Метки: аналитика; банки; мосгортранс; оплата проезда

Мосгортранс готовится присоединиться к системе оплаты проезда банковской картой

Вслед за московским метро банковские карты с функцией безналичной оплаты проезда начал принимать «Мосгортранс».

Московский альянс

В конце мая ГУП «Мосгортранс», процессинговая система «Экспресс Кард» и несколько банков начали тестирование карт с транспортным приложением.

— Тестирование займет от двух недель до месяца, и 1 июля мы планируем официально объявить о запуске проекта, — сообщил гендиректор «Экспресс Кард» Сергей Волков. — О готовности присоединиться к начинаниям «Мосгортранса» заявили представители 20 банков-участников аналогичного проекта в столичном метрополитене. Ранее услугу по оплате проезда в наземном транспорте с помощью пластика предоставлял только Банк Москвы, который эмитирует социальные карты москвича. Ценность проекта — решение так называемой проблемы последней мили. Особенно продукт будет интересен тем, кому приходится добираться на автобусе из дома до метро и обратно одну-две остановки.

— «Мосгортранс» ежедневно обслуживает 5,5 млн человек (всего на 1,5 млн меньше, чем метрополитен), поэтому интерес банков к участию в проекте очень высок, — замечает директор департамента карточных и дистанционных технологий Росбанка Андрей Гамольский.

Высоко оценил перспективы нового массового продукта и начальник управления пластиковых карт департамента розничного бизнеса банка «Открытие» Юрий Божор:
— Для тестирования достаточно несколько карт, затем необходим пилотный проект с использованием 500–1000 карт для отладки всей технологической цепочки и оценки предполагаемого объема эмиссии. После этого начнутся массовые продажи.

Прошлой осенью по инициативе нового руководителя Московского метрополитена Ивана Беседина схема постоплаты за проезд по транспортным картам в метро была заменена авансовой схемой расчетов, по которой банк осуществляет Московскому метрополитену предоплату за своего клиента, а по итогам месяца возмещает свои расходы.

Несмотря на то что нововведения вызвали волну недовольства у банкиров и пассажиров-москвичей, если год назад метрополитен имел 17 банков-партнеров, сейчас — 20.

По мнению председателя правления банка «Авангард» Валерия Торхова, связано это с тем, что транспортная карта скорее инструмент повышения лояльности клиентов: много на трансакциях в метро не заработаешь — не те обороты. В настоящее время у банка более 20 тыс. держателей карт типа «метро».

В марте запустил карту с приложением для оплаты проезда в метро банк «Русский стандарт». С её помощью также можно оплачивать услуги ЖКХ, операторов мобильной связи, интернета и телевидения в банкоматах банка без комиссии. Карта позволяет переводить деньги, погашать кредиты и пополнять депозиты без комиссии с помощью интернет-банка. В качестве «пряника» клиенты получили бесплатный интернет- и мобильный банк.

В конце 2011 года начал выпускать кредитные карты с технологией MasterCardPayPass Ситибанк.
— Первой такой картой стала кредитная карта CitiSelect. Благодаря ей можно в том числе быстро и удобно приобретать билеты в терминалах оплаты или в кассах «Аэроэкспресса», — сообщил руководитель подразделения развития продуктов кредитных карт Ситибанка Тимур Смирнов.

По мнению Андрея Гамольского, возможное объединение транспортных приложений Московского метрополитена, «Мосгортранса» и пригородных электропоездов принесет только пользу и горожанам, и транспортникам, и банкам.
— Такая унификация видится логичной и привлекательной для клиентов. Роль банков здесь понятна и прозрачна: они могут выступить в интересах всех видов транспорта как институты, обслуживающие расчеты с пассажирами уже на стадии реализации услуги-продажи билетов, взять на себя расходы, связанные с эмиссией проездных документов.

К тому же подобный альянс транспортников с банкирами уже давно стал нормой во многих цивилизованных городах. Например, система общественного транспорта Мюнхена включает метро (U-bahn), пригородные поезда (S-bahn), автобусы и трамваи. Стоимость билетов в столице Баварии зависит от зоны, а не от вида транспорта, так что на одно расстояние в пределах одной зоны можно проехать за одну и ту же сумму как на трамвае, так и на метро, и автобусе. Многие местные жители оплачивают проезд в общественном транспорте с помощью банковских карт и мобильных телефонов.

Да что там Бавария! Банковская карта с транспортным приложением уже стала популярным электронным кошельком в Санкт-Петербурге — соответствующую услугу здесь с партнерами запустил банк «Русский стандарт».

Питерский «Подорожник»

Инициаторами питерского карточного проекта стали городской комитет по транспорту и руководители местного государственного казенного учреждения (ГКУ) «Организатор перевозок». В июне 2011 года в Санкт-Петербурге начала действовать новая форма оплаты проезда — проездная карта «Подорожник». Её можно приобрести за единовременную плату 51 рубль и только одновременно с пополнением ресурса транспортного электронного кошелька или с приобретением проездного билета длительного пользования. Срок использования электронной карты — три года с момента приобретения билета (последнего пополнения). Единый проездной таких преимуществ не имеет.

«Подорожник» имеет гибкую систему скидок. К примеру, после 40-й поездки стоимость проезда в питерском метро составит для пассажира всего 18 рублей. С первой по десятую поездку надо заплатить 25 руб. Проезд в наземном городском транспорте с 1-й по 10-ю поездку стоит 21 руб., а с 41-й поездки и далее — всего 14 руб.

При проезде необходимо приложить электронную карту любой стороной к считывателю контроллера кондуктора или стационарного валидатора, а в метро — к турникету.

— Принцип действия электронного транспортного кошелька такой: на карточку вносится определенная денежная сумма. Ресурсы с этого билета списываются в зависимости от тарифа для данного вида транспорта. Максимальная сумма, которая может быть на карточке,— 15 тысяч рублей, — пояснила начальник управления планирования и реализации проездных документов ГКУ Светлана Трушникова. Минимальная сумма внесения — 10 рублей.

Сейчас проездной билет действует на всех городских пассажирских маршрутах: метрополитене, автобусах, троллейбусах, трамваях и аквабусах. К «Подорожнику» с удовольствием подключились не только муниципальные перевозчики, но и владельцы частных транспортных компаний. Сегодня участниками карточного проекта являются: ГКУ, ГУП «Петербургский метрополитен», Первый расчетный цифровой центр, платежная система «Аксон», банки «Таврический» и «Русский стандарт», ООО «Карта гостя», северо-западный филиал «МегаФона» и китайская компания «Ambiq Tech», предлагающая оплатить проезд через мобильные NFC-приложения абонентам «Вымпелкома».

Обладатели «Подорожника» могут пополнить ресурс электронного билета из различных источников: при помощи банковских карт, мобильных платежей через систему «MOBI.Деньги», SMS и электронных денег («Яндекс.Деньги» и «WebMoney»). В конце апреля функционал услуг электронного билета стал шире: безналичное онлайн-пополнение стало возможно через сайт местного метрополитена.

Популярность проекта «Подорожник» растет с каждым месяцем. И этому есть объяснения:
— Транспортные карты обеспечивают удобство пассажиров, снижают время ожидания в очередях и повышают общую эффективность функционирования общественного транспорта. Кроме того, пользующиеся банковскими картами для оплаты транспортных услуг, как правило, тратят на них меньше, так как достигают оптимальных тарифов и теряют меньше предоплаченных поездок, — подытожил Тимур Смирнов.


Сергей Артемов
«Коммерсант»
24
Написал classicisme 2012.06.06 21:21:33
Рейтинг:
Хороший проект.

Только вот этого в статье не понял:
>Ценность проекта — решение так называемой проблемы последней мили. Особенно продукт будет интересен тем, кому приходится добираться на автобусе из дома до метро и обратно одну-две остановки.
Как же решится проблема этой самой последней мили? Чем удобней будет пассажирам, едущим по 1-2 остановки от/до метро на автобусе?
2
Написал ak47cccp 2012.06.06 22:06:24

ak47cccp, вероятно, некоторым смягчением тарифной политики (см. сравнительные цены по Ленинграду в зависимости от порядкого номера поездки), отсутствием срока действия билетов и т. д. Т. е. если я обычно хожу пешком, то и не покупаю себе "большой" 2-- или 60-поездочный билет, потому что не истрачу его. А если мне предложат бессрочно оплатить 100 поездок по льготной цене, вполне соглашусь. Выгода МГТ, т. е. моти делать билеты с ограничением, а карты -- без ограничения, тоже понятна: уменьшение количества "тёткобудок" и времени простоя транспорта при покупке билетов у водителя. В общем, поживём -- увидим, но почин однозначно хороший. Если только не приведёт к совсем уж тотальной ликвидации "тёткобудок".
1
Написал classicisme 2012.06.06 23:02:52

А нынешние метрокарты работать будут. Было бы здорово.
1
Написал troop 2012.06.07 09:24:30

>> К тому же подобный альянс транспортников с банкирами уже давно стал нормой во многих цивилизованных городах. Например, система общественного транспорта Мюнхена

Причем тут Мюнхен и банковская эта хренотень? От союза с банкирами можно будет заплатить один раз сколько-то рублей и ехать с пересадкой от точки А до точки Б на автобусе, потом на метро?

Делайте уже либо нормальные проездные на все виды транспорта (Лямов их еще в этом году обещал!), либо запускайте универсальную платежную карту а-ля Suica или Octopus. Либо GTFO.
3
Написал goshpodarek 2012.06.07 20:55:27

Непонятно, зачем нужен костыль в виде ЭкспрессКард. Неужели так сложно или жлобно сделать обычный эквайринг в кассах и терминалах?
0
Написал Bionicman 2012.06.07 23:45:48

Bionicman, пинкод прямо в турникет вводить что-ли? Забавно будет выглядеть, особенно в автобусе.
–3
Написал Varanas 2012.06.08 11:27:30

2Varanas зачем в турникет, речь идёт о том, чтоб купить билет по карте на остановке
0
Написал troop 2012.06.12 12:24:03

Bionicman, так ведь Express Card для большинства пользователей платный, а эквайринг будет платный уже для Мосгортранса. :)
0
Написал KAV 2012.06.12 15:26:22

troop, во-первых фишка экспресс-кард в том, что она вообще не требует приобретать билет - ни по карте, ни за наличные. А деньги потом спишутся со счета в конце месяца. В этом плане предложение покупать билет на остановке - это шаг назад.
Во-вторых, если кто-то не заметил, на подавляющем большинстве остановок билет приобрести нельзя - ни по карте, ни за презренный нал, то есть вообще никак. И, учитывая количество остановок по городу, решить эту проблему вряд ли будет возможно в принципе. В этой ситуации фантазировать на тему "а давайте-ка сделаем на каждой остановке эквайринг всех платежных систем" - это... Не, ну можно конечно фантазировать, никто не против.
0
Написал Varanas 2012.06.12 16:27:43

Пишите письма: metronews@mail.ru