Новые станции петербургского метро «Зоопарк», «Большой проспект-1» и другие, конкурс на проектирование которых объявили в сентябре, будут значительно отличаться от уже существующих. По краю их платформ появятся стеклянные перегородки с автоматическими дверьми, которые ограничат доступ к путевым тоннелям. Открываться двери будут только по прибытию состава.
В сентябре комитет по транспорту объявил сразу три конкурса на проектирование восьми новых станций метрополитена — «Большой проспект-1», «Шкиперская», «Морской фасад» (Лахтинско-Правобережная линия), «Новокрестовская-2», «Ул. Савушкина», «Яхтенная», «Зоопарк» (Невско-Василеостровская), а также «Шуваловский проспект» (Фрунзенско-Приморская).
По своим конструктивным особенностям они схожи со станциями, построенными за последнее время: по большей части они будут глубокого заложения с островными платформами. Однако одно существенное отличие у них всё-таки будет: планируется, что по всему краю платформ этих станций установят стеклянные ограждения, которые послужат естественным барьером между путевыми тоннелями и зоной ожидания поезда.
Для того, чтобы пассажиры смогли попасть в поезд, ограждение оборудуют автоматическими дверьми. Предполагается, что они будут открываться только тогда, когда у платформы остановится состав. Таким образом, по принципу работы эти станции станут похожи на станции закрытого типа, вроде «Маяковской» или «Петроградской», только в данном случае путевые тоннели отделят не бетонной стеной и чёрными металлическими дверьми, а стеклянными перегородками. Кроме того, если станции закрытого типа создавались из экономии, чтобы не тратить деньги на отделку боковых тоннелей, то здесь основная цель несколько иная – исключить возможность случайного падения пассажиров на рельсы, а также лишить самоубийц весьма популярного способа свести счёты с жизнью.
В всём мире такие заграждения весьма распространены: их можно встретить в Германии, Франции, Великобритании, Китае, Бразилии и других странах. В России о необходимости установки подобных защитных экранов заговорили в 2009 году — тогда с соответствующим предложением выступила Генеральная прокуратура после мониторинга случаев травматизма в метрополитене.
Однако за два года такие конструкции не появились ни в одном городе России, где есть метро. Предполагается, что, скорее всего, первой станцией, где смотреть на прибывающий поезд придётся сквозь стекло, станет «Улица Горчакова» в московском метро. Там же, в Москве, разрабатывается отечественный аналог заграждений — его созданием занимается ОАО «Московский механический завод №3». Как рассказал генеральный директор компании Виктор Афонин, в серийное производство ограждения ещё не запущены: с конца апреля на предприятии ведутся испытания, в течение которых было совершено 40-50 тысяч циклов открывания-закрывания дверей.
Конструкция представляет собой рамы из нержавеющей стали, к которым прикреплены листы из прочного закалённого стекла. Высота опытного образца — 2,3 метра, однако, в случае необходимости, она может быть изменена, в зависимости от особенностей конкретной станции: как говорит Виктор Афонин, ограждения могут прорезать подземный вестибюль от пола до потолка свода.
Ограждения в парижском метро
Алгоритм работы системы следующий. Когда поезд подъезжает к станции, то специальные датчики сообщают, закрыты ли все двери или нет; если всё в порядке, то состав останавливается у платформы, и перед пассажиром одновременно открываются две двери — вагона и стеклянного ограждения. Если же датчики показывают, что какая-то дверь открыта, то состав останавливается. Как говорит Виктор Афонин, по предварительным расчётам стоимость ограждения для одной стороны станции длиной в 170 метров обойдётся примерно в 40 млн рублей.
Ограждения в китайском метро
Как говорят в петербургском метрополитене, устанавливаться стеклянные ограждения будут только на новых станциях. «Если их монтаж не предусмотрен в проекте, то существует опасность падения конструкций на пассажиров или на пути», – отметили в пресс-службе. Именно поэтому мы не увидим их ни на «Адмиралтейской», ни на других станциях, работы по возведению которых сейчас заканчиваются: они проектировались задолго до инициативы Генеральной прокуратуры.
40 000 000 рублей помножим на 2 пути и еще на 182 станции. Получим 14 560 000 000 руб.
То есть чтобы полностью "обезопасить" московский метрополитен потребуется около 14,5 млрд. руб. (я, конечно, понимаю, что не сразу, а постепенно...)
Хотелось бы увидеть статистику по травматизму! Может быть "легче все-таки убить, чем прокормить"?..
К тому же я не совсем понял, зачем эта стенка высотой 2,3 метра (и выше по необходимости). На фотографиях из Франции и Китая хорошо видно, что они используют стенки не выше 1,6 метра. И это понятно: самоубийца всегда себе способ найдет, а от случайного толчка в спину и т.п. несчастных случаев стенку выше роста городить не нужно...
И вообще мне не очень понятно, почему прокуратура к метро пристала. Есть еще, например, железная дорога... Или они Анну Каренину не читали?.. :) Да и мало ли у нас интересных мест...
Все-таки очень захотелось статистику по травматизму увидеть. Может кто поделится?
Искандер_Скараби, московский метрополитен безопасить никто не собирается. Стенки нужны для ТПК чтобы обеспечить изоляцию воздушных потоков - поэтому они в полную высоту. На Горчакова поставят скорее всего одну стенку или даже небольшую секцию из пары дверей просто в порядке испытаний.
Не надо так серьёзно воспринимать всякие бульварные новости.
Затея хорошая, но возникают определённые вопросы: не ухудшится ли вентиляция - это раз. Если заклинит дверь станции из-за поломки или хулиганских действий, возникнет неизбежная давка в вагоне - это два. В-третьих, на случай блэкаута, задымления и прочих экстренных случаев жизненно необходимо обеспечить возможность быстрого открытия вручную всех дверей сразу как с платформы станции, так и со стороны тоннеля.
KAV, знаю, я бывал на станциях с "горизонтальными лифтами". Но там хулигану намного труднее вывести двери из строя, благо они массивные и задвигаются в стены. Здесь же всё немного иначе. Плюс, если дверь вагона откроется, а прозрачная дверь станции - нет, люди чисто психологически могут начать пытаться её открыть, вместо того, чтобы спокойно выйти из другой двери вагона.
В связи с этим, было бы интересно узнать, как в Петербурге решают проблему экстренного открытия дверей.
>>> ограждения для одной стороны станции длиной в 170 метров обойдётся примерно в 40 млн рублей
не дороговато ли "стекло" стоит? понятно, что механизмы и тд и тп...
можно очень грубую математику? спасибо... 235 тысяч за метр... это 940 тысяч за 4 метра... вспомним Володю П.: Лада Калина Спорт 1,6л в максимальной комплектации стоит 390 тысяч, длина - 3,9 метра... это 42,5 Лады Калины на платформе, общей стоимостью 16,5 млн. рублей... ну уж то стекло, двигатели, фотоэлементы и диоды стоят дороже пусть хоть хреновой, но машины?
вообщем бред и очередной распил.
А если вместо стеклянной стенки и дверей поставить разрисованный металл, то можно сэкономить на отделке того, что за ними, как на старых-добрых горлифтах.
Только в отличие от горлифтов, у которых один большой центральный зал, из-за чего они достаточно просторны даже несмотря на проблемы с заползанием в и выползанием из вагона, у этих станций наверняка будут ещё и какие-то колонны в зале. С эстетической точки зрения, может лучше было бы вернуться к старой-доброй конструкции горлифтов, но сделать не угловатые колонны, а плавные волны, или трапециевидные колонны, чтобы у пассажиров была небольшая свободная площадка перед дверью? Тогда, во-первых, будет один большой удобный центральный зал как у горлифта, вместо трёх залов, что будет означать большее удобство для пассажиров, во-вторых, существенную экономию на отделке и конструкциях, в том числе и за счёт отказа от стеклянных дверей, и, наконец, безопасность - то, ради чего всё это и затевалось.
интересно их увидеть, говорят, что ими оснастят второе кольцо, тока мне кажется что это нововведение лишь для того, чтобы неотставать от других стран и + правительство волнует мнение что про метро скажут
извините за оффтоп, скажу по части названий станций, Лужок был кретин конечно, все помнят его идею про Казахстанскую, но Собянин пошёл дальше – появится станция метро "Алма-Атинская"... все дружно "радуемся"