Попалась мне интересная статья. Статья о планах, которым не суждено было сбыться. Конечно, такого добра и сейчас хватает... Однако несбыточности большинства сегодняшних прожектов можно только порадоваться, а вот то, что описанное в статье уже никогда не воплотится в жизнь — весьма и весьма печально, товарищи.
Транспорт Москвы: год 2000-й
Разработана «Схема комплексного развития всех видов транспорта Москвы»
Мой собеседник достаёт из сейфа толстую книгу. — Над ней работали сотни учёных и специалистов, — говорит главный инженер Научно-исследовательского и проектного института Генплана Москвы Р. Горбанёв. — Взгляните.
Переворачиваю несколько страниц, а Ростислав Васильевич говорит:
— Могу вам предложить экскурсию по Москве на транспорте двухтысячного года, можно сказать, первому из журналистов. Кстати, какой вид транспорта вам больше по душе?
Выбираю — на магнитной подвеске.
— Будем реалистами. Принципиально новых видов транспорта по схеме не ожидается. Хотя и думали мы о монорельсах и о поездах на магнитной подвеске. Но оказалось: первый в наших климатических условиях устойчиво работать не сможет. А вот второй... Уровень его разработки пока ещё невысок.
...Всё чаще в крупнейших городах мира возникают гигантские автомобильные пробки. Магистрали перегружены. «Супергорода» к двухтысячному году ожидает транспортный паралич, если не искать выхода из положения»,— отмечают западные специалисты. И этот выход усиленно ищут. В Москве тоже.
Чтобы пересечь столицу из конца в конец, требуется полтора часа езды. Среднее время поездки на работу в 1971 году составляло 52 минуты. Теперь — 60. Причём в одну лишь сторону. Ожидается, что дальность таких поездок будет расти: с десяти километров в нынешнем году до четырнадцати в двухтысячном.
Девяносто процентов всей будущей жилой застройки приходится на районы, расположенные в лесопарковом поясе. Уже сегодня между «поясом» и городом совершают поездки 650 тысяч человек.
На отдельных линиях метрополитена в пиковое время при норме 170 человек в вагоне едут 250 и больше. Поэтому, разрабатывая схему, специалисты учитывали множество проблем, среди которых наиболее важными представлялись три: как сократить время проезда на работу, снять нагрузки с транспорта и, что принципиально новое, как обеспечить надёжную связь лесопаркового пояса с городом.
Метро. Оно и в будущем вне конкуренции. Представьте: садимся в вагон. И экспресс разгоняется до 100 — 120 километров в час. Мы не в простом метро — скоростном. Где-то там, наверху, — новые районы города. Причём застраиваются они комплексно. Это значит: по соседству с жильём расположены промышленные зоны. И, как результат, заметно сократится количество пассажиров, выезжающих из этих территорий на работу. Расстояние между станциями в черте города увеличится до двух, на окраинах — до четырёх километров. При такой системе скоростного метро пассажиры, проживающие за кольцевой автомобильной дорогой, смогут доезжать на работу за 50 минут. На первый взгляд — долго. Но в сравнении с крупнейшими зарубежными городами этот показатель — лучший.
Предусматривается построить три такие линии, каждая протяжённостью в 60 километров. Они пересекут радиальные направления и придут в крупные жилые массивы, которые пока не обслуживаются метрополитеном: Строгино, Хорошево-Мневники, Зюзино. Одновременно развивается и существующее метро. Серпуховская-Тимирязевская и Люблинско-Дегунинская линии свяжут юг и юго-восток с северной частью города — Марьино, Люблино, Печатники, Бутырский Хутор, Дегунино, Отрадное, Бибирево, Владыкино. С вводом в эксплуатацию этих веток окончательно сформируется радиально-кольцевая система метрополитена, которая намечалась Генпланом столицы, утверждённым в 1971 году.
А теперь приглашаем вас в скоростной автобус-экспресс, наподобие тех, что перевозят пассажиров в аэропорты. Он следует не в общем потоке, а по специально выделенной полосе. Минимум остановок на маршруте, непрерывное движение между ними позволят повысить скорость перевозок пассажиров в городе на этом виде транспорта до 50 километров в час. Обратите внимание — салон нашей машины рассчитан на 200 — 250 пассажиров. Но на менее напряжённых маршрутах останутся традиционные автобусы. Скоростные маршруты не могут «заглянуть» в каждый район. Поэтому по схеме будет развиваться и другой наземный транспорт — троллейбус. Протяжённость его линий возрастёт более чем на сто километров. Впрочем, на столько же удлинятся и трамвайные пути.
Внимание специалистов вновь приковано к трамваю — наиболее экологически чистому виду транспорта. Одно время его посчитали «отмирающим», и, как следствие, сократилась протяжённость городских стальных путей. Теперь он снова возрождается. Линии скоростного трамвая намечены в Солнцево, Косино-Жулебино, то есть в тех районах, куда метро придёт ещё не скоро. Первую такую линию планируется пустить на юг Москвы — в Бутово.
Движение пойдёт по специально построенному полотну, где почти не встречаются светофоры. Это будут своеобразные трамвайные поезда, состоящие из 3-4 вагонов: больших, просторных. Ёмкость такого поезда — около 500 человек. Поэтому новшество потребует несколько иной конструкции пути.
А теперь «пересядем» на легковой автомобиль. Ежегодно в Москве прибавляется 30 тысяч автомашин. В 2000-м их парк удвоится и достигнет миллиона. Вопросы, связанные с пропуском такой массы транспорта, заложены в новой схеме. Мы знаем: существуют определённые перекрёстки в Москве, где приходится подолгу простаивать у светофоров. К началу третьего тысячелетия «узкие» места будут расшиты, во-первых, запланировано построить третье кольцо в средней части Москвы. Оно станет как бы «буферной» частью города: разгрузит центр, снимет часть грузопотоков с Садового кольца. Во-вторых, проектируется система скоростных дорог с непрерывным движением — восьмиполосные магистрали с пересечениями в разных уровнях. Всего их должно быть четыре. Две из них свяжут резервные территории Косино-Жулебино и Бутово с центром. В магистрали с непрерывным движением запланировано превратить Садовое кольцо, проспект Мира и Ярославское шоссе.
А что с грузовыми автомобилями? Для них будут созданы магистрали, которые пройдут в полосах отводов железных дорог. Это ещё одно принципиально новое из того, что есть в схеме, — образование своеобразных концентрированных грузовых каналов. Благодаря этим мерам уменьшится движение грузового транспорта по магистралям жилых домов районов. Снизится уровень шума и загазованность на улицах. Рассчитывается, что скорость передвижения пассажиров в городе возрастёт на 20 процентов. Улучшится комфортность перевозок.
Конечно, эта экскурсия носила обзорный характер, сказал в заключение Р. Горбанёв. Поэтому о многих деталях проекта я упомянул лишь в общих чертах. Возможно, что какие-то цифры уточнятся. Но в целом транспорт столицы в третьем тысячелетии должен отвечать требованиям быстроты и комфорта.
Не угадали, в 2000 году машин было уже около 2,5-3 миллионов.
А так - планы очень неплохие, еще бы они сбылись. Тут и хорды, и СТ... В общем, все то, чего сейчас остро не хватает.
Увы! Десятилетнее безденежье конца 80-х начала 90-х угробило программу развития московских автодорог.
Да и метростроение в столице только-только очухалось и может быть скоро выйдет на приемлемые темпы.
>А теперь приглашаем вас в скоростной автобус-экспресс, наподобие тех, что перевозят пассажиров в аэропорты. Он следует не в общем потоке, а по специально выделенной полосе. Минимум остановок на маршруте, непрерывное движение между ними позволят повысить скорость перевозок пассажиров в городе на этом виде транспорта до 50 километров в час.
Ну хоть где-то предугадали:) Хотя и на 12 лет позже, чем предполагалось...