Открытие новой станции метро – всегда яркое и долгожданное событие. Но принявшая пассажиров в первый день февраля Алабинская стоит особняком среди московских, питерских, казанских и прочих метрообновок последнего времени: новая станция в Самаре открывается впервые за семь лет.
А началась эта история в далёком 1980 году, когда были проложены первые сотни метров будущей Куйбышевско-Самарской подземки, составившие часть перегона между станциями Проспект Ленина и Октябрьская. Оба этих названия не пережили бурные времена борьбы с советизмами, превратившись, соответственно, в Российскую и… Алабинскую. Неужели нашу героиню возводили 35 лет?! И да, и нет. Вскоре после начала проходки, когда разрыть котлованы будущих станций ещё не успели, проложенные участки перегонных туннелей законсервировали. Фронт работ перенесли далеко на восток – в «Новую Самару», брутальную Безымянку. Какое-то в то время поветрие было – делать пусковой участок не там, где наибольшие скопления пассажиров, а на промышленных окраинах. Запущенный в 1987 году Куйбышевский метрополитен исключением не стал. В новой России удалось с большим трудом запустить ещё несколько станций, увеличив протяжённость первой и единственной линии более чем вдвое. Но ни в исторический центр, ни к вокзалу, ни в заречье метро так и не пришло. Нет, совсем уж «воздух» оно не возит, но по сути, его роль в транспортной системе города приблизительно соответствует одному хорошему трамвайному маршруту. Как мне показалось, основной генератор нынешнего подземного пассажиропотока – это Кировский рынок. Алабинская тоже не поставит Самарское метро на ноги, но пассажиров всё же добавит. Вблизи неё расположены две больших библиотеки, школьно-детсадовский комплекс, военный госпиталь, солидный жилой массив, чуть подальше – технический университет (СамГТУ) и набережная Волги с променадом и пляжами. В комплексе с автобусно-трамвайной остановкой «Осипенко» Алабинская образует не очень удобный, но масштабный плоскостной пересадочный узел с которого можно уехать в большинство районов города. Предполагается, что с её вводом доля метро в пассажироперевозках достигнет аж 10%.
Основной объём работ по возведению станции и проходке туннелей выполнен местными метростроевцами из ЗАО «ВТС-метро» («Волгатрансстрой»). Перегонные туннели от Российской были проложены в 2006-2008 годах с использованием задела почти тридцатилетней давности и арендованного в Казани механизированного щита «Сююмбике» фирмы LOVAT. В то время планировалась, что Алабинская откроется уже в 2009 г. вместе со следующей станцией Самарская. Потом пусковой участок усох до одного подземного вокзала, а там и Кризис подоспел. Федеральное финансирование упало в разы, область самостоятельно тянуть эту лямку не могла. Стройка застопорилась на этапе раскрытия котлована, пуск отодвинули аж на 2016 г. На прошлый год удалось «наскрести» достойные метростроя средства, и планы стали куда оптимистичнее: станцию пообещали запустить в декабре, а то и в ноябре, правда, не всю. Обещание «выполнили»: 26 декабря состоялось официальное открытие Алабинской – с губернатором, начальником подземелий, шариками, перерезанными ленточками, символическими ключами… но без пассажиров, коих «открытая» станция ещё не готова была принять. Растиражированный в СМИ «технический пуск» и реальную службу на благо горожан разделило более месяца. Новый подземный вокзал открылся ровно наполовину: пока работает один выход из двух (что для Самары норма) и один перегонный туннель. Последний, вместе с единственным эксплуатируемым путём Российской, по сути, образуют длиннющий (1,3 км) оборотный тупик – интервал на линии позволяет. Сдать второй выход, второй перегонный туннель и оборотный съезд обещают до конца года. Мы попали на Алабинскую минут через двадцать после её открытия. Никаких атрибутов праздника не было, особого ажиотажа тоже: видимо власть имущие и журналисты получили своё на «техническом пуске».
Вход на станцию осуществляется через большой подуличный переход, лестницы которого закрыты наземными павильонами, выполненными в разных стилях: два по форме похожи на павильоны Строгина, только с входом с одной стороны и без пандусов, ещё два – попроще, по типу «собянинских» навесов. Цветовое решение одинаковое: в «старинной» вишнёво-бежево-коричневой гамме.
«Красной нитью» через все наземные сооружения проходят силуэты голубей.
Особенно феерично оформлены вентшахты, которые мы поначалу приняли за лифты для инвалидов.
Ещё одна «вэшка» - менее помпезная, но тоже красивая.
А теперь вниз!
Что главное в турникетном зале? Внезапно, турникеты!
«Не лают, не кусают» нормально-закрытого типа. Они не похожи ни на те, что используются в других городах, ни на столь же непривычные турникеты соседней Российской. Судя по всему, нормально работать они пока не очень хотят: часть на наших глазах чинили, а один проход даже перекрещен «киперкой».
На турникете нанесён бренд «КАВА», если это кому-нибудь о чём-нибудь скажет.
Ну а за турникетами нас ожидает…
За десятилетия, пока Октябрьская-Алабинская находилась лишь в планах, у неё успело смениться несколько архитектурных проектов. Нынешний разработан в ООО «ВТС-проект» под руководством В. Жукова и А. Темникова. Конструктивно Алабинская представляет собой колонную трёхпролётную станцию мелкого заложения. Её оформление навевает атмосферу уюта исторических улочек. Колонны и путевые стены облицованы мрамором спокойных цветов.
Самыми яркими, в прямом и переносном смысле, её элементы – это консольные светильники-бра, закреплённые на колоннах.
Помимо них освещение обеспечивается большими восьмиугольными фонарями, «прилепившимися» к потолку по оси станции и галогенной закарнизной подсветкой.
«Ложкой дёгтя» в этом световом многообразии стал диссонанс цветовой температуры у разных групп освещения, но ощущается он не очень сильно.
Неработающий выход со станции украшает панно с видами достопримечательностей Самары.
Не перестаю удивляться, как в «малых» метрополитенах достаточно традиционными выразительными средствами ухитряются делать станции куда более изысканными и уютными что ли, чем приевшиеся столичные «белые односводы». Во всяком случае на мой, возможно устаревший, вкус.
А теперь о грустном. Без халтуры наши не могут, и Алабинская в очередной раз наглядно показала, как замечательный замысел можно изрядно подпортить небрежной реализацией. Ну вот что мешало закрыть боковины потолочных фонарей матовыми панелями. А один из тех же стильных фонарей и вовсе обезобразили убогим проводным коробом, за которым проглядывается неаккуратная штроба. Хватает и неприятных мелочей, типа несовпадения цветов соседних мраморных панелей, блестящих болтов на чёрных кронштейнах, разводов строительной грязи (их, правда, немного). Вроде бы, в отдельности на них не обращаешь внимания, но в целом впечатление остаётся смазанным.
Интересно, что название подземного вокзала не имеет топопривязки. В ТЭО 70-хх годов станция именовалась по обслуживаемому району Октябрьской. Теперь она называется в честь Петра Алабина, городского головы и общественного деятеля Самары второй половины XIX века.
Остаётся поздравить самарцев с появлением красивого и современного транспортного объекта, ставшего для их подземки ещё одним шагом на тернистом пути к центру. За прошедшие 20 лет в Самаре запущено «целых» три станции метро – мягко говоря, не густо. Получение городом права на проведение матчей грядущего «Мундиаля» вселяет надежду, что в ближайшие годы дела пойдут несколько живее. Уже ведётся проходка туннелей к Самарской, планируется форсированная прокладка второй линии от Московской в сторону железнодорожного вокзала. Если радужные планы в кои-то веки сбудутся, то к 2018 году метро придёт, наконец, в ключевые точки города и займёт в его транспортной системе достойное место.
Наконец-то открыли! Жаль до самого центра города не дотянут эту линию (как планировали в 70-е). А ведь там самое людное место.
Интересно, насколько возрастёт пассажиропоток в связи с её вводом.
И пардон за буквоедство, но что за выражение такое - подземный вокзал? Просто станция. До вокзала ей ой как далеко :)
Водитель паровоза, центр - это Самарская и Театральная на первой линии и Хлебная на второй. Они в принципе в планах, Самарскую и Хлебную (вместе с Вокзальной и Клинической) хотят ввести до ЧМ-2018.
"Просто станция"
Попробуйте прочитать слово станция раз тридцать подряд :) Лучше уж поизвращаться, но постараться избежать кучи повторений
ПК155+84, если мне не изменяет память, в 70-е годы 1-ю линию хотели дотянуть до пл. Революции или её окрестностей (если ошибаюсь - поправьте). Где-то точно о таких планах читал, но не помню где. Вот я и сокрушаюсь, что до туда никто уже 1-ю линию не потянет. А зря. Там как раз самый пассажиропоток.