Доклад Марата Хуснуллина о программе развития московского метро
Завершается второй год реализации принятой правительством Москвы программы развития метро до 2020 года, по итогам которой его протяженность возрастёт в 1,5 раза и метро станет географически доступным почти для 90% москвичей.
К 2011 году сеть московского метро состояла из 301 км линий и 182 станций. Почти пятая часть москвичей (22%) не имела доступа к метрополитену в непосредственной близости от места проживания (это — дополнительный дискомфорт и затраты времени при передвижениях до работы и обратно).
Сравнение Москвы с рядом крупных мировых мегаполисов показывает, что, при сравнимой с нами протяженности метро, в других крупных городах мира численность населения значительно ниже, а в мегаполисах Азиатского региона (Пекин, Токио) — при сравнимой с нами численности населения и протяженности метро ведётся его дальнейшее активное развитие. Таким образом, Москва двигается тем же путем, которым идут многие мировые мегаполисы.
Сегодня (с учетом введенных за последние три года объектов) сеть московского метро состоит из 12 линий общей протяженностью 317,5 км со 190 станциями и 15 электродепо и обеспечивает перевозку до 9 млн пассажиров ежедневно. По итогам реализации программы - к концу 2020 года - протяженность метро вырастет в 1,5 раза и составит 474,4 км, а количество станций увеличится до 265.
Программа развития метрополитена позволит реально решить проблемы транспортной мобильности в городе, где большая часть населения передвигается на общественном транспорте, и в первую очередь — на метро. Качественные изменения, которые должны произойти по её итогам (помимо того, что увеличится доступность метро и его комфортность для москвичей):
— снижение нагрузки на действующие пересадочные узлы;
— снижение перегрузки метро на действующих линиях;
— снижение транспортной загрузки УДС (в том числе на Носовихинском, Дмитровском, Коровинском, Волоколамском, Пятницком шоссе, Профсоюзной улице, Ленинском и Рязанском проспектах, проспекте Вернадского, на Третьем транспортном кольце);
— сокращение затрат времени на поездку по городу, в том числе по подвозу пассажиров к метрополитену из периферийных районов Москвы и Московской области;
— увеличение объёмов перевозок (на 18%).
При реализации такой масштабной программы одним из определяющих факторов является ценообразование в строительстве. За последние два года кардинально пересмотрены подходы в этом направлении, сокращена стоимость строительства в среднем на 25% (4,5 млрд руб. — 1 км линии неглубокого залегания, 6 млрд руб. — глубокого).
Оптимизация проектных и градостроительных решений при строительстве метро до 2020 года позволит сэкономить порядка 200 млрд рублей.
Сегодня работы развернуты на 150 площадках (это 9 линий и 28 станций), работают 35 тысяч человек (вдвое больше, чем в прошлом году), 20 тоннелепроходческих комплексов. По целому ряду объектов (более чем 30 км линий метрополитена) сегодня ускоряются работы по проектированию и подготовительные работы на площадках.
Совместно с ОАО «РЖД» ведётся работа по реализации масштабной программы по модернизации Московского железнодорожного узла (249 км путей радиальных направлений, 54 км — МКЖД). В этом году прогнозируется сдача в эксплуатацию железнодорожниками порядка 70 км путей в рамках данной программы (и с учетом сдачи в этом году 12,5 км линий метро — Москва по показателям ввода интегрированного рельсового транспорта (метро и ж/д) выходит на те же позиции, которые сегодня занимают мировые лидеры — Пекин и Гонконг).
Ведётся активная работа по транспортно-пересадочным узлам: на сегодняшний день только на МКЖД имеется 13 пересечений с линиями метро и ещё 3 — в перспективе (на строящихся станциях). Здесь будут формироваться крупные транспортно-пересадочные узлы, которые позволят пассажирам комфортно и быстро перейти с одного вида транспорта на другой — на МКЖД их планируется 31. Проработаны и приняты градостроительные решения по 27 (15 — первоочередные на ст. метро; 12 — на станциях метро в пересечении со ст. МКЖД), ещё 17 (РВ-Метро) — в проработке. В настоящий момент работы ведутся по первоочередным ТПУ на метрополитене — на станциях «Алма-Атинская», «Новокосино», «Пятницкое шоссе» — приступили к перекладке инженерных коммуникаций.
Общий ввод составит по итогам 2013 года 12,5 км, 6 станций, 2 депо. В рамках этих объектов вводятся 10 пешеходных переходов (общей протяженностью более 500 м), 24 выхода со станций, 164 машиноместа на плоскостных автостоянках. За истекший период 2013 года при строительстве метро проведена перекладка более 15 км инженерных коммуникаций (водосток, канализация, теплосеть, газопровод, водовод), 103 км кабельных линий. Кроме того, еще 1141 километр кабельных линий проложен в тоннелях метрополитена.
9 ноября введен в эксплуатацию участок Таганско-Краснопресненской линии метро от ст. «Выхино» до ст. «Жулебино» (4,6 км, 2 станции). Строительство было сложным как в организационном плане (трудности с освобождением площадок под строительство метро, изменение трассировки), так и в техническом (сложные гидрогеологические условия, водонасыщенные грунты). И, тем не менее, ценой напряженных усилий метростроителей, а также благодаря оптимизации проектных и технических решений участок сдан раньше намеченного срока на 10 месяцев (вместо трёх лет (обычный средний срок строительства аналогичных объектов) — чуть более двух).
Благодаря вводу участка:
— улучшилась транспортная доступность для жителей Выхино и Жулебино (220 тыс. чел.);
— время поездки для жителей микрорайонов сократилось в среднем на 20 минут;
— оптимизирована логистика автобусных маршрутов на Лермонтовском проспекте, снизив его загрузку и улучшая не только транспортную, но и экологическую ситуацию в районе;
— улучшилась транспортная доступность для жителей Люберец (70 тыс. чел.), Котельников (35 тыс. чел.) и других населенных пунктов Московской области (дальность их подвоза к метрополитену сократится на 3 км).
До конца года будут сданы ещё 2 участка:
— участок Калининско-Солнцевской линии от ст. «Деловой центр» до ст. «Парк Победы» (3,4 км, 2 станции);
— участок Бутовской линии от ст. «Улица Старокачаловская» до ст. «Битцевский парк» (4,5 км, 2 станции);
...а также 2 электродепо («Митино» и «Братеево»).
В следующем году планируется ввести в эксплуатацию 13 км, 9 станций и 5 депо:
— Замоскворецкая линия, ст. «Технопарк»;
— Таганско-Краснопресненская линия, ст. «Спартак»;
— участок Люблинско-Дмитровской линии от ст. «Марьина роща» до ст. «Петровско-Разумовская» (5,2 км, 3 станции);
— участок Сокольнической линии от ст. «Юго-Западная» до ст. «Саларьево» (6,5 км, 3 станции);
— Филёвская линия, второй вестибюль ст. «Международная»;
— электродепо «Владыкино» (расширение);
— электродепо «Планерное» (расширение);
— электродепо «Лихоборы»;
— электродепо «Саларьево»;
— электродепо «Выхино» (реконструкция);
— участок Таганско-Краснопресненской линии от ст. «Жулебино» до ст. «Котельники» (1,4 км, 1 станция).
При этом работы начнутся на всех площадках Третьего пересадочного контура, который принципиально изменит логистику движения и пассажиропотоков в метро.
Третий пересадочный контур — это 28 станционных комплексов, протяженность линии — 58,8 км, пассажиропоток — более 400 тысяч человек в час пик. Сегодня эксплуатируется его участок от ст. «Каховская» до ст. «Каширская» (3,3 км, 3 станции). В стадии строительства участок от ст. «Нижняя Масловка» до ст. «Хорошевская» длиной 6,6 км с четырьмя станциями (ввод — 2015 год), в проектировании — участок длиной 48,9 км и 21 станция. Все станции проектируемого участка в целях экономии средств и сроков строительства запроектированы неглубокого заложения и строятся открытым способом или методом Up-down. На большей части (31 614 м) используются двупутные тоннели.
В 2015 году — свыше 43 км, 22 станции и 3 депо:
— участок Замоскворецкой линии от ст. «Речной вокзал» до ст. «Ховрино» («Улица Дыбенко») (2,4 км, 2 станции);
— участок Третьего пересадочного контура (ТПК) от ст. «Нижняя Масловка» до ст. «Деловой центр» (12,2 км, 6 станций);
— участок Калининско-Солнцевской линии от ст. «Парк Победы» до ст. «Раменки» (7,2 км, 2 станции);
— электродепо «Фили» (реконструкция);
— электродепо «Новогиреево» (расширение);
— электродепо «Руднево»;
— участок Кожуховской линии от ст. «Авиамоторная» до ст. «Некрасовка» (16,7 км, 9 станций);
— участок Люблинско-Дмитровской линии от ст. «Петровско-Разумовская» до ст. «Селигерская» (5,1 км, 3 станции).
В 2016 году — более 22 км, 11 станций и 2 депо:
— участок Калининско-Солнцевской линии от ст. «Раменки» до ст. «Рассказовка» (12 км, 6 станций):
— северо-восточный участок ТПК от ст. «Нижняя Масловка» до ст. «Авиамоторная» (10,1 км, 5 станций);
— электродепо «Нижегородское»;
— электродепо «Солнцево».
В 2017 году — 24 км, 10 станций и 2 депо:
— западный участок ТПК от ст. «Хорошевская» до ст. «Кунцевская» (9 км, 3 станции);
— восточный участок ТПК от ст. «Каширская» до ст. «Нижегородская улица» (10 км, 4 станции);
— участок Калининско-Солнцевской линии от ст. «Третьяковская» до ст. «Деловой центр» (5,1 км, 3 станции);
— электродепо «Сокол» (реконструкция);
— электродепо «Южное».
В 2018 году — 20 км и 9 станций:
— юго-западный участок ТПК от ст. «Проспект Вернадского» до ст. «Кунцевская» (7,4 км, 3 станции);
— южный участок ТПК от ст. «Каховская» до ст. «Проспект Вернадского» (7,1 км, 3 станции);
— второй вестибюль ст. «Комсомольская» Кольцевой линии;
— участок Люблинско-Дмитровской линии от ст. «Селигерская» до ст. «Дмитровское шоссе» (3,7 км, 2 станции);
— участок Калужско-Рижской линии от ст. «Медведково» до ст. «Челобитьево» (2,2 км, 1 станция).
В 2020 году — 12,5 км и 5 станций:
— хордовая линия вдоль Калужского шоссе на территории «Большой Москвы» (12,5 км, 5 станций).
До конца года будут сданы ещё 2 участка:
— участок Калининско-Солнцевской линии от ст. «Деловой центр» до ст. «Парк Победы» (3,4 км, 2 станции);
Оптимизм - это хорошо. Только очень сомневаюсь, что до конца года этот участок успеют.
И до сих пор не понимаю, почему второй раз "открывают" Парк победы.
2013: участок Калининско-Солнцевской линии от ст. «Деловой центр» до ст. «Парк Победы» (3,4 км, 2 станции)
2017: участок Калининско-Солнцевской линии от ст. «Третьяковская» до ст. «Деловой центр» (5,1 км, 3 станции)
Обещать построить участки тпк-кольца по обе стороны нынешней Каховской линии в самую последнюю очередь – откровенное издевательство. Это при том, что Северное Чертаново, Нагорный ЮАО не имеет никакой прямой транспортной связи с Москворечье-Сабурово, Царицыно ЮАО, Балаклавский проспект упирается в Варшавское шоссе. Это при том, что вечером Балаклавский-Обручева, пересекаясь с Севастопольским проспектом и Азовской улицей на одном уровне, стоит в сторону Варшавки как, например, сегодня. Это при том, что 671, 28 плохо ходят, а люди набиваются в них так, что турникет пройти невозможно, сегодня ехал с Калужской в Чертаново Центральное.
Я не понимаю эту логику, согласно которой в приоритете стройка близкого к Кольцевой линии участка для офисного планктона Сити, не меняющего ситуацию на северных радиусах ТКЛ, ЗЛ, СТЛ, а не продолжение Каховской линии в обе стороны и связь изолированных друг от друга Битцевским лесом и ж/д районов ЮЗАО, ЮАО.
Больше всего радует участок Третьего пересадочного контура от Сити до Полежаевской, который потом окажется еще одним странным аппендиксом с запуском нормального участка ТПК до Кунцевской и далее. Очень цинично на государственные деньги мы обеспечиваем транспортной инфраструктурой промзоны, которые собираются застраивать коммерческим жильем.
bolserslon, этот аппендикс из серии причудливых амбиций типа монорельса, лёгкого метро. Всё мировой финансовый центр хотят создать – так по крайней мере они заявляют. Только вот правовое государство, независимый суд, независимость от сырья для них пустой звук, Нигерия в снегу.
Больше всего радует участок Третьего пересадочного контура от Сити до Полежаевской, который потом окажется еще одним странным аппендиксом с запуском нормального участка ТПК до Кунцевской и далее.
bolserslon, почему странным? Ещё в 80-е годы планировалось строительство Калининско-Строгинской Линии на запад по маршруту: ДЦ (тогда это называлось по другому, но запланировано именно тогда), Шелипиха, Народное Ополчение, Живописная, Строгино, Митино.
Так как в решили южный радиус Мытищинско-Солнцевской Хорды передать в КСЛ (теперь Калининско-Солнцевкую линию), то этот участок станет центральным участком новой Строгинско-? линии, у которого Северо-Западный радиус уже определён.
Продлили бы по Можайке, на Беловежскую и в этот чудо-юдо-Сколково-центр с парковками и прочими атрибутами околометрошной торговли - глядишь, и на Западном направлении меньше бы пришлось пробить из Одинцово, Голицыно и прочих пунктов жития-бытия... Электричка - это не выход из ситуации, поскольку я здесь пишу о тех, кто не пользуется ОТ
alti, Этот участок можно будет соединить с участком в Коммунарку. Только вот сам участок в коммунарку не понятно как строить будут, то ли от Аминьевского шоссе (как будущюю хорду Мытищи- Коммунарка), то ли от Улицы новаторов (судя по презентации данной статьи).
Kent 13, не понимаю, какой смысл в этих хордах, когда нужно прежде всего связывать между собой радиусы уже существующих линий. Раз уж Коммунарка теперь Москва, то было бы логичным продлить КРЛ от Тёплого стана в Коммунарку, а оставшийся "аппендикс" продлевать в район Тёплый стан (станция у пересечения ул. Академика Виноградова и ул. Тёплый стан), а дальше завернуть линию на Ленинский проспект (вести вдоль него с восточной стороны) с возможностью пересадки на станцию "Тропарёво" Сокольнической, со станциями у пересечения Миклухо-Маклая и Ленинского, Лобачевского-Обручева и Ленинского, между пересечениями Ленинского с ул. Новаторов и академика Пилюгина, между пересечениями с ул. Дмитрия Ульянова и Ломоновоским проспектом и с конечной станцией у пл. Гагарина с возможность пересадки на станцию "Ленинский проспект" КРЛ и платформу МКЖД "Площадь Гагарина".
В результате получим связность скоростным подземным транспортом по кратчайшей траектории районов Южное Бутово, Северное Бутово, Чертаново Южное, Ясенево, Тёплый стан, Коммунарки, Тропарёво, на юге – юго-западе Москвы в обход всех МКАД, БКЛ-ТПК, Южной рокады-4ТК, ТТК. А Ленинский проспект, одна из главнейших и самых загруженных артерий Москвы, будет наконец обеспечен быстрым транспортом (удивительно, ведь от ТТК до МКАДА на Ленинском нет ни одной станции метро, что резко контрастирует с остальными основными дорогами города), что должно положительно повлиять на дорожную ситуацию Ленинского, и место у пл. Гагарина, где проходит сейчас МКЖД, КРЛ, ТТК, будет ТПУ "Площадь Гагарина", вместе с новой линией превратится в крупный транспортный узел. КРЛ станет в час-пик не такой загруженой и объявление "поезд следует до станции Новые Черёмушки" не будет означать предстоящую адовую толкучку людей как сельди в банке, которые будут вталкиваться в без того заполненные вагоны на Новых Черёмушках.
msvs, идея хорд метрополитена это та же идея как и хорды автодорог - проехать пол города и не заехать в центр. Только вот хорды испортили и получили ТТК. Что касается продления КРЛ, то здесь имеет смысл не продлевать её, а завести участок из Коммунарки к ст. "Тёплый стан" с пересадкой, и далее на запад через одноимённый район к" Тропарёво" и далее в доль Ленинского проспекта. А от Площади Гагарина без остановок в Деловой центр.
Обидно жителям города Московский....метро от них теперь будет вокрцг в радиусе 5 км.,а до них так и не довели....теперь вот човсем ветку в другую сторону хотят направить....в Индиго.Люди добираются до Москвы по 2 часа....Сейчас будут заселять Первый Москов.и вообще будет жопа.