Москвичи через два года получат альтернативу метро — городские электрички. К концу 2015 года Малое кольцо Московской железной дороги приспособят для пассажирских перевозок. Власти рассчитывают, что Малое кольцо значительно разгрузит метрополитен и упростит перемещение по городу. О том, какие поезда будут ездить на МКЖД и когда объявят тендер, какой поток пассажиров ожидается на Малом кольце, и сколько будет стоить проезд, рассказал генеральный директор ОАО «Московская кольцевая железная дорога» Михаил Хромов.
— Михаил Борисович, расскажите, пожалуйста, как родилась идея запуска пассажирских перевозок на Московской кольцевой железной дороге?
— В принципе, идея запуска пассажирского движения на Малом кольце МЖД появилась ещё в начале прошлого века. При Николае II к реализации этого проекта даже приступали, но впоследствии было решено перевозить по Кольцу только грузы. Снова к этому вопросу вернулись в середине 2000-х годов, понимая динамику развития Московского транспортного узла. Серьезно озадачились тем, чтобы запустить движение городских электричек на Малом кольце.
Запуск МКЖД позволит осуществить интеграцию всего общественного транспорта Москвы, включая метрополитен и электрички. После многочисленных экспертиз и расчетов появилось понимание того, что Московское железнодорожное кольцо способно серьезно разгрузить метрополитен. По экспертным оценкам, до 20% пассажиров московского метро железнодорожное кольцо могло бы взять на себя. Пассажирам, начинающим свой маршрут из области или окраины Москвы и следующим в другую часть города, будет необязательно проезжать через центр или кольцевую линию метро.
— Сколько остановочных пунктов предполагается создать на МКЖД?
— На сегодняшний день подтверждено, что на кольце будет построен 31 остановочный пункт. Возможно, появится ещё один. Мы ожидаем, что в соответствии с решением транспортной комиссии будут внесены изменения в техническое задание на реконструкцию МКЖД. Это связано с организацией строительства новой станции метрополитена «Шелепиха».
При создании проекта МКЖД и планировании остановок учитывалась распределяющая и транзитная функции Кольца. Подразумевается, что с 10 остановочных пунктов будет осуществляться пересадка на пригородные радиальные направления железной дороги и с 15 — на станции метро. По проекту, 10 транспортно-пересадочных узлов непосредственно обеспечат пересадку на метро, а 5 будут находиться в пределах шаговой доступности.
— Как будут выглядеть пересадочные узлы, какая там будет инфраструктура?
— К ТПУ, в принципе, уже определены технические требования. Типовой ТПУ МКЖД представляет собой пассажирский комплекс, состоящий из крытых платформ и тёплых терминалов. Терминалы могут быть как надземными, так и подземными, но должны включать в себя все необходимые элементы для обслуживания пассажиров. То есть не только обеспечивать удобные пересадки на метрополитен и радиальные ветки железной дороги, но и создавать комфортные условия для ожидания транспорта.
— Предусмотрены ли голосовые оповещения на станциях и в поездах МКЖД?
— Да, конечно. На Малом кольце будут использованы абсолютно все технологии, которые на сегодняшний день действуют в пассажирском сообщении на железной дороге — это и визуальная информация, и голосовое оповещение, и чётко продуманная система навигации для пассажиров, чтобы им было понятно, куда, откуда и как можно попасть. Система навигации предполагает указатели выходов на близлежащие улицы, карты с описанием, каким способом и как быстро можно пересесть на другой вид транспорта, будь то наземный или подземный вид транспорта.
— Будут ли на станциях торговые автоматы или точки общепита?
— Это мелкорозничная торговля, услуги, в частности, сопутствующие товары, такие как пресса, возможно, точки быстрого питания, чтобы пассажиры по пути следования на МКЖД могли удовлетворить свои минимальные потребности.
— На какие средства будет строиться инфраструктура МКЖД?
— Подразумевается, что в зонах тяготения к Малому кольцу будет построено свыше 700 тысяч квадратных метров коммерческой недвижимости разного назначения. Часть пассажиропотока, а мы предполагаем, что это будет около 300 миллионов пассажиров в год, возможно, окажутся потребителями тех квадратных метров, которые будут построены в процессе реализации этого проекта.
Для примера можно взять ТПУ «Сити», который обеспечивает пересадку на станцию метро «Деловой центр» и платформу «Тестовская» Белорусского направления МЖД. Для того чтобы реализовать все мероприятия по строительству транспортно-пересадочного узла и не только его, ГЗК предварительно утвердила для МКЖД постройку 65 тысяч квадратных метров офисных площадей в районе "Сити". МКЖД найдет инвесторов на застройку этих 65 тысяч квадратных метров и на вырученные деньги осуществит строительство технологических площадей, которые будут обслуживать пассажиров. Схема такая. И так по всему кольцу, где Москва выделила для МКЖД землю под строительство коммерческой недвижимости – деловых и торговых центров, гостиниц и пр. Из 31 остановочного пункта такого рода недвижимость запланирована на 16.
— Возвращаясь непосредственно к организации поездок, расскажите, пожалуйста, какова будет стоимость проезда, и предусмотрены ли льготы?
— Стоимость поездки по Малому кольцу равна стоимости поездки на метро, она не будет варьироваться в зависимости от расстояния. Заказчиком перевозки на кольце будет Москва, если будет определён механизм по перевозке льготных категорий пассажиров, значит, льготы будут. МКЖД — массовая транспортная система, которая будет перевозить огромное количество пассажиров. Поэтому, скорее всего, при перевозке на Кольце будет действовать те же тарифы для льготников, что и на остальном общественном транспорте.
— Как планируется осуществлять контроль оплаты проезда?
Все остановочные пункты на Малом кольце будут оснащены турникетами, плюс по технологии работы пригородных электричек будет предложена услуга по покупке билетов в поездах. На сегодняшний день в поездах нет контролёров, есть разъездные кассиры, которые предлагают купить билеты в пути следования. В таком же формате будут осуществляться работа и на МКЖД.
— Где можно будет приобрести билет на проезд МКЖД?
— Будут установлены билетопечатающие автоматы и кассовые окна. Уже принято решение, что это будет сквозной, единый билет для метро и МКЖД. Более того, уже с сентября реализуется программа по присоединению пригородных билетов к проездным документам, которые действуют в Москве, под названием «Тройка». Однозначно, пассажирская система, которая запустится в конце 2015 года, будет действовать по таким же принципам.
— Когда же москвичи смогут пользоваться МКЖД?
— Кольцо будет запущено в конце 2015 года. Подразумевается, что закупка подвижного состава будет осуществляться перевозчиком, который будет определен в результате конкурса, и поставляться сразу под запуск кольца на полную мощность. Поезда должны быть закуплены и встать на линию в декабре 2015 года.
— В какие сроки планируется определить перевозчика?
— Сейчас я могу сказать только, что это должно быть сделано до конца текущего года.
— Какой пассажиропоток вы прогнозируете в первые месяцы запуска проекта?
— По расчётам Генплана, пассажиропоток составит до 190 миллионов в первый год.
— Есть ли утверждённая модель поезда, которые будут курсировать на МКЖД?
— На сегодняшний день утверждены технические требования к подвижному составу, разработанные в МКЖД. Это будет новый состав, специализированный под МКЖД. Он будет состоять из семи вагонов, отчасти обладать техническими характеристиками электрички, но режим эксплуатации будет приближен к метро, это означает скорый разгон и скорую остановку. Безусловно, поезда будут оснащены всеми удобствами: системами климат-контроля, туалетами и пр. Также будут соблюдены все требования к перевозке маломобильных групп населения, предусмотрены места для провоза велосипедов.
— Предусмотрена ли система шумозащиты районов, расположенных вдоль МКЖД?
— Мы, безусловно, работаем над тем, чтобы система МКЖД была минимально шумной для близлежащих к Кольцу домов, организаций и предприятий. Проектом предусмотрено установление шумозащитных экранов, особенно в зонах с плотной жилой застройкой. Экраны планируется изготовить из высокоэффективных инновационных материалов. Мы надеемся, что никто не будет испытывать каких-либо неудобств.
По расчётам Генплана, пассажиропоток составит до 190 миллионов в первый год.
520k в день, или 16k на одну станцию, или меньше тысячи человек в час, или одна пара упомянутых семивагонных поездов. Генплан точно уверен, что под такие пасспотоки нужно метро? (чем по факту МКЖД и будет)
Так пассажиропоток неравномерный в течение дня. В час пик - побольше будет.
Конечно, МКЖД была бы гораздо эффективней при единой системе тарификации (чтоб не получалось так, что при объезде по кольцу платишь дополнительные деньги за проезд). Исходя из статьи непонятно, как там будет осуществляться тарификация.
В любом случае, считаю, что тарифная сетка в Москве будет перекраиваться еще не раз. Так что эта МКЖД - еще и хороший задел на будущее
Если пересадка на МК МЖД с метро (и обратно) будет платная, то существенного изменения в пассажиропоток метро Малое Кольцо не внесёт; использовать МК МЖД в качестве полноценного транспорта будет экономически невыгодно, большинство так и будет ездить на метро.
D-d-d, эту его фразу можно понять очень по-разному, от схемы метро-монорельс до схемы метро-НОТ (там тоже как-бы единый билет сейчас). А что он имел ввиду на самом деле - никто не знает.
Вообще, судя по интервью, дяденька сильно "плавает". Впрочем, это и понятно - его задачи на текущий момент никак не связаны с эксплуатацией - которой будет заниматься перевозчик, "определенный в результате конкурса".
а почему же не сделать сквозное движение электричек? И избегать по-максимуму вокзалов, ожиданий на пересадках и неудобных станций метро. Те, кто живет в ближайшем Подмосковье, смогут выбирать где выходить, а не ломиться на единственную станцию метро.
В советское время все время были планы линий а-ля RER. Теперь пусть не в тоннелях, но такая возможность появилась. А все равно создаем те же грабли - узлы, ненужные пересадки, пустые электрички
taiga, аполитично рассуждаете! Если пассажир не будет слоняться по пересадкам, то он же и в торговый центр не зайдёт! И плюс как же тогда строить офисы на всём кольце? Нее, не наш метод!