Автоматическая система контроля оплаты проезда в Минске. Начинаем с трамваев
Уже с 1 февраля в минских трамваях бумажные проездные будут неактуальны. Начнется реальная, а не тестовая эксплуатация автоматической системы контроля оплаты проезда. Пассажирам при входе в трамвай, как и в метро, нужно будет приложить электронный проездной к валидатору, или же пробить талончик с помощью электронного компостера. Предполагается, что к началу чемпионата мира по хоккею весь общественный транспорт столицы перейдет на такую систему. Это открывает большие возможности, например, для гибкой оплаты проезда — электронный проездной может вмещать до шести разных тарифных планов (по количеству поездок, расстоянию, времени). В агентстве «Минсктранс» рассказали о перспективах новшества.
Новые устройства жёлтого цвета установили в трамваях в конце прошлого года. Как нам сообщили в трамвайном парке, уже все 134 вагона оборудованы валидаторами и электронными компостерами. Правда, пожилые люди недоверчиво косятся на них: «Зачем они вообще нужны?» Действительно, для некоторых пассажиров новшества могут быть непривычными. Это же не механический компостер, к которому надо приложиться кулаком, чтобы пробить талончик!
— На самом деле всё просто. Устройства двух типов: валидатор — для электронного проездного, а электронный компостер — для талончиков, — рассказывает первый заместитель директора агентства «Минсктранс» Наталья Климкович. — С 1 февраля фактически стартует новый этап развития общественного транспорта — начнет работу автоматическая система контроля оплаты проезда, будут введены в эксплуатацию бесконтактные смарт-карты (БСК).
Валидатор для оплаты с помощью проездного
Электронный компостер для талончиков
Правда, пассажирам придется адаптироваться — освоить новые талоны и проездные. Формат билета, признаются специалисты, выбирали очень долго: собрали целый каталог различных вариантов. В конце концов было решено остановиться на таком. Этот талончик длиннее обычного, а стрелка указывает, как надо вставлять его в электронный компостер.
— За доли секунды устройство заберёт талон в приёмник, проставит печать и вернет пассажиру, — объясняет Наталья Климкович. — На билете появится дата (в нашем случае — 9 января), время (13:58). Буква А означает автобус, 100 — номер маршрута, а 2017 — номер транспортного средства.
Электронный проездной, по сути, — обычная пластиковая карточка с микросхемой. Тут нет ничего необычного. Карты подобного типа используются много где — на проходных предприятий, в платежных терминалах, магазины начисляют на них скидки.
Но купить электронный проездной пока можно только в специализированных киосках агентства «Минсктранс», которые, как правило, расположены на остановках (всего — 139 в городе). Поначалу будут продаваться проездные на декаду, полмесяца, месяц. В первый раз придется оставить залог за карточку в 12 тысяч рублей (как в метро). Потом достаточно пополнять баланс в киоске. У кассиров будут вот такие устройства, предназначенные только для этой цели. Они называются POS-терминалами.
POS-терминал — устройство для пополнения баланса электронного проездного
— Важный нюанс: теперь мало просто купить проездной, а потом его предъявить, — обращают внимание специалисты. — При входе в салон трамвая пассажир должен приложить его к валидатору и таким образом оплатить проезд. Поскольку у нас наземный общественный транспорт открытого типа (а не как в Москве, где в транспорт можно попасть только через переднюю дверь и минув турникет), то многое зависит от внимания пассажиров.
На специальном стенде, где проходят обучение контролеры и кондукторы, нам демонстрируют весь процесс. В обычном режиме валидатор призывает оплатить проезд на трех языках — белорусском, русском и английском. Когда подносишь карточку, раздается звуковой сигнал. Если все в порядке, то появляется надпись «Оплачено» (также на трех языках).
Пассажир может узнать, какой остался баланс (сумма или количество дней до окончания действия проездного), — достаточно поднести карточку к валидатору повторно.
— А что будет, если не авторизоваться? — спрашиваем у специалистов агентства «Минсктранс».
— Это трактуется как неоплата проезда. При входе в салон контролёр заблокирует все устройства, поднеся свою карточку. Оплатить проезд после этого будет невозможно. Бумажные талоны контролёр проверит по выставленной печати, то есть проехать дважды в одном трамвае уже не получится. А для контроля электронных проездных есть специальный терминал, который считывает необходимую информацию.
Терминал, который выдадут контролерам для проверки оплаты проезда
Выходит, теперь кондукторы останутся без работы? Впрочем, некоторое время они еще будут ездить в салонах трамваев, объяснять пассажирам особенности новой системы и продавать талоны (проездные у них купить нельзя). Параллельно работает речевой информатор, на экранах, установленных в трамваях, демонстрируется ролик.
— К 1 марта планируется установить электронные компостеры в троллейбусах и автобусах. Позже — валидаторы. А полностью система заработает к 1 мая, — продолжает Наталья Климкович. — Автоматическая система контроля оплаты проезда заработает во всем общественном транспорте Минска, включая метро. Поскольку фактически каждый пассажир будет учитываться, мы сможем более четко отслеживать пассажиропотоки и реагировать на спрос.
Когда система будет внедрена во всем общественном транспорте Минска, появится возможность оплатить проезд не только за декаду или месяц, но и за количество поездок (5, 10, 20, 30, 40, 50, 60). Активировать проездной можно с любой даты (хочешь — с первого числа месяца, хочешь — со второго или вообще с пятнадцатого) на срок от 1 до 30 дней. В перспективе введут оплату проезда в зависимости от протяженности маршрута: это удобно, если приходится делать несколько пересадок (с автобуса на трамвай, с трамвая на троллейбус, с троллейбуса на метро).
Более того, на карточку можно внести до шести тарифных планов. Например, оплатить проезд на месяц в автобусе, 20 поездок на трамвае (если пассажир будет пользоваться им периодически, но не ежедневно) и зачислить несколько билетов на одну поездку на любом виде транспорта. Фактически это и есть единый электронный проездной, о котором так давно говорили.
Предполагается, что новая система будет более гибкой и удобной для пассажиров. В будущем возможна интеграция электронного проездного с банковскими и платежными терминалами, а также другими системами. Тогда для пополнения баланса даже не потребуется обращаться в специализированные киоски. В перспективе в Минске должны появиться специальные терминалы наподобие инфокиосков.
В белорусском сегменте ЖЖ злопыхательствуют по тому, как криво устроены эти системы внутри. Но в целом, все правильно сделано. Хотя могли бы пойти дальше и внедрить уже полноценную систему с карточками, как в Риге или Таллине (для негорожан).
goshpodarek, Можно подумать в Москве изнутри системы лучше устроены! Там такой софт корявый, что волосы дыбом встают. К нему нужно еще контейнер бубнов прилагать. Я уж молчу о том, что авторы, что заказчики слабо представляют себе понятие "информационная безопасность".