Стройкомплекс Москвы и РЖД договорились построить новые автомагистрали протяжённостью 20-30 км над четырьмя участками Московской железной дороги — по Курскому, Павелецкому и Рижскому направлениям, а также над открытым участком Филёвской линии метро.
Стоимость проекта оценивается в $1,4—3 млрд, которые город попытается привлечь у частных инвесторов. Окупить проект помогут платные участки на этих дорогах.
Вариантом строительства дорог над железнодорожными путями московские власти заинтересовались более года назад: в феврале 2007 года была разработана концепция возведения в районе Курского вокзала четырехполосной хордовой автомагистрали.
Московский стройкомплекс совместно с Российскими железными дорогами (РЖД) решил расширить проект и добавить к Курскому направлению ещё три — Павелецкое, Рижское и открытый участок Филёвской линии метро (находится в ведении Московского метрополитена), рассказал «Коммерсанту» первый замруководителя департамента градостроительства города Москвы Константин Королёвский.
По его словам, в ближайшее время будет принято распоряжение правительства Москвы по выбору заказчика на разработку градостроительной документации. Протяжённость хордовых автомагистралей составит 20-30 км.
«Учитывая специфику строительства дорог над железнодорожным полотном, на реализацию этого проекта потребуется не менее пяти лет», — говорит главный инженер ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» Юрий Коротков, осведомлённый о совместных планах правительства Москвы и РЖД.
Строительство хордовых автодорог будет вестись за счёт внебюджетных средств, а основным инвестором может выступить сама железнодорожная монополия, добавил господин Королёвский.
Как сообщили в пресс-службе РЖД, создание хордовых автобанов планируется реализовать в рамках генеральной схемы развития Московского железнодорожного узла, которая будет одобрена весной этого года.
«После проработки всех деталей, скорее всего, к строительству будут привлечены соинвесторы», - отметили в РЖД. Связаться с представителями Метрополитена вчера не удалось. По оценкам замгендиректора «Автодоринвестстроя» Дмитрия Лобкова, реализация проекта будет стоить не менее $1,4—3 млрд.
По данным департамента транспорта и связи Москвы, протяжённость улиц и дорог составляет более 4,8 тыс. км. В первой половине 2007 года в Москве эксплуатировалось более 3 млн транспортных средств. На 1 тыс. жителей приходится около 300 автомобилей, кроме того, из-за пределов МКАД в город ежедневно пребывает от 480 тыс. до 560 тыс. машин. К 2017 году городской парк транспортных средств может возрасти до 5 млн машин.
Проект может быть интересен частным инвесторам, если новые дороги будут переданы им в управление на условиях концессии, говорят эксперты. Это может означать появление в Москве платных автодорог, отмечает Дмитрий Лобков.
«Если судить по опыту Германии, ежегодно инвестор-концессионер может получать 4-5% от вложенных средств, или в нашем случае $56—150 млн в год, минимальный срок окупаемости проекта при этом 15 лет», — подсчитал он. Только на подрядных работах строители могут заработать до 25% от стоимости проекта, добавил эксперт.
Среди основных претендентов на участие в этом проекте девелоперы называют структуры «Базового элемента» Олега Дерипаски и ПСО «Система Галс» (входит в АФК «Система» и строит дорогу-дублёр Минского шоссе. — «Ъ»).
«Базэл» владеет 25% акций австрийского концерна Strabag, который в декабре прошлого года совместно с Siemens и немецкой Satellic создал консорциум по строительству в течение пяти лет 3,2 тыс. км платных автодорог в России и на Украине. Также в октябре 2007 года холдинг Олега Дерипаски приобрёл 50 % акций инфраструктурной корпорации «Трансстрой», специализирующейся на строительстве автомобильных и железных дорог.
Заместитель генерального директора компании «ЗАО „Инжиниринговая корпорация „Трансстрой“» Сергей Кузнецов отметил, что компании будет интересно участвовать в реализации подобного проекта, если заказчик предложит интересную цену.
Но главу представительства Strabag в России Александра Ортенберга не впечатлили объёмы будущего строительства дорог над путями МЖД: «Мы отказались от участия в проекте по строительству платной дороги в Одинцово из-за её небольшой протяжённости, что увеличивает сроки окупаемости». «Проект РЖД и мэрии вряд ли разгрузит Москву», — соглашается Сергей Кузнецов.
Огорчает это всё... Тратят бешеные деньги на идиотские проекты, в которых толку 0. Впрочем, проекты глубокого железнодорожного ввода уже были прежде - к счастью, ни один не реализовали. Так что остаётся лишь надеяться, что это лишь очередная горячка вроде возведения офисного комплекса над москвой-сортировочной.