По городу Волжскому ходит трамвай-мемориал. «Живая боль» — написано у него на борту. Трамвай — памятник волжанам, погибшим на войне в Афганистане. Трамвай — мемориал. Трамвай — послание потомкам.
В 1996 году председатель союза воинов-интернационалистов Волжского Сергей Барабан обратился с идеей создать трамвай-памятник в городской комитет по делам молодежи патриотической работе. Предложение поддержали. Из бюджета на ее воплощение было выделено 8,5 тысяч рублей. Местное предприятие "Горэлектротранс" подобрало вагон. Художник Иванов подготовил эскизы. К 15 февраля 1996 года трамвай был оформлен и выпущен на линию. Кроме слов «Живая боль» на борту — изображение памятника воинам-интернационалистам работы Петра Малкова, установленного в Волжском на улице 40-лет Победы. В салоне — 19 фотографий погибших ребят.
15 февраля — День вывода советских войск из Афганистана, День памяти воинов-интернационалистов. В течение 10 лет, что шла война, более шестисот волжских парней отслужили в этой азиатской стране. Из них девятнадцать так и не вернулись домой… Традиционно в этот день проходит митинг возле памятника воинам-интернационалистам. Сюда приходят люди, чтобы возложить цветы и почтить память героев.
Трамвай «Живая боль» в точно названное время подъехал к остановке «Пос. Рабочий». Раз в год в нем проводят Уроки мужества для школьников. В этот раз такая честь выпала ученикам девятого «А» класса школы № 3. Ребята тихо вошли в вагон. На пассажирских сиденьях лежали гвоздики, как раз под портретами погибших солдат. Урок мужества вел отец Сергея Нацибулина, который подорвался на фугасе. Николай Михайлович хотя и говорил, что время лечит и с годами боль потери проходит, но лицо, дрожавший голос и влажные глаза свидетельствовали об обратном. Ему нелегко было рассказывать о сыне и его товарищах.
Последние пять лет «Живая боль» ходит по 1-му маршруту от улицы Логинова до Химкоплекса. За девять лет существования трамвай-памятник сменил уже три вагона. Но каждый новый из них становился копией старого. Сейчас монументом на колесах стал трамвай с номером 100 - "соточка", как называют его в депо. На нем работают посменно водители Наталья Киселева и Надежда Капашина, а также кондукторы Любовь Андреева и Галина Вавилова.
— Ребята будто смотрят на меня со снимков, следят не отводя глаз, — говорит Любовь Андреева. — Парням на фотографиях по 19-20 лет. Все они молодые, даже страшно подумать, что никого из них нет в живых…
Кондукторы рассказывают, что в трамвай часто заходит пожилой мужчина отец одного из ребят, и подолгу ездит, задумавшись о чем-то...
Ежедневно трамвай-памятник перевозит около 2,5 тысяч человек. Что думают о нем пассажиры? Нужен ли он городу?
— А почему бы и нет? Сколько раз езжу, всегда смотрю на фотографии ребят. — призналась нам работник шиноремонтного завода Князева.
— Мы должны их помнить, недаром же трамвай назван «Живая боль» — говорит Сергей. А его 12-летняя дочь, с любопытством разглядывая снимки, заявляет с детской непосредственностью, что «каждому интересно видеть лица тех, кто воевал…»
Конечно, нашлись среди пассажиров необычного вагона те, кто в ответ на наши вопросы только жаловался, что трамваи в Волжском ходят не так часто. Но «Живая боль» не выбирает пассажиров, доставляя до места назначения и тех, и других. Он — трамвай, а значит должен служить людям. Верой и правдой. Как служили им его вечные пассажиры.