Добро пожаловать в рай

Ведомости — пятница
11 января 2008



Пожилая женщина в шубе до пят долго стоит перед куском металла на стене. По очертаниям это вылитый памятник Грибоедову на Чистопрудном бульваре, в контуре — черно-белое фото здания с надписью «Лукойл» на Сретенском. На нем золотом блестят три слова «Карету мне, карету». Женщина, подняв брови, поворачивается к спутнику: «В этом есть какой-то глубокий смысл?» Мужчина, щелкая фотоаппаратом на станции метро «Сретенский бульвар», отвечает: «Не придирайся».

В дни каникул только что открытые станции — «Сретенский бульвар» на Люблинско-Дмитровской линии, «Кунцевская» и «Строгино» на Арбатско-Покровской — играли роль новых достопримечательностей Москвы, с которыми необходимо ознакомиться. «Специально на машине приехал на экскурсию, — рассказывал “Пятнице” бизнесмен Андрей Джанумов на станции метро “Строгино” 8 января. — Красивая современная станция. Я считаю, сюда, в этот новый музей, а не в сталинский подземный дворец, теперь будут приезжать иностранцы».



Действительно, это новое метро, современное с точки зрения не только дизайна, но и транспортных мощностей, и соблюдения технических требований. К примеру, линии голубых фонариков в полу вдоль края платформы на всех новых станциях не только для красоты: они должны мигать, извещая о прибытии и отходе поезда. Правда, пока они этого не делают. «Проходят настройку», — объясняет заместитель начальника архитектурного отдела «Метрогипротранса» Наталья Шурыгина. Впервые в московском метро появились лифты для инвалидов-колясочников (на станциях «Строгино» и «Кунцевская»). Правда, пока их стальные двери плотно закрыты: кабинки лифтов еще не доставлены в Москву.

По данным пресс-службы Московского метрополитена, открытые на днях станции Арбатско-Покровской линии должны облегчить нагрузку на Таганско-Краснопресненскую линию примерно на 20 тыс. человек в час пик. А переход с Арбатско-Покровской на кольцевую на «Киевской» должен выдержать наплыв новых пассажиров. Насколько верны эти расчеты, станет понятно, когда все вернутся в столицу после праздников. «Лично я собираюсь ездить на работу в Крылатское на машине, которую куплю через месяц, — говорит житель Строгино IT-консультант Семен Красильников. Его жене Анне удобнее ездить на работу по-старому, через “Щукинскую”. — Мы, с одной стороны, рады появлению станции метро рядом с домом, — продолжает Семен, — но, с другой стороны, хозяин квартиры, которую мы снимаем, из-за этого поднял цену в полтора раза».

А в планах подземки — расширяться и расширяться. Уже в мае на Арбатско-Покровской линии откроется станция «Славянский бульвар» (между «Парком Победы» и «Кунцевской»). В 2009 году эта линия станет длиннее еще на две станции после «Строгино» — «Мякининскую» и «Волоколамскую» с выходом в Митино. В следующем же году на Люблинско-Дмитровской линии должны появиться станции «Достоевская» и «Марьина роща», а на Замоскворецкой — «Технопарк» (на перегоне «Автозаводская» — «Коломенская»). В районы Новокосино и Зябликово метро придет в 2010 году, а в Братеево и Жулебино — в 2011-м.

Все это произойдет лишь в том случае, если предусмотренные на развитие метрополитена деньги будут выделены в полном объеме. Комментировать «Пятнице» реалистичность этих планов представители Московского метрополитена не решились.

Метродизайн



Сравним соседние станции: «Трубная» и «Сретенский бульвар». Первая, хотя и открыта в сентябре 2007 года, выглядит классически советской благодаря нарядным фонарям «под старину» и мощным пилонам. Металлическая аппликация Ивана Лубенникова с цитатой из «Горя от ума» на белом мраморе «Сретенского бульвара», открытого 29 декабря, по сравнению с «Трубной» кажется верхом экстравагантности. Главный архитектор «Метрогипротранса» Николай Шумаков признает, что мыслить, как зодчие сталинского ампира, сейчас просто невозможно, но уверяет, что о полном отказе от великого прошлого речи нет: «На всех стадиях проектирования “Сретенского бульвара” мы старались свято соблюсти традиции архитектурного решения старого московского метрополитена». Действительно, материалы использованы современные, но порталы для прохода к поездам выглядят помпезно, в интерьере станции много деталей, которые хочется рассматривать, да и сама тематика панно с памятниками поэтам отсылает в прошлое.



На металлические панно направлены прожекторы, а основное освещение обеспечивают лампы, спрятанные от глаз пассажиров, — это добавляет облику новой станции современности. Z-образные светильники на эскалаторах напоминают журавлей. «Наша задача была утилитарна, — говорит их автор Наталья Шурыгина. — Важно было, чтобы они не светили пассажирам в глаза, а вандалам некуда было наклеивать рекламные листовки, что часто происходит со старыми лампами-цилиндрами».

Подземный свет придуман по-новому не только на «Сретенском бульваре». На «Кунцевской» установлены торшеры, похожие на фламинго, а декоративное решение станции «Строгино» — этакое море со снежным небом. Балки пересекают по косой углубления в потолке, напоминая снежинки, а лавки вздымаются плавными волнами прямо из гранитного пола. Все это в русле мировых архитектурных тенденций: похожие раскосы можно увидеть на станциях метро Валенсии, придуманных известным инженером Сантьяго Калатрава.



Галерея под землей

Модным местом проведения культурных мероприятий московское метро стало несколько лет назад — одной из первых ласточек был показ новой коллекции Givenchy осень-зима 1997-1998, состоявшийся в помещении электродепо «Сокол». С тех пор и «Арт-Манеж» в 2002 году открывали на станции «Александровский сад», и 1-ю Московскую биеннале в 2005-м — на «Воробьевых горах», там же осенью 2006-го стартовал и фестиваль современного искусства «Территория».

На станции «Деловой центр» два года назад появилась галерея, которая так и называется — «Метро». Сегодня в ней можно увидеть выставку пейзажей Юрия Роста под названием «Предъявление мира».



С 1 июня 2007 года по Арбатско-Покровской линии курсирует красочно расписанный поезд «Акварель» — передвижная экспозиция работ художника Сергея Андрияки и его учеников. По словам автора идеи проекта Елены Винничек, поначалу у сотрудников Школы акварели Сергея Андрияки были опасения, не подвергнется ли поезд нападению вандалов — ведь, несмотря на то что в каждом вагоне дежурит охранник, в час пик его усилия могут оказаться тщетны. Однако, после того как «Акварель» в течение трех летних месяцев ходил в тестовом режиме по нескольку часов в день, стало ясно, что проект пользуется успехом у пассажиров, да и на картины никто не посягал. Сегодня поезд «Акварель» курсирует в обычном режиме. С января его маршрут продлен до новой станции «Строгино».

Дина Юсупова
Мария Фадеева
Александра Машукова
Пятница
Фото: russian look
№ 1 (88) 11 января 2008

http://friday.vedomosti.ru/print.shtml?2008/01/11/11413
18
Написал Kardail 2008.01.11 12:43:04
Рейтинг:
Неплохая статья. Пожалуй, первая адекватная статья о метро за долгое время.
3
Написал quantum 2008.01.11 14:02:30

Это точно. Авторы не лезут в области в которых не разбираются и не гонятся за сенсациями, а профессионально рассказывают о том, что интересно им самим. По статье это видно. Отличный материал.
1
Написал Kardail 2008.01.11 17:38:09

Редкое явление: обстоятельная и разносторонняя статья о метро.
2
Написал VanHelsing.16 2008.01.12 20:48:08

Странно, что переход открылся только через 2 недели после станции...
0
Написал AK47_1986 2008.01.17 22:09:34

Во всём виноват питерский завод, не поставивший вовремя эскалаторы. Из-за него же Добрынинскую нам обещают открыть только в апреле...
0
Написал Кацнеленбогин Дмитрий 2008.01.19 15:15:05

Пишите письма: metronews@mail.ru