Что делал автобус из социалистической Венгрии на улицах Сан-Франциско в 1978 году? Оказалось, что почти то же, что и на улицах Нью-Йорка, Портленда, Милуоки, Хьюстона и даже Гонолулу — перевозил пассажиров. Удивительно, но факт — столь привычные нам с детства автобусы-гармошки марки Икарус в 80-х годах производились на территории США и Канады.
Икарус для американского рынка выпускался с 1980 по 1986 год совместным предприятием, созданным венгерским заводом Икарус и американской Crown Coach Corporation. В то время Икарус был одним из крупнейших производителей пассажирских автобусов в мире (13 000 штук в год), и в выпускал в три раза больше машин, чем все американские компании вместе взятые. Для американского рынка выпускался Икарус 286, сделанный на базе 280-й модели, известной, наверное, каждому жителю России. Это был среднеприводный сочленённый автобус, именуемый в народе «гармошка». Всего было изготовлено 243 автобуса модели Crown-Ikarus 286.
Тут надо исправиться — в Сан-Франциско и Нью-Йорке автобус только демонстрировался и проходил испытания, в регулярных пассажирских перевозках его не использовали. Это автобус демонстрационный, венгерской сборки, в Сан-Франциско в 1978 году. Он же на первой фотографии.
Договор о создании СП был подписан компаниями в 1978 году, а первый заказ на венгерские автобусы был размещён в ноябре 1979 года. Кузов и шасси производились на заводе в Венгрии, а все остальные комплектующие, включая двигатель, коробку передач, мосты, тормоза и прочее были американского производства. Только первая партия автобусов была почти целиком собрана в Венгрии из присланных американских комплектующих. Потом сборочное производство было организовано на заводе Crown Coach в Калифорнии. На автобусы устанавливалось специальное оборудование для посадки-высадки инвалидов. Большое количество американских комплектующих и сборочное производство на территории США подводили автобусы под действие закона «Покупай американское», по которому во всех закупках, проводившихся счет бюджета, предпочтение должно было отдаваться товарам, произведенным в США.
Икарус хотел также наладить производство и продажу троллейбусов на базе 286-й модели, и даже прислал в США два тестовых образца 280T3, которые демонстрировались в 1980 и 1981 году в Сан-Франциско, Сиэтле и Мехико-Сити, но ни одного заказа на них не поступило, производство так и не было организовано, а опытные образцы вернулись на завод в Венгрию.
Ikarus 280T3 на испытаниях в Сан-Франциско.
На автобусы устанавливали двигатели Cummins и автоматические коробки передал Allison. На 55 машинах были установлены трансмиссии Voith. В середине 80-х, для уменьшения эксплуатационных расходов, двигатели заменили на Detroit Disel. Автобусы выпускались в двух модификациях — 17 и 18 метров длинной, с двумя или тремя дверями. Максимальное количество мест было 73. В отличии от автобусов, поставлявшихся в СССР, сиденья устанавливались в два ряда с каждой стороны.
Икарус американской сборки (для Портленда) на испытаниях в Нью-Йорке, на территории автобусного парка компании Queens Transit в 1981 году.
Он же на видео.
Автобусы были закуплены девятью транспортными компаниями из различных штатов. Первые 15 машин были поставлены в 1980 году в Луисвилл, штат Кентукки.
Самая большая партия из 87 машин была заказана транспортной компанией из Портленда, штат Орегон. Их поставили заказчику в 1981–82 годах. Портленд был единственным городом, куда поставлялись трёхдверные версии.
В Хьюстон, штат Техас, было куплено 50 автобусов Crown-Ikarus.
В Милуоки, штат Висконсин, отправили 40 машин.
Автобусы так же поставлялись в округ Санта-Клара (Калифорния) — 15, Сан-Матео (Калифорния) — 10, Джексонвилль (Флорида) — 9, Олбани (Нью-Йорк) — 8, Гонолулу (Гавайи) — 8. После продажи транспортными компаниями на вторичном рынке, автобусы появлялись и в других городах США.
Автобус из Гонолулу, штат Гавайи.
Crown-Ikarus в Олбани, штат Нью-Йорк.
Несмотря на большое количество американских комплектующих и американскую сборку, автобусы не отличались высокой надежностью. Было достаточно много жалоб со стороны покупателей на различные поломки. Больше всего претензий было к механизму открывания дверей и работе окон и форточек. Всем автобусам, заказанным в Орегон, потребовался дополнительный ремонт и модификации в конструкции практически сразу после вывода их на линию. Ещё одной претензией было отсутствие документации на английском языке — многие схемы и чертежи были исключительно на венгерском.
Через четыре года эксплуатации транспортная компания Портленда подала в суд на производителя, утверждая, что он не несёт гарантийных обязательств по договору и не желает ремонтировать проданные машины, у многих из которых вскрылись достаточно серьезные дефекты — трещины на раме, например. Позже иск был урегулирован во внесудебном порядке, а гарантия продлена до 1992 года.
В 1986 году Crown Coach перестала принимать новые заказы на Crown-Ikarus, и производство автобусов в рамках СП было закончено.
С 1986 по 1989 год автобусы собирались по той же схеме на канадском заводе Orion, и выходили под маркой Orion III или Orion-Ikarus. Было выпущено 256 автобусов для транспортных систем Торонто и Оттавы, которые работали на городских линиях вплоть до 2003 года. Сейчас компания Orion International принадлежит концерну Daimler AG. Кстати, автобусы Orion различных поколений (Икарусов среди них нет) составляют большую часть современного нью-йоркского автобусного парка.
Orion III в Оттаве.
В 1989 году Икарус вернулся на рынок как компания Ikarus USA, которая после серии преобразований, в 1996 году стала компанией North American Bus Industries (NABI). Компания существует до сих пор, и успешно выпускает автобусы для рынка США, причем использует ту же схему производства, что и раньше — кузова производятся на заводе в Венгрии, а окончательная сборка осуществляется в США.
Пост - образцовый пример адовой модерации. Изначально ссылка вела сюда, оттуда вот сюда, далее — на вот эту болгарскую помойку, и только тогда у меня зародилось подозрение, что здесь что-то не так. В итоге это оказался февральский пост в ЖЖ, причём авторский, что в политику Метроблога не укладывается (авторские посты сюда должны постить сами авторы).
Оставляю пост как исключение, пушо тема больно крутая.