1990-е годы прошлого века ознаменовались рядом неудачных попыток Камского автомобильного завода создать собственное производство автобусов. О малоизвестных страницах истории Челнинских автобусов пойдёт речь в данном обзоре.
КамАЗ-5262 (1993 год)
В 1993 году в Набережных Челнах на базе автозавода КамАЗ было создано акционерное общество «КамАЗавтобуспром» — его учредителями стали — АО «КамАЗ» (51%) и АО «Татавтотранс» (49%), представляющее интересы правительства Татарстана.
Плодом работы данного предприятия стал опытный образец городского автобуса КамАЗ-5262.
Новый автобус разрабатывали опытные конструкторы из Львова: Украинский автобусный промышленно-проектный институт в Советские времена был головным и единственным по автобусам в системе Минавтопрома СССР.
Презентация первого собранного экземпляра состоялась в первый день весны 1993 года в Казани.
КамАЗ-5262 на момент создания соответствовал всем действующим на тот момент российским нормативам — автобус имел 3 широких двери, 28 сидячих мест, номинальная вместимость — 114 человек, при загрузке в «час пик» до 200 человек. На новом автобусе использовался КамАЗовский силовой агрегат с принципиально новым двигателем. До этого КамАЗовские моторы имели мощность не выше 205 л. с., новый же двигатель, созданный под руководством главного конструктора двигателей «КамАЗа» Даниса Валеева, использовал принцип турбонаддува и обладал мощностью 240 л. с.
1 марта 1993 г. Презентация автобуса КАМАЗ-5262. Скан из журнала «За рулём» №8 1993 год, автор фотографии А.Ливергант
По некоторым оценкам, новый автобус должен быть вдвое дешевле иностранных автобусов Mercedes, которые Татарстан в начале 1990-х гг. закупил в Турции по $100 тыс. за штуку. Наблюдатели в 1990-х гг. отмечали, что запуск в серию модели 5262 позволил бы КамАЗу потеснить на рынке единственного на тот момент в европейской части России производителя автобусов — Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ). По оценкам специалистов, новый автобус КамАЗа обладал лучшими ходовыми качествами по сравнению с моделью ЛиАЗа с Камазовским двигателем (195 л.с.).
КАМАЗ-5262 на испытаниях
Начало серийного выпуска нового автобуса было запланировано на 1994 год, но тут случилось непредвиденное - 14 апреля 1993 года полностью сгорел завод двигателей КамАЗа. В этой ситуации разработку собственного автобуса пришлось отложить до лучших времен. И хотя завод двигателей был восстановлен в кратчайшие сроки и уже в декабре 1993 года дал первую продукцию, проект автобуса КамАЗ-5262 так и не был осуществлен.
КамАЗ-5297 (1997-1998 гг.)
Тем не менее, Камский автозавод не прекращал искать варианты производства собственных автобусов. Так в мае 1997 года КамАЗ подписывает соглашение о сотрудничестве со Словенской фирмой «Avtomontaza», которая в Советские времена изготавливала кузова для югославских автобусов «ТАМ», а в начале 1990-х гг. сотрудничала с такими известными корпорациями как Вольво, Мерседес, Ивеко, делая кузова для их автобусов.
Подписанное соглашение предусматривало создание в Набережных Челнах производственных мощностей по выпуску автобусов: предполагалось, что первые 100 машин на КамАЗовском шасси будут изотовлены в Словении, а в перспективе кузова собирался делать и сам КамАЗ (Automontaza должна была поставить КамАЗу необходимое оборудование, включая окрасочную линию).
В 1998 году на основе поставленных КамАЗом шасси Словенцами были изготовлены первые два автобуса: трехдверный КамАЗ-5297М и двухдверный — КамАЗ-5297P.
Их кузова были практически аналогичны тем, что устанавливались на другие шасси (к примеру, Volvo).
Автобус имел КамАЗовский двигатель с турбонаддувом отвечавший экологическим нормам Euro 1, коробка передач была также КамАЗовской, с микропроцессорным управлением. Интересно, что на обоих автобусах была установлена АБС.
Однако, дальше двух опытных автобусов дело не пошло. КамАЗ переживал в конце 1990-х гг. самые тяжёлые времена в своей истории, основной конвейер завода простаивал месяцами и на финансовые вливания в производство этой модели автобуса просто не нашлось средств.
ЧелАЗ-5281 (1997-1998 гг.)
В апреле 1997 года Татарский республиканский фонд НИОКР, администрации Казани и Набережных Челнов совместно с Госкомимуществом Татарстана учредили закрытое акционерное общество «Челнинский Автобусный Завод» (ЧелАЗ).
Новый завод разработал, запатентовал и сертифицировал городской 6-ти дверный автобус ЧелАЗ-5281. Кроме того, завод намеревался осуществлять выпуск троллейбусов, а также пригородных и междугородных автобусов. Городской автобус ЧелАЗа должен был стоить приблизительно 76 000 долларов (на 1998 год).
ЧелАЗ-5281 на автомобильной выставке в Казани в 1998 году (Фото журнала «За рулём»)
В 1999 году ЧелАЗ планировал собрать 200 автобусов. Проектная мощность завода должна была составлить — 2000 автобусов в год. На этот объем производства ЧелАЗ должен был выйти к 2000 году. Правительство Татарстана заявляло о своей готовности купить 40 челнинских автобусов, а Минтранс России сообщал о намерении приобрести 800 таких машин. Всемирный банк включил ЧелАЗ в свою программу и намеревался предоставить кредиты на срок 10-15 лет для тех городов России, которые будут покупать Челнинские автобусы. По бизнес-плану минимальная рентабельность производства автобусов на ЧелАЗе должна составить 18% (к концу 1999 года). ЧелАЗ должен был дать рабочие места для 14000 человек.
Первый автобус ЧелАЗ-5281М, изготовленный в Набережных Челнах был передан в декабре 1997 года Казанскому пассажирскому автопредприятию №3, где успешно прошел испытания, получив по всем 66 параметрам хорошие оценки.
Однако, всем этим грандиозным планам, не суждено было сбыться и автобус ЧелАЗ-5281 постигла также участь, что и его Челнинского предшественника КамАЗ-5262. Через два года КамАЗ переключил своё внимание на завод НефАЗ, где было развернуто производство автобусов НефАЗ-5299.
До недавнего времени один из двух сохранившихся экземпляров автобуса ЧелАЗ-5281М работал в Нижнекамске.
ЧелАЗ-5281М на проспекте Химиков в Нижнекамске, сентябрь 2010 года (Фото Евгения Клюжина).
НефАЗ-5299 (2000 год)
Тем не менее, спустя несколько лет, проделанная в 1990-х годах работа наконец стала основой для реализации успешного проекта — выпуск автобусов НефАЗ-5299 на дочернем предприятии КамАЗа — Нефтекамском автозаводе.
Семейством автобусов большого класса инженеры расположенного в Башкортостане Нефтекамского автозавода начали заниматься в августе 2000 года. Предприятие, начавшее свою работу ещё в 1977 году с изготовления самосвалов, к тому времени уже имело опыт производства пассажирского автотранспорта — это были так называемые «вахтовки» — снабженные сиденьями остекленные кузова-фургоны, поставленные на рамы полноприводных грузовиков. А в конце 1990-х гг. появился проект по сборке турецких автобусов «Мерседес» серии О325. Но уже тогда пришло понимание, что более перспективно обзавестись собственным семейством автобусов: недорогих, неприхотливых, ремонтопригодных — максимально приспособленных для эксплуатации в специфических российских условиях. Для этой цели инженеры НефАЗа посетили ряд действующих на тот момент автобусных производств, в результате чего внешний вид новых автобусов практически полностью был скопирован с МАЗа, а в качестве базы было выбрано специальное автобусное шасси, разработанное на КамАЗе.
Первый автобус с заводским номером 0000001 сошел с конвейера завода 6 декабря 2000 года — и был отправлен в Набережные Челны — где успешно проработал на предприятии «ПАК-Инвест» вплоть до конца 2009 года.
Самый первый, уже довольно потрёпанный НефАЗ-5299 с заводским номером 0000001 в Набережных Челнах за несколько месяцев до списания — в мае 2009 года (Фото Григория Мариничева).
Вслед за Набережными Челнами в 2001 году первые заводские НефАЗ-5299 появились в Уфе, Ишимбае, Стерлитамаке, Сибае, Нефтекамске, Кумертау, Белорецке и Октябрьском.
Автобус быстро набирал популярность среди муниципальных и частных предприятий России, осуществляющих пассажирские перевозки, и в итоге стал одной из самых массовых современных моделей автобусов в современной России.
Ну а если, говорить о первом десятилетии 2000-х годов, то также можно вспомнить несколько проектов автобусов с участием КамАЗа, например:
"Скиф 5204-03" (2004-2005 г.) - пассажирский автобус большой вместимости производства совместного украинско-российского предприятия ЗАО "КАМАЗ-УТК" (см. подробнее)
Автор фото: Андрей Бутковский
Автобус "Кама" (Совместно с "Самотлор-НН") на базе шасси КАМАЗ-4308 (2007) см. подробнее
classicisme, вообще-то ЛиАЗ-5256 ведет свою историю с начала 1980-х. Но поскольку его запуск в серию пришелся на развал СССР, история его пути к потребителю была долгой и тернистой.