих машин (суммарно около 200 единиц) была закуплена в 1996-98 гг. Впервые я прокатился на таком автобусе именно в Самаре, в 2001 году — тогда они выглядели почти новыми, приятно удивляли симпатичным салоном, плавным и бесшумным ходом.
Mercedes-Benz 0345G на улице Мичурина
В последние годы на маршрутах появились новые модели автобусов. Большая часть из них приобретается немуниципальными автопредприятиями, захватывающими всё большую часть пирога.
МАЗ-103 на Московском шоссе. Маршрут №1 по праву носит свой номер — стартуя от ж/д вокзала, он проходит по Московскому шоссе сквозь весь город.
Автобус малого класса МАЗ-256. Также по улицам гоняет большое число китайских Yutong (правильно читать: Юйтун).
»Автобус нового поколения» Scania OmniLink в историческом центре, на улице Куйбышева в районе пересечения с пешеходной Ленинградской
Тяжёлая ситуация с пробками вынудила самарцев ввести на основной транспортной магистрали города — Московском шоссе — реверсивное движение. В утреннее время дополнительные полосы открыты для движения в центр, в вечернее — из центра. В остальное время центральная полоса выведена из использования:
Реверсивные полосы на Московском шоссе
Самарцы с ужасом ожидают скорого перекрытия напряжённого участка другой важной магистрали — улицы Ново-Садовой, для строительства метро. Тем более, что все помнят, как улицы, перекрытые для строительства метро на пару лет, пробыли в таком состоянии гораздо больше.
Напоследок полу-оффтопик. В Самаре можно встретить даже транспорт космический:
Ракета «Союз-У» установлена как памятник в 2001 г. В Самаре находится ЦСКБ «Прогресс» — один из главных центров космической промышленности России.
Поехали!
Из всего многообразия речного транспорта зимой доступны только суда на воздушной подушке, на которых можно с ветерком долететь по снегу до противоположного берега Волги:
Суда на воздушной подушке курсируют по маршруту Речной вокзал — село Рождествено.
Летом по тому же маршруту плавают двухпалубные «омики» (т.е. теплоход серии Ом), а для автомобилистов — настоящие паромы. Напомню, что ближайшая надёжная переправа через Волгу — это плотина Волжской ГЭС, расположенная около Тольятти, в доброй сотне километров отсюда.
В Самаре построен самый современный в России железнодорожный вокзал:
Железнодорожный вокзал станции Самара
На 6-м этаже вокзала размещается сервис-центр, а выше него, в башне — зимний сад и смотровая площадка. Правда, видно оттуда немного, т.к. вокзал расположен отнюдь не на высшей точке местного рельефа.
В отличие от Бутовской линии Московского метро, на Самарском вокзале из зала ожидания (расположен на уровне 2-го этажа) на нужную платформу можно спуститься на лифте, и для этого не нужно искать лифтёршу или дежурную по вокзалу, и не обязательно быть инвалидом.
Конечно, можно спуститься и по лестнице. Мне сразу вспоминается безобразный Казанский вокзал в Москве, на котором построенный в результате реконструкции Зал ожидания №9 с прямым спуском на платформы превращён в базар, а сами спуски не работали никогда.
Несмотря на это, сами самарцы частенько величают данный вокзал словом нецензурным, и сожалеют о сносе старого вокзала (по официальной версии, старое здание вокзала, построенное в 1876 году и признанное памятником архитектуры, сначала собирались реконструировать, но по результатам обследования технического состояния его «пришлось» снести).
Самарцы — вообще интересный народ. Например, меня очень удивила их отзывчивость, желание оказать помощь даже тогда, когда об этом и не просишь. На остановке, лишь только уловив мой взгляд, блуждающий по табличкам с номерами маршрутов, тут же нашлась тётушка: «А вы какой маршрут ждёте?». В троллейбусе, стоило мне забраться на переднее сиденье и пару остановок внимательно смотреть вперёд: «А вам на какой остановке нужно выйти?». Такой наблюдательностью горожан я был несколько обескуражен, и не всегда находил нужные слова — тем более что мне всегда интересно разобраться во всём самостоятельно.
Вместе с тем, самарцы в массе своей весьма не любят москвичей.
Я совсем забыл упомянуть в репортаже об одном интересном, на мой взгляд, моменте. Цитирую свои впечатления по собственному ЖЖ:
Признаться, мне было забавно и удивительно наблюдать, как вагоновожатая перед каждым разветвлением путей останавливает трамвай, бодро выбегает на мороз с ломиком в руках, раз! два! привычным движением рук выполняет свою миссию, метко закидывает ломик куда-то под вагон и продолжает движение. Увы, в XXI веке, когда космические корабли все успешнее бороздят просторы Вселенной, все трамвайные стрелки в Самаре по-прежнему неавтоматические.
Пару слов стоило бы сказать и о метро. Фотосъемкой я там не занимался, т.к. это запрещено и, как меня просветили знатоки, нарожон лучше не лезть. Ограничился тем, что прокатился по всей линии, от "Российской" до "Юнгородка", с выходами на "Московской" и "Гагаринской". Впечатления были такими:
Самарское метро успешно соревнуется с Казанским за звание самого невостребованного метрополитена в мире. Недавно здесь открыли новую станцию "Российская"... которую настолько тщательно запрятали от врагов, что я ее искал минут десять даже с учетом предварительной рекогносцировки местности по GoogleEarth. Гораздо большей популярностью у местных пассажиров пользуется трамвай, с разветвленной сетью из 25 маршрутов.
Станция "Российская", кстати, расположена в трех минутах ходьбы от "Ракеты" (конечной точки проспекта Ленина, с которой я фотографировал трамваи, катящиеся под горку и идущие на подъем). Но я несколько не привык, что станции метро размещают не на улице, рядом с остановками НОТ, а где-то во дворах, на пустыре, куда ведет небольшая тропинка, причем в темное время суток она даже не освещается!
Спасибо, Вы отлично дополнили мой репортаж!
Кстати, думаю, что изнутри T3RF мало чем отличается от обычной T3SU, так что Вы совсем ничего не потеряли.
Как-нибудь летом выложу третью часть репортажа, уже на тему железных дорог.
Наблюдаю за голосованием по этому и предыдущим моим репортажам, и получается однозначный вывод: своё, не раз виденное, имеет значительно большии отклик. Банальные Татры, которые наверняка все в Москве видели, аудитории гораздо интереснее экзотического для нас немецкого tram-train.
Тем не менее, серию про Германию я все-таки планирую закончить еще одним репортажем про Мюнхен и про Deutsche Bahn.
A.K., просто для нас Татры и ЗиУ уже по-тихоньку становятся экзотикой. Плюс ко всему - провинция всегда манит столичных обитателей своим особым колоритом.
quantum, а как же МТТЧ, мне казалось их не так уж мало. Или я неправ? Да и ЗиУ вроде навалом пока. Вот ЛиАЗ-677М - это да, экзотика (что сразу было видно по откликам на фотосессию оного, устроенную Мишбаном).