Всего 5 голосов

За
Kluz +1
A.K. +2
Шпекавыг +1
Калужский +2
Андрей Лазарев +1

Сотовая связь в метро (аналитика)

Метрополитен как объект связи представляет собой очень проблемное сооружение. Монтаж оборудования только на одной станции метро может занимать от шести до двенадцати месяцев — в зависимости от сложности проекта.

Чаще всего причина «неспешности» операторов — отсутствие чёткой законодательной основы запуска новых базовых станций.

Все сотовые операторы, спустившиеся в Московское метро, установили значительно больше базовых станций, чем ввели в коммерческую эксплуатацию. Остальные можно будет запустить лишь после получения всех разрешительных документов.

Первый этап покрытия станции связью — определение коммерческих перспектив по оценке потенциального количества пользователей. Для этого операторы устраивают тестовые замеры активности абонентов.

В самом простом случае на станции устанавливается оборудование, которое имитирует работу базовой станции, то есть опрашивает сотовые телефоны пассажиров метро на предмет их принадлежности к своей сети. По усреднённой сумме положительных «ответов» принимается решение относительно постановки данной станции в очередь на «телефонизацию».

Второй этап — выбор необходимого оборудования и его монтаж. Обычно на каждую станцию выделяется бригада из семи-десяти человек. Специалисты могут проводить монтажные и тестовые работы в метро только в ночное время. В среднем монтажники могут тянуть кабели, ходить по тоннелям и монтировать антенны в вестибюлях и на эскалаторах не более трёх часов в сутки.

Как отмечают эксперты ОАО «Вымпелком», существуют два вида проектов подземной сотовой связи — тиражируемые и индивидуальные. К примеру, все без исключения станции внутри московского Садового кольца и в центре Санкт-Петербурга относятся к памятникам архитектуры, и их внешний облик нельзя менять ни под каким предлогом, что порождает дополнительные трудности при монтаже репитеров и выносных антенн.

Сложна и планировка таких станций: это несколько платформ, вестибюлей, пересадочных тоннелей и эскалаторов, множество входов и выходов. Одним из самых сложных объектов «телефонизации» является Тверской пересадочный узел в Москве, насчитывающий шесть разноуровневых выходов на поверхность, двенадцать платформ и связующие тоннели.

Эту транспортную развязку ни один из операторов не смог телефонизировать быстрее, чем за год. Здесь приходиться использовать весьма оригинальные решения, что, безусловно, замедляет процесс внедрения.

Типичная задача при развёртывании мобильных сетей в метро заключается в обходе гермозатворов. Проложить коммуникации сквозь них невозможно, поэтому пришлось организовать передачу данных по радиоканалу, так как иначе о доступности связи на эскалаторах можно было бы забыть. За пределами Кольцевой линии, где планировка станций более-менее стандартна, внедряются более простые и дешёвые решения.

Обычно базовые станции и прочее сетевое оборудование устанавливаются в подсобных помещениях. Обеспечение связью подземных залов и тоннелей производится опосредованно, с помощью разветвлённой системы ретрансляторов, которые «собирают» сигналы от пользователей и отправляют их на контроллеры БС.

На перегонах применяются аналоги излучающего кабеля с усилителями сигнала. Сложное дорогое оборудование в метрополитене защищено гораздо сильнее, чем используемое на поверхности. Вместо отключения электропитания и вандализма (наиболее частые проблемы с оборудованием наземной сети) здесь приходится бороться с перегревом из-за малого пространства в подсобных помещениях.

Третий этап — ввод сети в режим тестовой эксплуатации и устранение всех неполадок. Поиск неполадок возложен на «сталкеров» — так с долей юмора называют специалистов с измерительными приборами, которые контролируют уровень сигналов на разных участках метрополитена.

На поверхности этим занимаются специальные передвижные лаборатории, а в метро приходится использовать более компактные приборы. Несколько раз в неделю «сталкеры» проходят или проезжают на дрезинах по маршрутам, кропотливо определяя состояние всех БС на какой-либо линии. При наличии жалоб пользователей более внимательно контролируется качество связи на отдельных станциях, после чего ремонтные бригады устраняют неисправности.

«Сталкеры» не только проверяют покрытие сот базовой станции, сверяя его с частотным планом, но и тестируют переключения соединений между разными БС, а также качество голосовой связи. Всё это организуется с помощью специального программного обеспечения и пары самых обычных сотовых телефонов, ведь человеческое ухо — самый надёжный измерительный инструмент. А постоянный контроль над техническим состоянием оборудования при эксплуатации сети сотовой связи в метро осуществляется с помощью распределенной системы мониторинга, действующей поверх обычной локальной сети передачи данных.

Каждый оператор осваивает подземное пространство по-разному.

МТС устанавливает базовую станцию на каждой станции. С точки зрения повышения ёмкости сети это — надёжный, но весьма дорогой подход. Телефонизация тоннелей применяется, но не очень широко (для этого служит излучающий кабель с усилителями).

Во время движения в тоннелях многократно усиливающийся сигнал, доходя до абонента, остается хорошим по показателю мощности, но практически неприемлемым по соотношению сигнал/шум.

Теперь в тоннелях московского метро можно встретить направленные антенны сотовых операторов

«Билайн» действует иначе. Он заботится о предоставлении связи не только на станциях, но и в тоннелях, но каждая базовая станция обслуживает не одну, а несколько станций метро.

На платформах устанавливаются репитеры, которые получают сигналы от пользователей и по скоростным каналам передают их на БС, а связь в тоннелях поддерживают модернизированные антенно-фидерные устройства и направленные антенны.

Такое решение позволяет получить не просто хорошее покрытые сотовой сети, но и возможность динамического управления ёмкостью, которая может оперативно перераспределяться в пользу наиболее загруженных в данный момент направлений. Устойчивая связь в тоннелях обеспечивается и для повышения надёжности сети.

Мало кто знает, что по прибытии поезда на станцию телефон абонента, потерявший связь в тоннеле, начинает регистрироваться в доступной сети. А поскольку таких абонентов в каждом поезде может быть несколько сотен, они создают достаточно серьезную, но, по сути, бессмысленную нагрузку на сигнальные каналы оператора сотовой связи, что ограничивает предоставление услуг связи другим абонентам.

В сети «МегаФона» используются волоконно-оптические ретрансляторы, которые обеспечивают связь на станциях, эскалаторах, в переходах и на прилегающих к платформам участках тоннелей.

Весьма любопытным предметом анализа представляется структура подземного мобильного трафика. Если на поверхности люди больше говорят, чем отправляют SMS, то в метро — всё наоборот, поскольку в такой фоновой обстановке собеседника на том конце линии зачастую не слышно.

Сама собой напрашивается идея установить в залах наиболее оживленных станций, где люди по давней привычки назначают встречи, специальные герметичные кабинки для улучшения слышимости голоса. Звонить из таких кабин было бы значительно комфортнее — глядишь, и голосовой трафик в метро реально вырос бы.

Максим Букин,
«Открытые системы», 15 ноября 2005 года.
Статья приводится в сокращении.
7
Написал Кацнеленбогин Дмитрий 2008.02.14 20:22:19
Рейтинг:
Интересно, зачем Мегафон поставил свои ретрансляторы на "Битцевском парке"? Это одна из самых незагруженных станций (если не самая).
При том ни на одной станции от "Ясенева" до "Шаболовской" Мегафон не ловит...
0
Написал Шпекавыг 2008.02.14 23:33:35

В статье написано, что из-за всякой бюрократии оборудование может уже стоять, но при этом не использоваться. Видимо, поэтому - коммерсанты себе в ущерб ничего делать не будут.
2
Написал Кацнеленбогин Дмитрий 2008.02.14 23:37:51

Про "герметичные кабинки" улыбнуло...
0
Написал GrUser 2008.02.15 10:14:55

Реально удобная вещь, кстати. И небесполезная, между прочим.
1
Написал Кацнеленбогин Дмитрий 2008.02.15 10:22:10

Пишите письма: metronews@mail.ru