Петербургский метрополитен отметил 60-летие. В 1955 году первый подземный электропоезд соединил станции «Автово» и «Площадь Восстания». В честь торжественной даты 15 ноября по тому же маршруту запустили ретро-состав.
Торжественный для метрополитена день начался в наземном вестибюле станции «Автово». Начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин поздравил ветеранов предприятия и петербуржцев с юбилейной датой. Он отметил, что 60 лет назад под землей началось регулярное движение поездов, а сегодня без метрополитена невозможно представить Санкт-Петербург.
— Он всегда был динамично развивающемся предприятием. Метростроевцы, которые в предвоенные годы заложили основу, затапливали шахты на период войны, чтобы сохранить и законсервировать их до тех времен, когда можно будет вернуться к строительству... Наш метрополитен всегда отличало восприятие всего нового. Первая станция закрытого типа, которые сегодня называют горизонтальный лифт, была построена здесь, это «Парк Победы».
Участники торжественного митинга спустились в подземный вестибюль, встретили ретро-состав и вместе с пассажирами доехали до станции «Площадь Восстания». Внешне этот поезд как будто вернулся из прошлого, хотя это не аналог вагонов, открывших движение 60 лет назад. Состав построили в 1966 году, к юбилею его отреставрировали.
Внутри исторических вагонов размещены стенды, рассказывающие об истории строительства и развития Петербургского метрополитена. Пассажиры смогли узнать о строительстве станций, поездах и даже о первых женщинах-машинистках в петербургском метро. В одном из вагонов также можно увидеть нереализованные проекты, в частности, эскизы наземных вестибюлей некоторых станций.
Под стать поезду 15 ноября были и машинисты, которые ради юбилея облачились в форму своих коллег 60-летней давности. На станции «Автово» также была устрановлена ретробудка дежурного по станции.
Торжества в честь юбилея метро в Санкт-Петербурге длились не один день. В пятницу в спортивно-концертном комплексе «Ледовый дворец» состоялась церемония в честь 60-летия транспортного предприятия. В ней приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и председатель законодательного собрания Вячеслав Макаров.
На следующий день, в субботу, в Центральном музее связи имени А.С. Попова открылась выставка проекта «Профессионалы метро». Она посвящена людям, чей труд в метро скрыт от глаз пассажиров, но очень важен для стабильной и безопасной работы предприятия. На фотографиях изображены 60 человек, каждый — на своём рабочем месте, здесь же рассказ о каждой из профессий. Выставка будет работать до 21 ноября.
Также в рамках 60-летия метро на линию впервые вышел состав «Юбилейный». Его осмотрели члены международной Ассоциации «Метро». Они также посетили депо «Автово», где познакомились с современным подвижным составом, который приходит на смену старевшим вагонам.
К 2018 году составы «НеВа» и «Юбилейный» с асинхронным тяговым приводом должны полностью заменить вагоны предыдущих серий, которые сейчас работают на зелёной линии.
Ещё один подарок метрополитена — открывшийся после реконструкции музей, который представил уникальные экспонаты, связанные с прошлым, настоящим и будущим метро.
Один из главных экспонатов — макет, демонстрирующий, как четыре вагона образца 1960-х годов движутся по тоннелю, въезжают на станции различных типов, после чего отправляются в депо. Музей также показывает крупномасштабные модели подвижного состава разных лет, среди которых вагоны типа Г, Е, 81-717, 81-540.2, 81-540.8 и вагоны проекта «НеВа».
Музей метро расскажет посетителям, как срабатывает система экстренного торможения, если вдруг на рельсы упадет человек. Здесь любой желающий сможет побыть в роли машиниста, в экспозиции представлена интерактивная кабина поезда. Она позволяет увидеть, как поезд въезжает в тоннель и как происходит управление составом. Рядом показано, как работает ситуационный центр Петербургского метрополитена.
Spirit, проблема в том, что отмечают довольно незаметно. Лично я только сегодня узнал о событии из Мб, хотя и помню, что примерно в ноябре должен юбилей быть — но как-то забыл. Сделали бы объявления по радио или шарики на станциях повесили — хотя бы на пересадочных.