Как создать общественную организацию в защиту трамвая
Здравствуйте, мои дорогие!
Все вы, наверняка, не раз и не два слышали о такой общественной организации — «Москвичи за трамвай» и проводимых ею акциях, а некоторые даже постоянно в них участвуют и оказывают комитету активную поддержку по мере своих возможностей.
Однако, как это ни прискорбно, вся работа комитета превратилась в фарс. За прошедшие одиннадцать(!) лет с момента своего основания в 1996 году эта организация не добилась ничего. Да, я не ошибся: сняли все линии, против закрытия которых они выступали, Краснопресненское депо всё равно перенесли в Строгино, и эта история ещё не окончена (трамвайная сеть до сих пор испытывает угрозы).
Что же не так? Всё просто, друзья. Комитет основан на добровольных общественных началах, финансовой поддержки не имеет, а единственный прямой выход во власть осуществляется через идеологического лидера Александра Морозова, в обязанности которого входят эмоциональные высказывания на заседаниях градсовета, подпись многочисленных писем и требований, как тонны спама рассылаемых членам правительства Москвы, и, наконец, написание новостей на сайте «Транспорт в России» с указанием себя любимого в третьем лице.
Так дела не делаются. Это не организация, а цирк, сплошное политическое самоубийство (которое, впрочем, как раз постепенно происходит). Вчерашний пост вдохновил меня на написание этого текста. Ниже вы прочтёте подробное руководство по созданию и поддержанию работы организации в защиту общественного транспорта, с примерами и разбором возможных случаев.
Глава 1. Пункт отправления
Вы хотите основать общественную организацию в защиту какого-нибудь активно угнетаемого правительством транспортного средства, например, трамвая. Отлично, но с чего же начать?
Неправильный ход: собрать группу энтузиастов, провозгласить свои цели и начать кипучую деятельность по изучению постановлений правительства, составлению жалоб и агитации среди местных жителей.
Правильный ход: сначала найти спонсора. Какого-нибудь мелкого, несерьёзного, небогатого. Это не имеет значения, на начальном этапе важно иметь какой-никакой стартовый капитал. Дальше можно открывать офис и заниматься самораскруткой.
В чём соль? Как правило, организации на добровольных общественных началах вкупе с голым энтузиазмом возможны только при полном отсутствии амбиций и только в благополучной обстановке. Агрессивно же настроенные организации идут по второму пути.
Глава 2. Раскрутка
Чтобы добиться результата, даже самого незначительного, о вашей организации должны узнать люди. Комитет с кучкой молодых людей за душой никто не воспримет всерьёз — в правительстве не будут считаться, а население проигнорирует то, о чём никогда не слышало.
Неправильный ход: распечатать листовки, агитировать местных жителей на улице, открыть захудалый сайт на домене третьего уровня.
Правильный ход: на полученные деньги начать постепенную популяризацию себя в СМИ. Хорошо действуют заказные статьи в районных газетах (с идеальной целевой аудиторией — пенсионеры и общественно активные граждане).
Раскрутка позволит вашей организации и местным жителям найти друг друга, а заодно узнать друг о друге много интересного и полезного. Самое главное — появится возможность привлечь новых, более серьёзных спонсоров.
Для примера возьмём некий условный Домострой банк. Вы договариваетесь руководством о финансовой обеспечении, а взамен будете усиленно его пиарить, рассказывая в прессе о том, как он хорошо вас поддерживает и тревожится о судьбе общественного транспорта (блага), а в листовках и рекламных макетах указывать в качестве информационного (или ещё какого-нибудь) спонсора.
Глава 3. Лозунги и политическая позиция
Вот теперь настало время придумать своей организации «платформу», т.е. основные лозунги и постулаты, по которым вас будет знать широкая общественность.
Неправильный лозунг: «Долой самоуправство власти! Даёшь жителям города быстрый и экологически чистый транспорт! Хватит закрывать линии трамвая!»
Правильный лозунг: «Сделаем город лучше! Поддержим развитие и модернизацию трамвайной сети!»
Секите подтекст. В первом лозунге содержится агрессивный протест против действий власти, во втором — мирный призыв к всеобщей любви и дружбе. Бороться с властью тяжело, гораздо проще идти у неё на поводу и добиваться своих целей хитростью, это самое главное.
Глава 4. Выход наверх
Даже если во главе организации стоит депутат, этого мало. Нужно заручиться поддержкой известных чиновников, например, начальник метрополитена Дмитрий Гаев в последние годы активно озвучивает в своих интервью идею о том, что пора в городе прижимать владельцев личного автотранспорта и развивать новые виды скоростного внеуличного. Если с таким человеком подружиться и заручиться поддержкой, то можно будет на дальнейших заседаниях по развитию города успешнее продвигать строительство новых линий и развитие инфраструктуры. Он выскажет своё экспертное мнение, к которому наверняка прислушаются.
Здесь мы вплотную подступаем к следующей главе:
Глава 5. Противодействие
Естественно, от одного вашего появления и становления угроза трамваю сама собой не пропадёт. Столичная земля слишком дорога, пробок слишком много, а мэра слишком сложно переубедить.
Неправильный ход: засесть с лупой за стол, заваленный кипой постановлений правительства, находить несоответствия и противоречия, писать жалобы в высшие инстанции, строчить требования о прекращении беспредела и выполнении ранее озвученных обещаний, организовывать митинги.
Правильный ход: начать кулуарные переговоры с высшими чинами.
Главное обсуждать ситуацию и искать пути выхода из неё с наибольшей выгодой для всех. Это будет сложно, порой придётся уступить, но потребовать взамен чего-нибудь такого, где не будут пересекаться интересы больших серьёзных дядь с деньгами.
А теперь — самое интересное. Если все предыдущие пункты были выполнены безупречно и организация добилась успеха и популярности у граждан, то можно попробовать лёгкое давление на власть.
Ситуация: компания бизнесмена Бори позарилась на лакомый участок в центре города. Мэр Юра готов без проблем этот участок отдать, но есть нюанс: прямо на участке расположился трамвайный круг, который ни сдвинуть, ни уменьшить никак нельзя. Это вызовет недовольство граждан, потому что надо снимать сразу большой участок трамвайной линии, но Юра готов пойти на такой риск за щедрые откаты — чай, не впервой. Он выпускает постановление о планируемом закрытии линии, переносе трамвайного круга за пять километров и сопутствующей мишуре, бабло тут же поступает на счёт.
Что делаем мы: приходим к Юре и говорим, что могут возникнуть сложности с жителями. То есть «мы бы и сами не слишком против, но пойди этих бабок вразуми», обрисовывая, таким образом, возможные (а точнее — непременные) напряги. И тут же предлагаем блестящий выход — Юра втихую санкционирует митинг на несколько тысяч человек (при имеющихся связях собрать не составит труда, а больше и не надо), куда мы приглашаем прессу и телевидение. Дальше Юра приходит к Боре и говорит, что так и так, есть нехорошая реакция публики, и лучше трамвай не трогать во избежание новых, ещё более массовых акций. Но поскольку бабло-то уже проплачено, то, так и быть, Юра подыщет парочку менее выгодных, но тоже неплохих участков взамен.
Проблема улажена — волки сыты, овцы целы, у Юры будут новые откаты с других участков.
Послесловие
Вот, собственно, и всё. Это общие советы по тактике и стратегии. Дальше вы уже как-нибудь сами.
Ребят. я вам скажу простую вещь - очень печально, что она не столь очевидна, как предпологалось... На многомилионный город любителей общественного транспорта не так уж и много. Защищая существующие линии, маршруты, добиваясь восстановления прежде закрытых и открытия новых, мы, по сути, работаем на весь город. Лишь объединив свои силы мы можем быть реальной силой, эффективно добиваться своих целей. Например, я не состою в Комитете, но мне совсем не безразличен городской трамвай и, в частности, трамвай. Поэтому сегодня свой вечер я потратил на обклейку трассы трамвая №19 листовками с информацией о закрытии линии и грядущем пикете. Завтра я потрачу свой день на работу с прохожими и пассажирами. И мне будет совершенно наплевать, как ведёт себя Александр Морозов на заседаниях градсовета и как он пишет о себе на тр.ру. Зато я буду уверен, что моя деятельность принесёт пользу трамваю, городу и мне лично. То же, что описано выше пользы никому из перечисленных выше не принесёт, хотя, безусловно, чьи-то амбиции и жажда славы будут удовлетворены. Более того, описанный "метод" решения проблемы не пройдёт, как бы обидноо это не было.
Краткий итог для тех, кому лень читать: Друзья, слава и амбиции могут и подождать -
Любителям пора на Лесной трамвай спасать!
Если кто не понял, текст написан в ироничной и язвительной манере и на абсолютную серьёзность не претендует. Хотя кто знает... Сказка ложь, да в ней намёк...
Квантум, почти со всем согласен. Только вот лично мне кажется, что Вы переоцениваете нашего мэра. Зачем ему с людьми договариваться, если можно и без этого всего добиться? А ответственности за последствия - никакой (вспомним события в Ясенево). А последние разборки типа Бутовских свидетельствуют о том, что "если я чего решил, то выпью обязательно", и никакая Общественная палата, партии "Справедливая Россия" и "Яблоко" тоже не указ (а там десятки тысяч членов). А добиться всего можно взяв заинтересованных лиц измором, а защитников сначала оскорбить, а потом затаскать по судам. В "карманной" прессе типа "За калужской заставой" разместить полосы вранья и осветить события так, как выгодно мэру. И что?
В Европе такая схема, как я тебя имеет все шансы на успех. У нас же, похоже, единственный способ построить трамвай - дать понять властям, что они получат от этого значимые откаты.
Так или иначе, для меня самый главный показатель - одиннадцать лет. Это слишком много, чтобы продолжать также наивно думать, что можно уличной агитацией чего-то добиться.
во многом согласен с оценкой действий комитета как неэффективных, но и ваш рецепт вызывает много вопросов:
1) Спонсорство - это не меценатство, спонсор ожидает получить за матпомощь некоторую раскрутку своего имени. Какую раскрутку может ему обеспечить только что появившаяся организация? Трамвай пока устойчиво ассоциируется у нас с прошлым, с ветшающей инфраструктурой, с тяжелой индустрией и т.д. - т.е. со всем тем, от чего стараются уйти маркетологи. Т.е. ЦА Домострой банка должны быть неплатежеспособные пенсионеры, что в современных условиях звучит фантастично. Наконец, вряд ли какой-нибудь банк либо - более широко - предприниматель в современной России возьмет на себя смелость спонсировать организацию, потенциально не согласную с властью и - вполне возможно - имеющую политические амбиции. Таким образом, спонсора найти нельзя, идем далее.
2) Поддержка населения. Как я уже писал выше, трамвай у нас ассоциируется с прошлым, и молодежь однозначно против него в основной массе. Виной тому и небольшой кругозор, и то, что большинство населения никогда не были за границей и т.д.. Таким образом, целевая аудитория организации, желающей популярности, - это протестно настроенные слои, в первую очередь пенсионеры. Агитация в духе "поддержим великий почин" и "одобряем открытие все новых линий" в то, время как линии закрываются, мало того, что является откровенным враньем (чего эти самые слои уже насмотрелись на ТВ), так еще и ужасно напоминают пеар-приемы ЕР - вот уж верный способ политического самоубийства. Ну и слои все-таки надо уважать хоть немного. Тем не менее при наличии спонсора эта проблема снимается простой проплатой участия в митинге и тд.. Спонсора, однако, найти нельзя.
3) Выход наверх. Уверяю вас, что многие организации имеют тот самый выход наверх. Проблема в том, что выход ничего не гарантирует и по сути никаких преимуществ не дает. По-любому доступ к телу не будет сравним с доступом, имеющимся у всевозможных замов, референтов, крупных бизнесменов и иных заинтересованных личностей. Таким образом, выход наверх не имеет очевидных плюсов.
4) Заседания с лупой над кипой бумаг бесплодны. Выдвигая это утверждение вы исходите из принципа полного паралича институтов власти, в частности правоохранительных. Возможно, это хорошо для обобщения в критической статье, однако на самом деле это не совсем так. Свои функции институт выполняет до того момента, пока туда ходят служащие. Конечно, эффективность далека от 100%, она далека даже от 50. Однако, при должном профессионализме при копании в бумажках можно достичь неплохих результатов. Разумеется, угроза возбуждения уголовного дела по фактам хищений имущества при демонтаже, например, не может решить проблему трамвая, однако является хорошим средством давления.
Немного поясню свою мысль только по четвёртому пункту. Знаете, есть такой столичный бизнесмен, зовут его Александр Лебедев, он депутат и выдвигался на пост мэра, даже имел хорошую поддержку. Жуткий лицемер, самопиарщик и обожает дешёвый популизм, но я сейчас не об этом.
В его ЖЖ можно найти регулярные выкладки протестов и требований прокурорской проверки по факту чего-нибудь, не важно чего. Т.е. то же самое, чем кроме уличной агитации занимаются члены МзТ. Так вот, этими требованиями он не добился точно также ничего, все проверки упорно показывают отсутствие нарушений, протесты и требования не находят никакого отклика.
О чём это говорит? Да, машина отлично работает. Но это бюрократия, которая на пользу лишь государству, но не его порядочным гражданам.
quantum
гм, а как насчет пунктов 1 и 2?:)
по 4-му пункту и г-ну Лебедеву: то, что вы про него сообщили, уже содержит мой ответ. Лебедеву эти проверки нужны были для пеара и для выкладки в свою ЖиЖу. Именно поэтому я уверен, что он крайне старался в своих обращениях и заявлениях в прокуратуру далеко обходить точки, где можно выкопать реально интересный материал. Еще и по той причине, что куда-то там баллотировался и планировал в дальнейшем работать с теми самыми людьми, которые и были по всей видимости предметом проверок. В целом же человек его уровня информированности мог испортить жизнь неким должностным лицам очень серьезно.
Вот и у Комитета задачи очень схожие с Александром Лебедевым - пиариться и всем заявлять о необходимости сохранения трамвайного движения, портя при этом репутации одних чиновников и грамотно сотрудничая при этом с другими.
кстати, любопытный факт: всей вчерашней моей беседы с одним из фанатов МзТ в соответствующей теме на тр.ру уже нет, как нет и ссылки на ваш пост. После этого присоединяюсь к критике: ИМХО надо быть совершенно неадекватным человеком/людьми, чтобы так реагировать на безобидный в общем-то пост.