После того как мэр заявил, что Москва больше не собирается мириться с невыполнением заказов на эскалаторы монополистом — петербургским заводом «Элэс» и что неплохо бы начать такое производство в Москве, начались реальные проработки. Похоже, что сейчас рассчитывают запустить выпуск эскалаторов на АМО ЗиЛ.
ЗИЛ может подняться на эскалаторах
Эксперты считают, что новое производство подъемников для Московского метрополитена может быть организовано на территории автозавода
Московские власти начнут производство эскалаторов в Москве, сообщил руководитель ГУП «Московский метрополитен» Иван Беседин. Предполагается, что это снимет значительную часть проблем ремонта Московского метрополитена. Специалисты считают, что новое производство может быть организовано на ЗИЛе, который сейчас собираются перепрофилировать на выпуск широкой линейки продукции. А помогут ему в этом неназванные иностранные компании.
«Известия» уже писали, что конвейер Завода имени Лихачёва был запущен в августе этого года после двухлетнего простоя. Более того — завод, имеющий кредиторскую задолженность в объеме 14,9 млрд рублей (из которых 8,5 млрд рублей — просроченную), получил от правительства Москвы ещё 2,2 млрд рублей. При этом заммэра по экономической политике Андрей Шаронов объяснял, что существующее производство завод не спасет и мэрия ищет для ЗИЛа стратегического инвестора, причём не обязательно в секторе автомобилестроения. Необходимость решать проблему производства эскалаторов может помочь заводу остаться на плаву.
— В связи с тем что сейчас многие российские города начали активно строить метро, единственный завод-монополист «ЭЛЭС» в Санкт-Петербурге перестал справляться с задачей, — объяснил Иван Беседин. — Сейчас мы продумываем возможность организации производства эскалаторов в столице, для чего будем привлекать иностранцев. Наверное, корейцев, но не только.
6 августа Сергей Собянин рассказал, что работа монополиста в производстве эскалаторов, петербургского завода «ЭЛЭС», тормозит введение к эксплуатацию новых станций метро. Сотрудники завода объясняли ситуацию тем, что Москва резко увеличила заказ, к чему в Санкт-Петербурге не были готовы.
— Действительно, производственная база «ЭЛЭС'а» не способна удовлетворить растущий спрос на эскалаторы, — подтвердил эксперт организации «Город и транспорт» Владимир Свириденков. — Если говорить об иностранных производителях, то, несмотря на то, что в мире сейчас нет массового производства машин, подходящих для Москвы (длинных туннельных эскалаторов с высокими показателями надёжности и отказоустойчивости), просто в силу отсутствия спроса на такие машины, корпорации Otis, ThyssenKrupp и другие способны производить эскалаторы под любые требуемые заказчиком параметры.
Эксперт добавил, что после наводнения 2002 года в Праге, когда были затоплены многие станции метрополитена и потребовалась замена советских эскалаторов, зарубежные производители сумели в короткий срок под заказ спроектировать, изготовить и поставить необходимые машины. Также он отметил, что идея разместить производство в Москве выглядит правильной, учитывая масштаб предполагаемого заказа. В Москве много машиностроительных предприятий, на которых есть квалифицированные кадры и необходимые производственные площади. В том числе Завод имени Лихачёва.
В пиар-службе ЗИЛ'а «Известиям» рассказали, что теоретически выпускать эскалаторы на заводе возможно. Однако для того, чтобы понять, насколько производственные мощности готовы к такому перепрофилированию, необходимо провести специальное исследование.
В свою очередь независимые эксперты предположили, что ЗИЛ'у совершенно не обязательно что-то исследовать, так как главный актив, которым он располагает, — это земля. По мнению ведущего эксперта компании «Финам» Дмитрия Баранова, иностранцам проще будет организовать производство с нуля, чем переоборудовать какой-то из существующих заводов. ЗИЛ в этом отношении почти идеален. Осталось только убедить в этом стратегических инвесторов, которых собирается привлечь мэрия.
Полностью согласен с независимыми экспертами. В принципе любому крупному заводу совершенно нечего делать в Москве. Земля дорогая, рабочая сила дорогая, рентабельность - никакая. При этом в не столь дальних регионах России куча народа не может работу найти. По-моему за деньги от продажи этого монстра можно было бы спокойно организовать современное производство с нуля.
А хорошо-таки Собянин работает, что ни говори. Сказал как бы между прочим, что надо свое производство сделать - бац, и планы насчет ЗиЛа сразу. сказал, что будут выделенки, автобусы новые - и как то сразу началось.
во всяком случае в плане транспорта новый мэр пока полностью устраивает) посмотрим, что будет дальше.
Во-первых, с чего Беседин взял, что ЭЛЭС перестал справляться с заказами? Опоздание с поставкой эскалаторов на "Электрозаводскую" - это единственный пример задержки с выполнением ЭЛЭСом заказов. Других таких примеров нет.
Во-вторых, проще расширить объёмы производства на уже существующем и действующем не один год эскалаторном заводе, чем городить производство эскалаторов с нуля на том предприятии, которое этим не занималось либо никогда, либо - в обозримом прошлом.
В-третьих, основные претензии, которые следует сейчас предъявлять к ЭЛЭС - это не объёмы выпуска, а нежелание изготоавливать эскалаторы новой модели Е45У зауженными баллюстрадами. Гаев ещё в 2008 году утвердил чертежи, а идиоты-заводчане до сих пор по этим чертежам ничего не построили.
Наконец, в-четвёртых, чтобы сохранить ЗИЛ, надо обеспечить его заказами по основному профилю. И стратегического инвестора ЗИЛу искать не надо. Стратегический инвестор для ЗИЛа уже есть - это Правительство Москвы. В московском городском хозяйстве высока потребность в грузовиках и микроавтобусах. Вот пусть и будут это грузовики ЗИЛ и "Бычок", и микроавтобусы "Бычок". К тому же В Правительстве Москвы велико количество высокопоставленных чиновников. Для обслуживания каждой такой персоны нужен легковой автомобиль, если не лимузин, так хотя бы седан, а ведь в линейке моделей ЗИЛа есть не только лимузины, но и седаны (выглядят как традиционный ЗИЛ-овский лимузин, но короче). Правительству Москвы надо просто обеспечить ЗИЛ соответствующими заказами. Но вынужден с прискорбием констатировать, что команда Собянина исповедует ту же вредительскую идеологию, что и команда Медведева-Путина: нам собственное высокотехнологичное производство не нужно. Мы будем только торговать нефтью и газом, а всё, что касается высоких технологий, так это нам иностранцы сделают, да и всякие там условные "южнокорейские инвесторы".
Ляксеич, > Опоздание с поставкой эскалаторов на "Электрозаводскую" - это единственный пример задержки с выполнением ЭЛЭСом заказов.
> Других таких примеров нет.
Спасибо за дополнение. Просто "Добрынинскую" открыли раньше "Электрозаводской". Поэтому "Электрозаводская" лучше запомнилась. К тому же с "Добрынинской" можно было выйти через "Серпуховскую" и она не закрывалась, а для "Электрозаводской" идиоты из Правительства Москвы не догадались заранее построить второй выход, и её пришлось закрывать. Да вот, кстати, выход с "Добрынинской" открыли после капитального ремонта в 2008 году, "Электрозаводскую", кажется, тоже в 2008 году, ближе к концу года. Так вот за истекшие с тех пор два с лишним года уже можно было разобраться с ЭЛЭСом. А проснулись будто только сейчас.