Контрольно-счётная палата поставила под сомнение план развития транспорта Москвы
Контрольно-счётная палата (КСП) Москвы предъявила серьезные претензии к программе развития транспортной системы Москвы до 2016 года. Документ, в рамках которого планируется потратить около 1,8 трлн руб., проходит общественное обсуждение. Надзорный орган посчитал, что запланированные траты «недостаточно обоснованы». Претензии к транспортному комплексу Москвы КСП предъявляла и раньше, но впервые нарушения найдены в работе команды мэра Москвы Сергея Собянина.
Вчера на сайте КСП были опубликованы итоги экспертизы проекта столичной программы «Развитие транспортной системы на 2012-2016 годы», разработанной в департаменте транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города. Основная идея, заложенная в программе — повышение комфорта пользования общественным транспортом, который должен в результате доминировать над частным. Для этого в Москве будет организовано 40 (сейчас 4) выделенных полос для общественного транспорта на вылетных магистралях и 1,4 млн парковочных мест (сейчас 1,5 млн). Кроме того, будет построено 85,6 км линий метро, 438 км дорог, организована интеллектуальная транспортная система по управлению светофорами. На все это планируется выделить около 1,8 трлн руб.
Обычно КСП анализирует документы, вступившие в силу, но проанализированная программа пока проходит общественное обсуждение, её текст размещен на сайте правительства Москвы и каждый желающий может прислать свои комментарии к документу, которые чиновники обещают учесть. Тем не менее, согласно выводам палаты, документ содержит ряд нарушений и недостатков, повышающих риски недостижения ожидаемых результатов, неэффективного использования средств. В частности, авторы не провели анализ и оценку выполненных ранее мероприятий и оценку шумового и вибрационного воздействия, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от транспортных объектов, не предусмотрев мер по нормализации ситуации. Проект программы лишь частично учитывает реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». В частности, она предусматривает пуск транспортных потоков в обход Москвы по Центральной кольцевой автомобильной дороге, чего, по мнению палаты, не учли авторы программы.
КСП обратила внимание на то, что в разработанной программе не предусмотрены меры государственного регулирования (бюджетные, налоговые, тарифные и иные), которые позволяют стимулировать изменение транспортного поведения, снизив использование в пределах города личного автотранспорта. (получить разъяснение по поводу этой претензии изданию не удалось, но очевидно, что речь идет о возможном повышении транспортного налога для москвичей в качестве одного из способов заставить водителей перестать пользоваться личным автомобилем)
Отдельные претензии предъявлены и к механизму финансирования программы. В частности, КСП обратила внимание на то, что власти не предусмотрели реализацию проектов по развитию транспортной инфраструктуры на условиях государственно-частного партнёрства. Отметим, что, по крайней мере, один такой проект уже существует: Правительство Москвы и ОАО РЖД создали СП по освоению Малого кольца Московской железной дороги. Однако в КСП этот факт почему-то не учли и не поняли, откуда возьмутся 50 млрд руб. на организацию железнодорожного сообщения, хотя ещё в феврале 2011 года РЖД заявила о намерении инвестировать средства в реконструкцию общей стоимостью 102 млрд руб.
Ранее КСП вместе со Счётной палатой РФ уже предъявляла претензии к транспортному комплексу Москвы. В конце 2010 года по просьбе мэра Москвы Сергея Собянина была проведена проверка, которая выявила нарушения на 230 млрд руб. Однако тогда претензии предъявлялись в основном к действиям прежнего столичного руководства. В этот раз КСП нашла нарушения уже в действиях подчинённых Сергея Собянина.
В департаменте транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы удивились отчёту КСП.
— Программа находится в стадии доработки, все замечания Контрольно-счетной палаты будут, конечно, учтены, — заявила пресс-секретарь департамента Жанна Терехова. — Доработанный вариант программы планируется представить на утверждение мэру Москвы в ближайшие месяцы.
О. В который раз хороним развитие трамвая, т.к. его развитие вызывает обморок у чиновников и прочих недалёких людей. Проект его развития в первую очередь зарежут, скорее всего.
Если у КСП возникают вопросы к программам развития, то в целом это нормально. Нормально, если чиновники разъяснят КСП, что и откуда берётся и куда девается, учтут и устранят претензии со стороны КСП - это признаки здорового организма. Если все органы власти будут взаимодействовать, указывая друг другу на слабые стороны и те будут их устранять, то такая система обязана быть развивающейся. Мы должны благодарить тех, которые указывают нам наши недостатки. Б. Паскаль
Вообще конечно план развития городского транспорта от собянина весьма волюнтаристский. Не говоря уж об откровенно странных заявлениях о замене новых вогонов на новые и новых автобусов опять же на новые... А это попахивает распиллингом с откатингом...
Я лично не увидел для себя в плане ничего свидетельствующего об интенсивном развитии. Закупали раньше новый ПС - его продолжают закупать. Строили новые ветки метро - их продолжают строить. Никаких переделок перегруженных транспортных узлов, никаких хайвеев. Никакого развития межрайонных связей. И плюс, план разработан для границ москвы нынешних.
Ilya.Pro-Rock, распилинг и откатинг присутствует даже в США и Европе. Ладно, пусть будут, только бы это было не в колоссальных размерах отката и не в ущерб приобретаемой техники. Короче в разумных пределах.
Laser, не всё сразу. Генплан до сих пор лужковских времён, там всё переделывать нужно. Будут и Генплан переделывать и всё остальное попутно (транспорт, соц. развитие и т.п.).
Kent 13, Согласен, это везде и всюду, но там, если ты получил подряд на что либо, вне зависимости от того скока откатил ты ОБЯЗАН предоставить результат. А у нас к сожалению считается что после того как откатил то делать что либо совершенно не обязательно, а тот кому откатили обязан принять работу в любом виде, даже невыполненую... Это короч не есть гут...
Kent 13, Генплан до сих пор лужковских времён, там всё переделывать нужно. Будут и Генплан переделывать и всё остальное попутно (транспорт, соц. развитие и т.п.).
Согласен. Но какой смысл принимать Программу на основе уже устаревшего Генплана? Или нужно принять программу на ближайший год-два, а потом уже, при готовом Генплане, делать долгосрочную программу хоть до 2020, хоть до 2030 года.
Laser, я думаю частично в пределах МКАД что-то можно и сделать по старому генплану. А по большому счёту это особенности национального планирования - создаём видимость бурной деятельности.
В частности, авторы не провели анализ и оценку выполненных ранее мероприятий и оценку шумового и вибрационного воздействия, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от транспортных объектов, не предусмотрев мер по нормализации ситуации. Проект программы лишь частично учитывает реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». В частности, она предусматривает пуск транспортных потоков в обход Москвы по Центральной кольцевой автомобильной дороге, чего, по мнению палаты, не учли авторы программы.
Это называется, придраться не к чему, но видимость работы создать надо.
Вся экология на этой стадии предпроектирования, точнее предпроектных проработок закладывается только в виде чисел в сметах, в процентах от общей стоимости. А глобально прорабатываться начинает уже на стадии проектной документации, когда уже идет именно процесс проектирования и расчетов.
А зачем авторы по программе Москвы, должны учитывать пуск автомобилей по ЦКАД, который находится на территории Московской области? Можно еще пару дорог где-нибудь в Рязанской области еще добавить в расчеты.