Метки: история; томск; трамвай

1 мая 1949 года в Томске начал работать трамвай


площадь Батенькова, середина 1950х гг. Фотофонд Томского областного краеведческого музея.

64 года назад в Томский трамвай начал перевозку пассажиров.

Строительство велось в 1947-1948 гг., в работах принимали участия все предприятия и организации города. Общая протяжённость путей составила 4,8 км.

Первая линия была проложена от пл. Батенькова до вокзала Томск-1 через улицу Советскую и проспект Кирова. Для удобства пассажиров было оборудовано девять остановочных пунктов: площадь Батенькова, переулок Плеханова, Горсад, Типография (Дом учёных), Электроламповый завод (Политехнический университет), улица Красноармейская, улица Дзержинского, ул. Казанская (площадь Кирова), вокзал Томск-1.


Разворотное кольцо перед вокзалом Томск-1, Архив ТГУ МП «ТТУ»

После Великой Отечественной войны в СССР ощущалась острая нехватка оборудования и строительных материалов. Ввиду этого для прокладки трамвая в Томске использовались рельсы, отслужившие свой срок на железной дороге. Путь был сделан одноколейным, для пропуска встречных составов было оборудовано четыре разъезда, что вызвало проблемы в ходе эксплуатации.


Строительство трамвайных путей второй очереди по ул. Железнодорожной, Архив ТГУ МП «ТТУ»

Весной 1949 года в Томск из Усть-Катова (Челябинская область) были доставлены пять поездов модели КТМ-1/КТП-1 (Кировский трамвай моторный/Кировский трамвай прицепной). Вагоны выпускались в Советском Союзе с 1947 по 1961 годы, имели цельнометаллический кузов, пневматическую систему управления тормозами и приводами дверей. В салоне имелось 16 мест для сидения, выполненных в виде деревянных лавок. Отопление в пассажирском салоне предусмотрено не было, максимальная скорость составов — 55 км/ч.


Работы по расширению трамвайного депо, Архив ТГУ МП «ТТУ»

С открытием в городе первой очереди трамвая томичи получили надёжный, удобный и быстрый вид транспорта, который к концу 1960-х годов покрыл своей сетью всю территорию города от района Лагерного саде до Черемошников.


Поезд из вагонов КТМ-1/КТП-1 на однопутном участке по проспекту Кирова, Архив ТГУ МП «ТТУ»


Томский областной краеведческий музей
85
Написал aos1986 2013.05.01 22:48:56
Рейтинг:
Кратко и интересно, только Усть-Катав, а не Усть-Катов.
0
Написал владислав74 2013.05.02 08:20:59

Забавное название "Черёмошники". Мне кажется, что во многих городах Союза были свои "Чрёмушки". А сколько лет, кстати, в Томске просуществовал ногинский вариант одноколейки с разъездами? Город -то немаленький!
3
Написал mitek 2013.05.02 19:25:40

mitek, вот кстати не Черёмошники, а именно ЧеремОшники. Всё-таки под Черёмушками обычно понимают новые районы с одинаковыми домами, как в "Иронии Судьбы" и такой район в Томске тоже есть. Но в данном случае речь идёт совсем про другой Черем http://maps.yandex.ru/-/CVVRjX-r
0
Написал alexeybelyalov 2013.05.06 11:08:54

Пишите письма: metronews@mail.ru