Впервые со времён поставки печально известных эскалаторов для станции «Спасская» подъёмное оборудование для петербургской подземки будет делать не петербургский завод «ЭЛЭС». Конкурс на создание эскалаторов для «Пушкинской» выиграл Крюковский вагоностроительный завод из украинского Кременчуга. Хотя ещё год назад Смольный признал его продукцию «недостаточно выносливой».
В среду, 21 марта, Комитет по транспорту подвёл итоги конкурса на поставку 3 эскалаторов для станции «Пушкинская», которую в конце 2012 года планируется закрыть на капитальный ремонт. За контракт стоимостью в 204 млн рублей боролись сразу 4 компании, что в последнее время является редкостью: обычно заявки на участие в подобных конкурсах подаёт только петербургский завод «ЭЛЭС», фактически являющийся монополистом на городском и российском рынке эскалаторов для метро. Однако в этот раз случился аншлаг — конкурсантов было четыре.
Помимо самого «ЭЛЭСа» заявку на участие подала другая петербургская компания — «Эскомстроймонтаж-сервис», которая, как и «ЭЛЭС», является осколком знаменитого ленинградского предприятия по производству эскалаторов имени Котлякова. Ещё 2 заявки поступили от «Торгового дома „Крюковский вагоностроительный завод“», который представляет интересы одноимённого украинского завода, базирующегося в Кременчуге, а также от некоего ООО «Гранит», зарегистрированного в Петербурге и, согласно данным аналитической системы СПАРК-Интерфакс, специализирующегося на оптовой торговле.
Результаты конкурса оказались сенсационными для экспертов рынка: снизив стартовую цену до 181 млн рублей, победителем стала компания «Гранит», а вечный гегемон «ЭЛЭС» вообще занял только четвёртое место. Однако, как объяснили «Фонтанке» в комитете по транспорту, речь не идёт о том, что в конкурсе победили загадочные «Рога и копыта»: «Гранит» также является дилером Крюковского вагоностроительного завода, что подтверждено официальным письмом самого предприятия.
Таким образом, после ряда безуспешных попыток украинский завод наконец-то смог пробиться на петербургский рынок. Напомним, что год назад его дилер («Торговый дом „КВЗ“») был единственным участником конкурса на поставку эскалаторов для станции «Бухарестская» и, согласно действующему законодательству, должен был получить долгожданный контракт, однако комиссия не стала признавать его победителем, посчитав, что предложенные украинцами эскалаторы недостаточно выносливы.
В качестве подтверждения этого факта эксперты привели заключения от транспортников Минска, куда Крюковский завод поставлял подъёмники ЕТК-265, о том, что в период с 2008 по 2011 год украинские эскалаторы много раз выходили из строя. Причиной поломок называли низкую надёжность рабочего тормоза, который в том числе отвечает за безопасность пассажиров подземки. В конце концов комитет по транспорту объявил новый конкурс, который выиграл всё тот же «ЭЛЭС».
Похоже, в этот раз руководство украинского завода решило подстраховаться, и в конкурсе приняли участие сразу два дилера компании, один из которых в итоге и стал победителем. Таким образом, «ЭЛЭС» лишился заказа на производство эскалаторов для петербургского метро впервые с 2008-го, когда конкурс на поставку подъёмников для перехода «Спасская»—«Садовая» выиграла дочерняя компания Кировского завода «Универсалмаш». Правда, те подъёмные механизмы прославились по другой причине: сначала из-за них пришлось отложить открытие «Спасской», а затем и вовсе начать их ремонт.
Впрочем, как говорят эксперты, с эскалаторами от Крюковского вагоностроительного завода таких проблем возникнуть не должно: несмотря на название предприятия, оно давно производит не только вагоны, но и подъёмники, которые работают в подземке Киева и Минска. Кроме того, у этих эскалаторов те же корни, что и у механизмов «ЭЛЭСа»: модели, которые производят украинцы, основаны на разработках ленинградского завода имени Котлякова.
По мнению создателя сайта metro.vpeterburge.ru, конкуренция между производителями эскалаторов пойдёт на пользу петербургскому метро. В последнее время на продукцию «ЭЛЭСа» было много жалоб. Особенно ярко это проявилось на станции «Адмиралтейская»: в течение двух недель после открытия подъёмники здесь останавливались несколько раз, в том числе и в новогоднюю ночь, и специалистам «ЭЛЭСа» пришлось спешно устранять недоделки. Были и проблемы со сроками: выиграв конкурс по «Бухарестской», «ЭЛЭС» не успел в срок поставить все детали, и поэтому комитет по транспорту, удержав часть суммы, положенной по контракту, объявил новый тендер на 92 миллиона на закупку этих самых элементов. Единственным участником этого тендера был «ЭЛЭС», так как речь фактически шла о завершении неоконченной работы.
Классическая тендерная схема. ООО "Рога и Копыта" по демпинговым ценам выигрывает тендер с продукцией реального завода. А потом приходит на этот завод и заявляет им, что либо они отдают им свою продукцию по минимальным ценам, либо пролетают. В результате это приводит к разорению реальных производителей, которые лишаются возможности выиграть тендеры напрямую.
Figura, а кто мешает в таком случае заводу не продавать в ООО "Рога и Копыта" свою продукцию? "Рога и Копыта" признают неспособными выполнить условия тендера, тендер переиграют.
Мешает то, что завод, в отличии от ООО "Рога и Копыта" существует не только на бумаге и постоянно требует денег на своё существование. Разорят одну такую бумажную контору (которая рискует всего лишь 10 000 уставного капитала!) - создадут другую.
дмитрий из нн, с таким подходом к делу как у ЭЛЭС, когда поставки эскалаторов задерживаются и сроки сдачи сдвигаются вновь и вновь, винить в данном случае кого-то помимо самого завода по меньшей мере глупо!
> Да, вновь в Питере нездоровая канитель начинается. То трамваи вырубали, теперь решили производителей техники разорить.
Это Вы про ПТМЗ, который в прошлом году оставил без трамваев Москву и Петербург? И про ЭЛЭС, из-за которого перенесли открытие Бухарестской и который поставил на "Адмиралтейскую" эскалаторы такого качества, что они первые недели только и делали, что выходили из строя? Так этим производителям и надо. Может чему-нибудь да научит.
Не думаю,что ЭЛЭС плохое предприятие и что его продукция не качественная.Некачественна безумно лишь та модель эскалаторов,которая была установлена на переходе Садовая/Спасская.Это ужасные модели.На этих эскалаторах едешь и думаешь,как бы только всё это хозяйство не рухнуло бы вниз.Их бы демонтировать,да поставить такого типа,как например стоят на переходе Невский пр./Гостиный Двор.Вот был бы лучший вариант.Стильно,надёжно,практично и современно.Что касается остальных эскалаторов ЭЛЭС,то лично у меня нет никаких претензий по их качеству.Даже если брать те,которые установлены на Адмиралтейской-ничего плохого в них нет.Едут нормально,ничего не гремит,не дёргается.Тоже самое на Комендантском пр.Их же производства.Абсолютно нормальные эскалаторы.Просто метрополитену надо было подумать,прежде,чем заказывать.Модель "сырая",опыта в их эксплуатации никакого.Взяли бы да и поставили на Спасскую такие же как на Невском пр./Гостином Дворе.И проблем бы не было.